Забытое, но не старое: взаимодействие ислама и национальных традиций

Сегодня ислам - это основа, фундамент, несущая конструкция, на которой держатся наша этничность, история, культура. Потеря этой основы станет прямой угрозой нашей государственности.

Виднейший антрополог К. Лоренц считает отказ от традиций гибельным для устойчивости сознания даже в том случае, если этот отказ полностью оправдан.

Представление о том, что радикальные исламистские группы своими антиконституционными призывами несут угрозу в основном государственным институтам, сегодня не совсем верно. Анализ особенностей идеологии этих нетрадиционных и радикальных организаций показывает, что они представляют, прежде всего, угрозу коренному этносу, и тем самым общественному строю.

К примеру, у такфиритов главным и направляющим тезисом является, что «казах, не читающий намаз – это кафир». Некоторые мадхалиты  утверждают, что «почти все традиции и обычаи казахов являются джахилийскими», признавая их как проявление бидаата (новведение) в исламе. Многие радикалы отрицают нашу историю.

Как мы видим, сегодня идет систематичный процесс противопоставления ислама и национального начала, что ведет к постепенному разрушению идентичности государствообразующего казахского этноса, его духовной эрозии.   

Иначе говоря, есть прямая попытка выбить у коренного этноса исламскую основу идентичности. Основная угроза, исходящая от деятельности нетрадиционных и радикальных религиозных групп - это идеологическая атака против этноса и его духовной культуры как геополитического и геокультурного субъекта.

В результате такфириты отказываются от «немусульманских» традиций и обычаев, одежды и украшений, оставляют работу в государственных учреждениях и предприятиях (дескать, все это – от сатаны). Так они все больше и больше изолируются, развивая на свой радикальный лад концепцию «аль-уаля аль-бара» - в буквальном переводе «дружба и непричастность». Имеется в виду дружба с верующими (при этом «верующими» они признают только самих себя) и непричастность  к «кафирскому» образу жизни (это понятие у них весьма расширено).

Деятельность радикалов может стать причиной надлома одной из опор государственности, которая, как известно, держится на трех основных столпах: идеология, культура, история. Утрата одной из опор, неизбежно приведет к неминуемому упадку. Сегодня мы являемся свидетелями того, что результатом дискредитации и подрыва авторитета традиционной религиозности казахского народа, в обществе появилась категория людей, посягающих на государственность Казахстана, а также на его самобытность и ментальность.

В противоположность этим началам опыт показывает, что носителей деструктивных идей пугает образ доброго социально ответственного  казаха мусульманина. Следовательно, надо укреплять эти стереотипы.

Так же в примерах сподвижников пророка мы находим сходство и подтверждение казахских обрядов. Издревле казахи мазали на лоб младенцев сажу и одевали их в небогатую одежду, ушитую всевозможными пуговицами и монетами, чтобы уберечь от сглаза. Халиф Усман ибн Аффан как-то увидел красивого ребенка и сказал: «Поставьте ему черное пятно на ямочку подбородка, чтобы его не сглазили». Конечно же, казахи не могли не учитывать, что эти слова сподвижника Усмана были сказаны, чтобы тем самым отвлечь внимание тех, кто обладал сглазом. Но среди некоторых  мусульман с подачи радикалов бытует ошибочное мнение, что это признак многобожия и ереси.

Шелпек тарату, құран оқыту, өсиет ету, шілдехана тойы: все это берет свою основу из постановлений ислама.

Казахские высказывания «Таспен атканды аспен ат», «Алланың көзі түзу болсын», «Періштенің құлағына шалынсын» и другие высказывания являются исчерпывающим доказательством мусульманства казахов.

При тщательном анализе и изучении культуры казахского народа, можно обнаружить бесчисленное количество слов, обычаев, ритаулов связанных с исламом и сунной Пророка.

Также можно привести пример, когда у казахской семьи рождается ребенок, близкие и родные поздравляют родителей словами «бауы берік болсын», что означает «пусть крепка будет его вервь». Это связано с тем, что когда младенец появляется на свет, то ему перерезают пуповину, связывавшую ребенка с его матерью. Поэтому казахи желали маленькому человеку укрепления связи с его Господом.  Это соответствует словам Корана «Нет принуждения в вере. Уже явно отличился прямой путь от заблуждения. Тот, кто не верует в идолов, а верует в Аллаха, ухватился за прочную вервь, которая не рвется. Аллах — слышащий и знающий».

Если у казахов умирает кто-то из близких и родных, то все люди выражают им соболезнования словами «иманы саламат болсын», «арты қайырлы болсын», что соответствует словам пророка: «А кого Ты упокоишь – упокой в вере!»

 Саван покойного на казахском языке звучит как «ахырет», что в переводе означает «загробный мир» или «последний путь». Другими словами – одежда в последний путь в загробный мир. Коран гласит: «Они веруют в Аллаха и в Последний день (иум ахир), велят творить одобряемое, запрещают предосудительное и торопятся совершать добрые дела. Они являются одними из праведников».

Как мы видим,  казахи являются потомками своих предков мусульман, донесших до нас религию через тернии испытаний историей, обязаны перенять и передать ее в традиционной форме следующим поколениям, и обязаны защитить и оградить наш народ от посягательств на нашу независимость, нацию, религиозное самосознание.

Радикалы плохо знают историю ислама и традиции коренного народа. Но они в силу невежества обычно переносят свое негативное отношение к любым традициям, не научившись понимать и распознавать в традиционной казахской культуре ценности ислама и проверенную временем мудрость предшествующих поколений мусульман. Но это преодолевается только просвещением. 

 

Асылбек СНАДИН,

религиовед

«Kazislam»