Контроль над религиозным образованием в Центральной Азии: меры и последствия”
Получение гражданами Центральной Азии религиозного образования за рубежом не вызывало тревог в первые годы независимости, однако в последующем стало причиной беспокойства государственных органов.
Бесконтрольный выезд и обучение в сомнительных религиозных учреждениях в государствах Ближнего Востока способствовал активному распространению в странах Центральной Азии пропаганды чуждых религиозных идей, в особенности радикальной идеологии, что привело к принятию госорганами решения по ужесточению законодательств в религиозной сфере с целью мер по ограничению выезда молодежи за рубеж.
В частности ограничительные меры по получению религиозного образования за рубежом объяснялись следующими причинами:
– Угроза радикализации: Некоторые религиозные учреждения за границей, особенно на Ближнем Востоке, связаны с радикальными течениями, которые могут повлиять на молодых людей.
– Контроль над религиозным образованием: Власти стремятся обеспечить обучение на основе местных традиций ислама, чтобы предотвратить распространение чуждых религиозных идей.
– Снижение экстремистских угроз в рамках государственной стратегии по противодействию экстремизму и терроризму.
Таджикистан
Еще в 2011 году в Таджикистане были приняты поправки, которые разрешают получать религиозное образование за рубежом только по согласованию с властями и только после завершения такого образования в стране. Ранее президент Эмомали Рахмон заявлял, что таджикистанцы в зарубежных медресе «становятся не муллами, а террористами».
По информации Комитета по делам религии, с 2010 года более 3 тысяч граждан, незаконно получающих религиозное образование в Йемене, Сирии, Египте, Пакистане, Афганистане, Ираке и Иране, были возвращены на родину.
В 2023 году Таджикистан вернул на родину около десяти детей, проходивших обучение в религиозных школах в Бангладеш.
Казахстан
Учитывая реалии религиозной ситуации Комитет по делам религий в рамках совершенствования текущего законодательства в сфере религии еще в 2018 году пытался внести поправки в законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединениях» касательно ограничения получения зарубежного теологического/религиозного образования гражданами Казахстана.
Следует отметить, что необходимым условием для получения зарубежного теологического образования было наличие формирования начальных религиозных знаний в стенах отечественных духовных заведениях.
По мнению разработчиков, данная мера была направлена на развитие отечественной школы религиозного образования, а также станет заслоном на пути проникновения чуждых и деструктивных идей, носителями которых часто становятся молодые люди, рано выехавшие за рубеж и получившие там религиозное образование. Однако указанные поправки не вошли в текущее законодательство.
Подобная практика не нова. Согласно опыту Турции и Малайзии, граждане этих стран могут продолжить религиозное образование в ВУЗах арабских стран после получения базового уровня знаний на родине.
Кыргызстан
Подобное ограничение религиозного образования за рубежом сейчас обсуждается в соседнем Кыргызстане. К примеру, «в целях предупреждения и недопущения влияния деструктивного религиозного обучения за рубежом, а также ведения статистики лица, желающие получить зарубежное религиозное образование, должны согласовать свой выезд с Госкомиссией по делам религий и центральным органом управления религиозной организации.
При этом в случае отсутствия указанного действия документ, подтверждающий окончание религиозного обучения, будет считаться недействительным на территории Кыргызской Республики. Подобные поправки планируют внести в действующий закон в текущем году.
Сегодня в Узбекистане, Таджикистане, Кыргызстане и Казахстане функционируют свои полноценные образовательные системы получения религиозного/теологического образования, на бесплатной основе.
Необходимо отметить позицию Духовного управления мусульман Казахстана, которое настоятельно рекомендует получать начальное религиозное образование у себя на Родине и только после этого выезжать за рубеж для дальнейшего углубления теологических знаний.
К примеру, ДУМК имеет действующие соглашения со всемирно известным университетом «Аль-Азхар» (Египет), институтом «Хасеки» (Турция), Ташкентским исламским университетом (Узбекистан), а также с теологическими учебными заведениями России. При наличии рекомендаций ДУМК казахстанцы могут поступить в любой из них.
Сегодня можно с уверенностью утверждать на успешность реализованных мер со стороны государственных органов, а именно создание и функционирование в стране собственных духовно-теологических заведений, а также введение контроля выезда молодежи в зарубежные исламские заведения, позволили нивелировать текущую проблему пропаганды чуждых религиозных течений и радикальных организаций.
Источник: KAZISLAM.KZ/ Умурзакова А.А.