Гульназ Раздыкова рассказала об исходящей опасности от последователей мадхалитского течения

Салафизм — это обособленная закрытая субкультура, что недопустимо для сохранения единства и стабильности государства. Это те же признаки, характерные для «Таблиги-джамаат»*, «Хизбут-Тахрир»* и т.д. Истоки у всех одинаковые, но разный уровень радикальности. Это зависит от того, каких шейхов они слушают: саудитских, египетских и т.д. Но такфиристов и джихадистов, можно сказать, в Казахстане уже нет. Многие уже отбывают наказание, спец. органы работают с ними. В открытом обществе сейчас больше мадхалитов и суруритов, рассказала на своей странице в Facebook  руководитель КГУ «Центр анализа и развития межконфессиональных отношений» Гульназ Раздыкова.

Если кратко, то мадхалиты — это те, кто слушает саудитских шейхов, а суруриты – египетских.

Мадхалиты не идут в открытую против государства, подчиняются правителю. Но это тоже деструктивное течение. Потому что они резко выступают против имамов ДУМК, стремятся к обособлению от мусульманской уммы. Очень сильно настроены против обычаев и традиций казахского народа, зациклены на внешних признаках религиозности, не признают светских принципов общества. То есть полностью не соблюдают ни один обычай, ни один обряд.

Следует заметить, что несмотря на свою политическую «умеренность», отказ от насилия и приверженность принципу повиновения правителю, направление мадхализма и долгосрочной перспективе несет угрозу казахской национальной идентичности, так как активно отрицает исторический путь и опыт мусульманства казахского народа.

При этом мадхалитами не учитывается факт того, что в основу формирования казахского этноса, как политического союза племен и родов, в XV веке было заложено именно мусульманская идентичность.
Однако сторонники мадхалитского направления салафизма явно и неявно ставят под сомнение фактическую принадлежность предыдущих поколений казахов к исламу. Основанием для подобного рода выпадов являются доводы мадхалитов о том, что казахи в предшествующий период не исповедовали ислам в «чистом» виде, совершая нововведение в религию и такой тягчайший в исламе грех как ширк – придание Богу сотоварищей.
Салафизм в целом крайне негативно относится к суфизму, имевшему определенное распространение на территории Казахстана, в рамках которого и допускались некоторые практики, могущие быть истолкованными именно таким образом (например, т.н. истигаса-спрашивание заступничества перед Богом у умерших святых). Однако тот факт, что в аравийских пустынях и по сей день встречаются бедуинские племена, не отличающиеся религиозностью, оставляется мадхалитами без внимания.
Канал хаджа используется «ваххабитами» для активной идеологизации казахстанских паломников.
Подытоживая, следует сказать, что с позиции законодательства Казахстана, деятельность такфиритов можно отнести к экстремизму, что является уголовно наказуемым деянием.
Мадхалиты же несут в себе для Казахстана и казахского народа скрытый деструктивный потенциал, но их действия не могут квалифицироваться статьями Уголовного кодекса РК.
Для преодоления влияния мадхализма необходим ряд мер правового, идейно-пропагандистского и административно-политического характера.
При оценке деятельности салафитских групп или групп, именующих себя салафитами, на понимание отечественных специалистов оказывают влияние зарубежные представления и стереотипы о полной идентичности такфиритов и мадхалитов.
* Организация, запрещенная в Республике Казахстан