Партия религиозных активистов может появиться в Казахстане и других странах Центральной Азии

Фотоколлаж paperlab.kz

К религии в Центрально-Азиатском регионе и, в  частности, в Казахстане, приходит все больше людей. Есть среди них как те, кто уходит в деструктивный фанатизм, но большинство все же вписываются в нормы светского государства. 

Новый тренд

Религиовед, директор Института геополитических исследований Асылбек Избаиров отметил: создание такой партии возможно в любой стране с мусульманским религиозным большинством.

«Сразу подчеркну – если такая партия появится в Казахстане, ее основой не будет религиозная тема, это запрещено Конституцией. У нас может появиться не исламская партия в прямом смысле, а некий прототип Ak parti – правящей политической партии Турции во главе с Реджепом Эрдоганом. В целом в стране активизируется религиозный вопрос, а потенциал того же ислама достаточно высок. Например, ряд благотворительных организаций в Алматы с религиозными активистами закрывают многие участки в деятельности государственной системы. В период Рамадана они, например, выдали квартиры нуждающимся», - рассказывает эксперт.

В последних парламентских выборах участвовало несколько кандидатов, придерживающихся религиозного мировоззрения, и часть из них получила мандаты.

«У них были хорошие правильные лозунги, программа. Многие успешные бизнесмены являются практикующими мусульманами. И уже состоят в партиях», - продолжает собеседник.

Он напоминает, что Мурат Телибеков открывал Союз мусульман как движение, потом хотел продвигать его как партию.

Созидательный потенциал

Как уверен Избаиров, религиозные активисты могут принести ощутимую пользу стране. Но даже не это главное.

«Мы должны понимать, что религиозация общества растет, это объективный процесс. Больше 60% молодежи держали Оразу. Бороться с этим процессом глупо и опасно – нужно возглавить его, нужно управлять им в созидательном русле. Ведь сам потенциал религии можно направить либо в положительное, либо в деструктивное русло. И если государство само не будет использовать этот потенциал, появятся деструктивные личности, которые захотят использовать этот потенциал в своих интересах», - говорит религиовед.

Поэтому, учитывая рост религиозной составляющей в нашем обществе, нужно вводить этот вопрос в рамки правового поля.

«Надо работать с этой категорией людей, а мы до сих пор не умеем этого делать. В нашей политике действуют правила, заложенные еще в Советском Союзе. А необходимо повышать грамотность, религиозную и правовую», - уверен эксперт.

Он также констатирует, что религиозная тема сейчас активно развивается через блогеров и других инфлюенсеров в казахоязычной и русскоязычной среде.

История повторяется

Он делает краткий экскурс в историю: дореволюционная идеология казахских политических лидеров была основана на религиозном начале.

«Тот же «Алаш» - да, у них не было в названии прямого исламского названия, программа не имела религиозного контента, но, по сути, они несли в себе религиозное начало. При этом были либералами, возможно, и консерваторы были», - говорит религиовед.

          Имеются и другие исторические примеры различного подхода к религии со стороны государства.

«Екатерина Великая интегрировала мусульманское население в систему государства, что позже привело к созданию мусульманской партии, улеммов и так далее. Депутаты выдвигались в госдуму, было несколько мусульман-депутатов, и эта политика привела к хорошим результатам для государства. Мусульмане могли реализовывать свои права».

Был также и негативный опыт первого генерал-губернатора Туркестана фон Кауфмана.

«Он полностью игнорировал исламский фактор. В итоге такая политика привела к множеству восстаний - Андижанскому и другим. Потом эту политику продолжил Духовской, но кроме ополчения мусульманского населения против империи это ничего не дало. Я уже упоминал правящую партию в Турции, которая находится у власти более 10 лет. Мы не увидели, чтобы за это время Турция стала мусульманской страной. Да, девушек в хиджабах стало больше, религиозные активисты вошли в парламент. Но такой картины, как в том же Афганистане, не наблюдаем. Кстати, почему в контексте исламизации всегда приводят эту страну как негативный пример? Почему не приводят в пример успешные страны: Кувейт, Катар, Эмираты, Малайзию, Сингапур?», - отмечает глава Института геополитических исследований.

И никакой религиозной повестки

Возвращаясь же к теме возможного появления партии религиозных активистов в Казахстане, эксперт отмечает: самым первым требованием к ней должен быть запрет на лоббирование религиозных вопросов в политике.

«Важно, чтобы верующие граждане из-за внешних признаков веры не чувствовали отчужденность от государства, а, наоборот, видели через религиозных активистов свою причастность к строительству государства, участвовали в его жизни, помощи и так далее. Во-вторых, они не должны быть чужими среди своих из-за своих вероубеждений. Мы должны понять: если государство будет игнорировать религиозный фактор, то получит определенное социальное гетто из верующих, которые будут идти своим лагерем, своим движением, что может стать началом деструктивных процессов и конфликтов», - говорит эксперт.

Умеренные активисты

Независимый эксперт из Центральной Азии в свою очередь акцентирует: вопрос создания партии религиозных активистов очень сложный и актуализировался в последнее время особенно в Центральной Азии.

«Религиозные активисты – умеренные, не радикального толка, воспитанные по светским канонам и соблюдающие их, живущие в светском режиме, все больше устремляют взгляд к созданию неопартии. Партии нового типа с религиозно мотивированными политиками. Они уже объединяются и проводят созидательную работу на благо светского общества», - говорит собеседник.

При этом у них нет стремления создать теологическое или клерикальное государство. Это люди нового формата, которые хотят внести что-то новое в жизнь страны. Такого типа партии есть в Турции, Германии и других странах.

«Думаю, недалек тот день, когда партии нового типа - светского толка, но с религиозными активистами могут появиться и в странах Центральной Азии. Такая партия создана и действует в Кыргызстане, в парламенте и в местных городских советах. Она не радикального, не прорелигиозного толка. Это религиозные ребята, молодые бизнесмены, которые объединились и проводят умеренную линию, толково объясняют свое политическое мнение, религию не вмешивают», - рассказывает эксперт.  

Социальный лифт

Одна из ярких причин данного процесса в регионе, по его мнению, это то, что религия стала неким социальным лифтом для людей, придерживающихся религиозного мировоззрения.

«Они выстраивают новые отношения, формируют ценностные ориентиры, которые влияют на молодежь, на общество, где появляется новая социальная единица – религиозно мотивированный человек, который живет в светском обществе, не принося ему вреда, создает новые  тренды в бизнесе, строительстве, торговле. Это экономически независимые люди, и они выстраивают новые отношения в обществе», - отмечает собеседник.

Под влиянием религиозного мировоззрения эти люди начинают менять окружающую среду, вырабатывать общественные нормы поведения, отношение к политике, к другой части общества, продолжает он.

«В целом эти активисты не затрагивают основу основ - Конституционный строй, а, наоборот, стремятся развивать конституционное право заниматься политикой в рамках законов светского государства», - констатирует специалист.

Они успешно налаживают деловые отношения с другими мусульманскими странами.

Впрочем, как уверен эксперт, в партию религиозных активистов могут войти не только мусульмане, но и представители других религиозных конфессий. Ведь вся суть такого рода объединения именно в том, чтобы направить энергию верующих в правильное, контролируемое государством русло.

Напомним, в Казахстане активно обсуждается тема ношения хиджаба медийными личностями. При этом некоторые из артисток признаются, что соблюдают многие предписанные религией ритуалы, однако не готовы ходить покрытыми.

Назгуль Абжекенова

golos-naroda.kz