Современный терроризм: некоторые ключевые особенности

Современный терроризм это – прежде всего политический феномен. В наши дни методы ведения войны трансформировалось, войны ведутся по другим правилам, так как, согласно современному международному праву, вооруженная агрессия (т.е. военные действия, когда очевидны кто нападающий-агрессор, а кто жертва) является «противоправной». Выражаясь иначе, «война» является запрещенным и «открыто противоречащим современному международному праву» действием (Договор ООН статья 2). Поэтому терроризм и стал одним из видов ведения современных «закамуфлированных» войн.

Другой ключевой особенностью современного терроризма, которая поясняет первую его особенность, является то, что очень сложно определить истинного «вершителя», ибо непосредственно сами террористы зачастую являются только марионетками, а истинные исполнители, т.е. «заказчики» не видны и могут быть вообще не определены, или же, они выявляются по прошествии десятилетий. Например, в период после принятия Договора ООН в середине 20-го века этими марионетками сперва были «левацкие» политические группы или «ультра-левые» группировки, затем ими стали «националистические» группы и «ультра-правые», а в последнее время радикальные мусульманские группировки или лица, причисляемыеющие себя к Исламу.

Следующей особенностью современного терроризма является создаваемый мультипликативный эффект на общество, общественное мнение и власть, часто осуществляемый или «напрямую» манипулятивными действиями медиа и некоторых политических групп или же процессом называемым секьюритизация. Как поясняют теоретики Копенгагенской школы исследования вопросов безопасности, «секьюритизация» или «конструирование угрозы безопасности» означает «дискурсивный» процесс придания определенному социальному или культурному феномену (как правило, не входящему в область безопасности) статуса особого «вопроса международной или внутренней безопасности». Существует интересная статистика, касающейся вероятности стать жертвой «международного терроризма» в США. Например, для гражданина США вероятность погибнуть от удара молнии в четыре раза, вероятность погибнуть от рук полицейских в девять раз, потерять жизнь от переживаний, вызванных финансовым кризисом в две тысячи двести сорок пять раз (2245) выше, чем стать жертвой «международного терроризма»

Не следует забывать и о том, что терроризм очень выгоден тем силам, которые хотят повернуть вспять процесс политической либерализации и начать процесс построения «Левиафана», т.е. государства- монстра.

На дорогах Алматы – самого большого города Казахстана в ДТП ежеквартально погибает гораздо больше людей, чем погибло во всех терактах совершенных в стране. Однако феномен терроризма, помимо откровенной манипуляции, имеет колоссальный эффект на сознание граждан и политику государств вследствие секьюритизации, т.е. конструирования угроз безопасности. Именно в результате секьюритизации «международного терроризма» США ввязались в политические авантюры, например, вторглись в Афганистан и Ирак, (умышленно или нет) стали перекраивать границы стран Ближнего и Среднего Востока и нарушать политический и социальный баланс в данных регионах.

Не следует забывать и о том, что терроризм очень выгоден тем силам, которые хотят повернуть вспять процесс политической либерализации и начать процесс построения «Левиафана», т.е. государства- монстра. А это, то прошлое, которое пост-советские общества пережили в 30-ые годы прошлого столетия, когда повод борьбы с так называемыми «врагами народа», привел к построению государства- монстра.

С другой стороны, и общество «столкнувшееся» с терроризмом становится менее толерантным, его восприятие социально- культурного и мировоззренческого плюрализма начинает ослабевать, порой само общество начинает «охоту на ведьм». Поэтому явный «ориентализм» и «исламофобия» дали скачок даже в самых плюралистических странах именно впоследствии терактов.

Если учесть то, что пост- советские общества и их элиты не успели еще как следует «натурализовать» социально- культурный и мировоззренческий плюрализм, то существует вероятность того, что поиски врага изнутри и извне, вызванные терроризмом, могут проявляться в виде политической «секьюритизации» инакомыслия, «иного» мировоззренческого и жизненного уклада, а порой «секьюритизации» целых религий (что, к сожалению имело место в некоторых соседних с Казахстаном странах после середины 1990-х).

Одним словом, терроризм может служить предтечей зарождения или усиления в пост- советских странах как политической де-либерализации, так и политической «секьюритизации» определенных феноменов. А эти процессы являются довольно тревожными индикаторами особенно для обществ в недавнем прошлом вышедших из тоталитарной системы и где еще не создано сильное правовое государство.

В борьбе с терроризмом имеет очень большое значение правильное понимание религий

В борьбе с терроризмом имеет очень большое значение правильное понимание религий, особенно Ислама Суннитского толка, представителей которого больше всего «инструментализируют» в последние время «вершители» терроризма. (подробнее на эту тему: «Ислам и плюрализм», «Ислам и терроризм: попытка анализа»)

Также следует бороться с ситуацией, при которой определенные «псевдо- религиозные» идеи дают замешанным в криминалитете лицам «суррогат» жизненных ориентиров и психологическую компенсацию (которые встали на преступный путь как раз таки из-за отсутствия или размытости жизненных ориентиров), а криминалитет может оказывать материальную поддержку этим группам. Данный феномен можно наблюдать в ряде общин пост- советских мусульман, при котором сознание мусульман формируется в большей степени не религиозной этикой и моральным кодексом «божественного учения» или же «плюралистической светскостью», а «криминальной субкультурой» и так называемыми «понятиями».

В конце отметим, что современный терроризм, прежде всего, политический феномен, требующий осознания того, что он зачастую становится благодатной почвой для «секьюритизации» или «конструирования угроз безопасности».

Автор