Традиция казахов «Семь лепешек» не имеет ничего общего с исламом — обзор казСМИ

Stan.kz опросил ученых, чтобы разобраться в вопросе, откуда пришел обряд печь семь лепешек.

По словам исследователя казахской мифологии Зиры Наурызбаевой, лепешки пекли, чтобы накормить людей и подкрепить запахом выпечки души покойных.

«По своему происхождению это не арабский обряд. Корнями он уходит в наше домусульманское прошлое. Но давным-давно получил переосмысление в мусульманском духе.

Это выражается не только в слове «Бисмилля», но и в чтении суры Корана и просьбе к Аллаху быть милостивым к тем, кто ушел в мир иной. Суть обряда в том, что души покойных получают от потомков не просто «пищу», впитывая запах свежих лепешек, но и поддержку благодаря молитвам, которые потомки обращают к Всевышнему.

Положенные друг на друга семь круглых лепешек символизируют семь слоев неба, или семь небес, о которых упоминается в Коране. Одно из имен Аллаха – Господь семи небес», –пояснила Наурызбаева.

Несколько версий одной традиции

Этнограф Талгат Омар рассказал еще об одном значении обряда. По его словам, если человеку начинают сниться дурные сны, он печет семь лепешек и раздает семи людям.

«А еще ритуал проводят, когда человек чувствует, что может произойти что-то плохое. Кроме того, в старину семь лепешек давали отправляющимся в дальний путь. Число «семь» у казахского народа считалось священным. Это традиция, оставшаяся от тенгрианства», — считает он.

Теолог Руслан Мамытов говорит, что традиция «Семь лепешек» не имеет ничего общего с исламом.

«Эта традиция существует около 200 лет. Во времена голода люди были практически лишены еды. Питались лепешками, замешанными на муке и воде. Сегодня многие страны, в том числе Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан, перепутали свои национальные традиции и шариат.

Многие принимают это за ислам. Несведущие считают, что так Бог принимает их молитвы. Образованные же люди избегают подобного мышления”, – говорит Мамытов.

Богослов считает, что раздачу семи лепешек не следует рассматривать как поклонение, веру в идолов.

«Если человек молится на что-либо, это считается харам. Если вы посмотрите на выпекание лепешек не как на объект поклонения, а как на традицию, тогда обряд с точки зрения ислама не считается неправильным», — объяснил он.

Хлеб священен в любой религии

Имам Наурыз Убаев также уверяет, что хотя в исламе и нет указания печь лепешки, мусульманам от этого обряда отказываться не надо.

«Числа в исламе не считаются священными. Однако по казахской традиции выпекают и раздают именно семь лепешек. Печь их не противоречит шариату. Хлеб всегда был священной пищей, и число «семь» для казахов священное. Считать, что традиция «Жеті шелпек» относится к идолопоклонничеству, нельзя. Когда человек следует этой традиции, он не молится еде, он молится Богу», – пояснил он.

Кроме того, богослов рассказал, почему, когда едят лепешки, говорят — «Тие берсiн» (пусть зачтется).

«»Тие берсiн” – значит получить вознаграждение от чтения Корана и от садака в виде хлеба. Когда вы даете садака, вознаграждение получает умерший. В исламе награда за добрые дела передается именно покинувшему этот мир. Когда человек умирает, есть три вещи, которые не прерываются, и одна из них садака», — сказал он.

Наурыз Убаев также отметил, что питать духов запахом хлеба неправильно. Хлеб должен раздаваться живым.

«Хлеб всегда считался пищей, которая достается тяжелым трудом. Ведь чтобы на столе был хлеб, надо вспахать землю, посеять, вырастить и только потом собрать урожай. А когда доходила очередь до готового продукта — муки и хлеба, часть обязательно отдавали на благотворительность. Отсюда и пошла традиция раздавать хлеб», — напомнил Убаев.

Досымжан Науханов