Тикток-имам и батюшка-блогер: почему так популярны религиозные инфлюенсеры в Казахстане?

Религиозные проповедники Казахстана активно используют социальные сети для расширения своей аудитории.

Священнослужители, имамы, отдельные личности, пропагандирующие религиозные ценности, стали своего рода «коучами» для религиозных людей. На них подписаны тысячи людей, они ведут свои трансляции онлайн в YouTube, Instagram, Telegram и даже TikTok. 

Кто они, религиозные инфлюенсеры в интернете? Как они влияют на свою аудиторию и на какие темы говорят? 

Тикток-имам

Из-за пандемии коронавируса, начавшейся по всему миру в 2020 году,  в Казахстане были запрещены массовые мероприятия, в том числе и собрания в мечетях, церквях. Поэтому люди, интересующиеся религией, стали искать «духовную пищу» во Всемирной сети. 

Этот спрос породил предложение – проповедники вслед за паствой пришли в Сеть. Среди активных религиозных деятелей в интернете можно выделить главного имама алматинской мечети Толе би Ерсина Амре, наиба муфтия Духовного управления мусульман Казахстана Кенжеали Мырзабаева, главного имама центральной мечети Актюбинской области Серикжана Еншибайулы. Большую популярность также приобрел Нурлан Байжигитулы, которого в народе называют «тикток-имамом».

Нурлан Байжигитулы. Скриншот с аккаунта в TikTok

У «тикток-имама» более 405 тысяч подписчиков в социальной сети TikTok и такое же количество в Instagram. В своих аккаунтах Нурлан описывает себя как «имам, религиовед, теолог, психолог». Он дает советы по обыденным проблемам своим подписчикам, объясняет каноны ислама современным, легким языком, понятным как для молодежи, так и для более старшего поколения пользователей социальных сетей. 

Сам религиозный деятель в интервью YouTube-каналу «Nartau Aralbayuli» объясняет свою популярность так: «Если бы сидел и рассказывал, что все умрут, проповедовал бы, возможно, я бы не собрал столько зрителей, не пришла бы ко мне молодежь. Поэтому главной причиной использования анекдотов, разговора на языке молодежи является обратить внимание молодежи [на ислам – Ред.]». 

С этим согласны и его подписчики. «Тут все просто. Не каждый имам будет приводить примеры, как он. Выходит смешно и поучительно», – рассказал редакции CABAR.asia Тахир, молодой человек, который смотрит имама в TikTok.

Батюшка-блогер

Алексей Гаврилов. Скриншот с аккаунта в TikTok

Еще одним ярким примером религиозного интернет-инфлюенсера может служить  настоятель собора Николая Чудотворца в районном центре Булаево в Северо-Казахстанский области иерей Алексий Гаврилов. Он называет себя «батюшка-блогер». У него более 24 тысяч подписчиков в TikTok и суммарно более 2,7 миллионов просмотров. 

«Причина [популярности] в том, что между священником и человеком нет преграды. Особенно когда священник в соцсетях: ему задают вопросы, он тут же отвечает. Это доступность, это искренность, это неискаженные мысли», – сказал Алексий Гаврилов в комментариях  CABAR.asia.

Хоть настоятель собора и ведет проповеди в Instagram, все-таки больше внимание он уделяет TikTok:

«Самая актуальная сеть – это TikTok. Потому что там есть возможность выходить в прямые эфиры, и людям это интересно, когда вживую священник с ними общается», – отмечает батюшка.

Просто и доступно

Причину популярности религиозных блогеров CABAR.asia попросил объяснить Нурмухаммеда Мейманхожу, научного сотрудника Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки Министерства науки и высшего образования.

«Темы проповедей в социальных сетей больше направлены на формат в виде вопросов и ответов. Населению, наверное, больше интересны вопросы бытового, личного характера, зачастую встречаются вопросы обыденного содержания, такие как, разрешено ли вешать гитару в доме, можно ли брать кредит, ипотеку в банке. Они спрашивают о социальных обязательствах в семье, о воспитании детей и подростков», – говорит Мейманхожа.

Эксперт отмечает, что активность религиозных деятелей переместилась в Сеть в основном потому, что многие процессы перешли в онлайн. 

«В обществе значительно возросло количество пользователей социальных сетей. Зачастую молодежь не желает читать книги, журналы. Легкость и доступность получения информации через виртуальные каналы связи влияет также на сферу религии», – комментирует Нурмухаммед Мейманхожа.

Законна ли деятельность? 

В Казахстане действуют законы, которые запрещают распространение любых информационных материалов религиозного содержания вне культовых сооружений, а миссионерскую деятельность разрешают только после прохождения религиозным объединением регистрации в органах юстиции. Кроме этого, миссионерская деятельность разрешена только после получения положительного заключения религиоведческой экспертизы. 

Если религиозная деятельность ведется в интернет-пространстве (то есть не в культовом сооружении), то она подпадает под санкции статьи 490 Кодекса об административных правонарушениях. Фактически за любой материал (статью, пост на личных страницах в социальных сетях), содержащий ту или иную религиозную составляющую, можно получить административный штраф. Например, в июле 2022 года журналистку Руфию Мустафину была оштрафовали за публикацию видеоинтервью с главным имамом мечети «Кызылжар» в Петропавловске. Интервью носило информационный характер – о традициях праздника Курбан Айт. 

В связи с этим Нурмухаммед Мейманхожа высказал мнение о необходимости ввести процедуру сертификации и мониторинга религиозных проповедников в интернете.

«Лекции, видеоролики религиозных проповедников нетрадиционных течений могут иметь недостоверную, искаженную суть религиозных постулатов.  Сертифицировать религиозных проповедников в интернете нужно для определения степени [законности] их слов, высказываний, устремлений, которые не должны противоречить принципам светского государства, межконфессионального согласия в обществе», – считает Мейманхожа. 

Однако другие специалисты в области религии не видят необходимости в сертификации. Преподаватель кафедры религиоведения Египетского университета исламской культуры «Нур-Мубарак» Талгат Темирбаев, говоря о сертификации религиозных проповедников в интернете, отмечает:

«На данном этапе, такой необходимости нет. Если это граждане Казахстана или граждане, которые находятся на территории Казахстана, их деятельность в интернете регламентируется законом Республики Казахстан. А пытаться контролировать внешний поток в интернете в принципе невозможно».

Автор: Аян Орынтай, религиовед, проектный координатор IWPR, Алматы, Казахстан

Источник: cabar.asia