История Ислама в Казахстане

Чтобы правдиво освещать историю прихода Ислама в Казахстан, историкам нужно обратить внимание на следующие факторы.

Во-первых: не было республик, которые существуют сейчас и искусственных границ. Туркестан, где жили тюркские народы, арабы называли Мавераннахром. Туркестан — «страна тюрков» — исторический регион Центральной Азии, населённый народами тюркского происхождения. Ранее было распространено также персидское название региона — Туран. С Туркестаном граничит Сибирь и Монголия к северу, Афганистан, Кашмир, Тибет — к югу, Китай к востоку, Иран и прикаспийские республики — к западу.

Архивы указывают на то, что Убайдулла ибн Зияд, вали Хорасана в 674 году вошел в Бухару. Потом уже в 705 году новый вали Хорасана Кутайба ибн Муслим полностью захватил Бухару и Самарканд.

Во-вторых: вокруг Бухары жили кочевники-казахи. Издавна казахские племена поставляли скот и продукты животноводства в города междуречья, Бухару, Самарканд, Хиву и Ходжент. До сих пор в Навоийской области есть казахские поселения, это Кенимех, Тамды, Ушкудык и Нурата. В Нурата захоронен один из трех казахских биев — Айтеке би, и там же находится его мавзолей. Основное занятие казахов в Навоийской области – это животноводство. Здесь разводят каракулевых овец и производят ценный мех – бухарский каракуль. Особенно развиты по этой части районы Тамды и Ушкудык.  В 7-м веке «южные» казахи приняли ислам и эта весть достигла остальные роды казахов, которые уже верили в единого Тенгри.

А в Бухаре и Самарканде жили в основном персы, где был распространен зороастризм, или огнепоклонничество. Для облегчения вхождения в ислам широких масс населения, ускорения этого процесса и смягчения языковых проблем было даже разрешено во время намаза читать Коран на персидском языке. Что интересно, во всем Туркестане такое разрешение было ограничено только Бухарой. Самым важным историческим источником, из которого можно почерпнуть информацию об этой практике, является «Тарихи Бухара» (История Бухары) знаменитого историка Абу Бакра Мухаммада ибн Джафара Наршахи. Этот историк пишет о практике чтения Корана на персидском языке во время поклонения (ибадат) он пишет так: «Так как жители Бухары в первое время после принятия ислама не могли читать Коран на арабском, в намазах они читали его на персидском. Было так, что во время коллективных намазов в задних рядах стоял специальный человек, который для тех, кто не знал арабского, кричал в то время, когда надо склоняться в руку: «Бекунита-некинет», а во время сажда: «Некунийа-некунет». А люди в соответствии с этим совершали руку или сажда». Местные жители неохотно меняли религию, и лишь когда власть была передана местной аристократии, процесс внедрения новой религии пошел быстрее.

Наряду с этой практикой существовала и другая, не имеющая аналогов в эпоху Омейадов в других местностях. Для того чтобы привлечь в новую религию людей среднего и низкого достатка, каждому новообращенному мусульманину, пришедшему на пятничный намаз, в качестве награды давали деньги. Наршахи сообщает, что, таким образом, раздавали по два дирхема, а объявление об этом каждую пятницу делал глашатай. По словам этого историка, это послужило причиной того, что многие люди, хотя бы только из подражания, пришли в ислам. А бедняки и кочевники, которые приезжали продавать свой скот на базаре, стекались в мечети, чтобы получить эти деньги. (Источники: Zekeriya Kitapçı, “Buhara’da İslamiyet’in Yayılışı Ve Yerleşmesi II”, Milli Kültür, c.I. sayı 3, Kültür Bakanlığı, Ankara, 1977, Sebahattin Samur, “Nerşahi”, Diac.32, İstanbul, 2006)

Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Судный День не наступит, пока мусульмане не сразятся с тюрками – народом, чьи лица похожи на кованые щиты, [народом,] который надевает меховую одежду и ходит в обуви на меху». Этот хадис передали: Бухари3587, Муслим 2912, Абу Дауд 4303 и ан-Насаи 6/44. Хадис достоверный.

Мусульмане впервые вступили в сражение с тюркскими народами в период правления Муавии(да будет доволен им Аллах). Это было в 7-м веке. Муавия ибн Худейдж передает, что он был рядом с Муавией ибн Абу Суфьяном, когда тот получил письмо, в котором сообщалось о сражении с тюрками и победе над ними: много тюрков было убито, и много трофеев было завоевано. Муавия сильно разгневался и велел написать в ответ: «Я понял, что ты написал, кого убил и какие трофеи завоевал. Я не разрешаю дальше сражаться с ними до моего приказа». И я спросил его: «Почему, о повелитель правоверных?» И он сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Поистине, тюрки возьмут верх над арабами, которые встретят их там, где растет полынь и кайсума (قيصومة). И поэтому я не хочу сражаться с ними». Сподвижники(да будет доволен ими Аллах) часто приводили хадис: «Оставьте тюрков так, как они вас оставили» (Абу Дауд).

Важно знать, что арабы не пошли дальше в степи, потому что Пророк (мир ему) запретил им воевать с тюрками-кочевниками. Но был Шелковый путь, когда торговля играла роль распространителя новой веры. И наши предки приняли Ислам, очарованные справедливостью и богобоязненностью купцов-арабов. Наш первый президент пишет: «Ислам в Казахстане сформировался на основе Ханафитской юридико-богословской школы и суфийской идеологии» (Н. А. Назарбаев, «Критическое десятилетие», Алматы, из-во «Атамура», 2003 г, стр. 104-105).

Ученый Азат Ахунов, к.ф.н, старший научный сотрудник Института Татарской энциклопедии АН РТ сделал вывод: «Таким образом, выясняется, что первые контакты тюрок с мусульманским миром, скорее всего, происходили практически с момента возникновения Ислама и не исключено, что уже в то время часть тюрок стала мусульманами. Уже через сто лет начнутся походы арабов на север — в Армению, Азербайджан, Грузию и процесс исламизации новых земель примет систематический характер. В 737 г. более чем 120-тысячное войско полководца Мервана продвинется до низовий Волги, что будет способствовать исламизации тюркоязычных племён Нижнего, а затем и Среднего Поволжья, которая в целом завершится к 922 г., когда о сложившейся практике Ислама в Волжской Булгарии расскажет в своих знаменитых «Записках» секретарь багдадского посольства Ибн-Фадлан».

А в Казахстане была би́тва на реке Тала́с (Атлахская битва) уже в июле 751 года, между войсками Аббасидского халифата и тюрков с одной стороны, и армией  Танского Китая за контроль над Средней Азией. Это говорит о том, что возможно еще до этой битвы тюрки приняли Ислам.

Также, нельзя забывать, что Константинополь стал Стамбулом, благодаря тюркским племенам. Достаточно посмотреть на фрески первых султанов, чтобы увидеть настоящих тюрков-кочевников. А хадис Пророка(мир ему) подтверждает величие тюрков: «Константинополь непременно будет завоёван, и как же прекрасен тот предводитель, (который завоюет его), и как же прекрасна та армия, (что завоюет) его!» (Хадис передали Ахмад, аль-Баззар, ат-Табарани и аль-Бухари в «ат-Тариху-ль-кябир», 2/81).

Этот хадис говорит о том, что мы должны гордиться нашими предками: ханами и султанами, учеными и аулия,  биями и батырами.

Смагулов М.А. – теолог Центра изучения религий г.Нур-Султан