Саудовская Аравия исключает из учебников Ибн Абд аль-Ваххаба и ставит патриотизм выше ваххабизма

Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман привносит новое видение «умеренного, сбалансированного» саудовского ислама, сводя к минимуму роль саудовских религиозных институтов, которые когда-то считались критически важными для монархии.

На протяжении десятилетий саудовские короли оказывали поддержку религиоведам и учреждениям, которые пропагандировали ваххабизм.

Однако теперь женщинам разрешено водить машину, введены классы совместного обучения, кинотеатры стали новой нормой.

Ученые Ясмин Фарук и Натан Дж. Браун называют уменьшение роли религиозных учёных-ваххабитов во внутренней и международной политике Саудовской Аравии не чем иным, как «революцией» в саудовских делах.

Мухаммед бин Салман признает, что эти реформы рискуют вызвать гнев определенных избирателей или даже спровоцировать ответные меры.

Однако, Мухаммед бин Салман, похоже, не обеспокоен такими проблемами. В интервью, широко транслировавшемся по всему королевству, он отчитал ученых-ваххабитов, обвинив некоторых из них в фальсификации исламских доктрин. Затем он задержал крупного ученого-ваххабита,  обвинив его в преступлениях против монархии. Мухаммед бин Салман заявил:

 

«Мы возвращаемся к тому, чем были раньше. Страна умеренного ислама, открытая для всех религий, традиций и людей со всего мира».

 

Переговоры о ваххабизме

Это провозглашенное возвращение «умеренного ислама» перекликается с реформами деда Мухаммеда бин Салмана, короля Абдель Азиза, основателя современного Саудовского королевства. Это видение отвергает политику ваххабитского ислама, которую поддерживали его дяди, король Фейсал и король Халид. 

Между 1925 и 1932 годами Абдулазиз подавлял ваххабитских учёных и боевиков, которые требовали, чтобы он поддерживал их версию «чистого ислама» и не открывал королевство для торговли и развития. Он сделал противоположное и утвердил верховенство монархии.

Быстро развивающаяся нефтяная экономика Саудовской Аравии, развитая Абдель Азизом, потребовала от его сына, короля Фейсала, правившего с 1964 по 1975 год, пересмотреть отношения монархии с ваххабизмом. В отличие от Абдулазиза, Фейсал верил, что ваххабиты помогут ему спасти королевство.

Саудовцы, которые чувствовали себя обделенными в развивающейся нефтяной экономике Саудовской Аравии, нашли вдохновляющий символ освобождения в лице президента Египта Гамаля Абдель Насера, который помог свергнуть египетскую монархию в 1952 году и реализовал планы по перераспределению египетского богатства. 

Фейсал призвал ученых-ваххабитов работать с политически движимыми исламистами, чтобы отвергнуть революционную политику Египта Абдель Насера и разработать новое видение ислама для саудовской молодежи.

Фейсал позволил ученым-ваххабитам реформировать саудовские учебные заведения с их консервативной исламской учебной программой. Зарубежом ученые Фейсала представили ваххабизм как подлинную исламскую альтернативу идеологиям США и СССР времен холодной войны. Эти ученые-ваххабиты утверждали, что богатые саудовцы имеют религиозную обязанность распространять ваххабизм по всему миру.

 

Сопротивление ваххабизму

Реформы Фейсала увенчались успехом. Король Халид, последовавший за Фейсалом, продолжал отдавать предпочтение ученым-ваххабитам, особенно в ответ на две основные проблемы в 1979 году.

Группа саудовских студентов, считавших реформы Фейсала и Халида нелегитимными, захватила Масджид аль-Харам в Мекке на 2 недели в 1979 году. Нападение на Аль-Харам рассматривалось как нападение на саму монархию, глава которой носит звание «Хранителя Двух Святынь».

Захват завершился совместными действиями французских и саудовских вооруженных сил.

Также в 1979 году другая часть саудовской молодежи присоединилась к сопротивлению советскому вторжению в Афганистан. Одним из таких саудовцев, ответивших на призыв в том году, был Усама бен Ладен, который основал «Аль-Каиду» в 1988 году.

Недовольство Усамы бен Ладена и «Аль-Каиды» монархией возникло после того, как король Фахд согласился на увеличение количества американских солдат на территории Саудовской Аравии после вторжения иракского лидера Саддама Хусейна в Кувейт в 1990 году.

Не все консервативные исламистские лидеры призывали к насилию. Как отмечает историк Мадави Аль-Рашид , многие саудовские ученые позиционировали себя как реформаторы , стремившиеся исправить отход Фахда от «подлинного» ислама и восстановить видение Фейсала.

Когда Мухаммед бин Салман говорит об «умеренном исламе», он не просто осуждает насилие «Аль-Каиды». Он отказывается от монархии ваххабитского истеблишмента. Он обвиняет некоторых ученых-ваххабитов в насилии, с которым монархия столкнулась в 1979 году, а затем в 1990-х и 2000-х годах.

Он поработал над тем, чтобы дезавуировать эти договоренности и, как и его дед, утвердить верховенство монархии.

«Умеренный ваххабизм» для саудовского общества?

Многие из этих революционных изменений произошли во время обнародования в 2016 году «Saudi Vision 2030», плана полной политической, экономической, образовательной и культурной трансформации Саудовской Аравии. Мухаммед бин Салман считает, что это удовлетворит потребности саудовцев в возрасте до 30 лет, которые составляют более 60% населения королевства.

 

Религиозная учебная программа, сформированная королем Фейсалом, исчезла, ее заменила система образования «Саудовцы прежде всего», которая исключает Ибн Абд аль-Ваххаба, основателя ваххабизма, из учебников и ставит саудовский патриотизм выше ваххабитской идентичности. Саудовская Аравия объявила, что больше не будет финансировать мечети и ваххабитские учебные заведения в других странах.

Некоторые наблюдатели считают, что этого может быть недостаточно. Мохаммад Фадель, профессор истории исламского права, утверждает, что нынешняя конфигурация саудовской монархии несовместима с «той независимой мыслью, к которой призывает наследный принц в вопросах религии». Саудовское общество будет процветать, добавляет он, «когда принц Мухаммед признает право мусульман управлять собой политически».

С помощью этих реформ ваххабизма Мухаммед бин Салман надеется обеспечить лояльность поколения молодых саудовцев. Однако, как показывает история Саудовской Аравии, такая сделка требует постоянного пересмотра и обновления.

Натан ФренчДоцент кафедры религии Университета Майами
ИСТОЧНИК: The conversation