Эксперт рассказал об особенностях контрпропагандистской работы в Интернете
Развитие информационных технологий и внедрение цифровизации в различные сферы жизнедеятельности усилили влияние электронных площадок и социальных сетей на общественное мнение.
Становление информационного общества с различной степенью интенсивности и результативности происходит во всем мире, в том числе и в Казахстане. По данным «Global Digital 2022» 62,5% мирового населения используют всемирную сеть интернет, общее количество пользователей в мире составляет – 4,66 млрд., в Республике Казахстан – 15,4 млн.
В связи с этим, различные псевдорелигиозные организации переформатируют свою деятельность в онлайн-пространство, эффективно применяя возможности электронных платформ. Широкой популярностью пользуются социальные сети, которые предоставляют больший информационный охват среди интернет-пользователей. Кроме того, информация поступающая по данным каналам воспринимается пользователями с минимальной критичностью, что позволяет использовать социальные сети для распространения псевдорелигиозных идей, таких как: неверное толкование священных писаний, религиозных рукописей, ложное заявление о божественной силе или знаний, эмоциональные призывы в поддержку малоавторитетных религиозных представителей и групп т.д.
Анализ социальных сетей показывает, что основной контент каналов псевдорелигиозных групп носит наступательный, агрессивный характер, отличается хорошей теоретической базой, продуманным спектром методов управляемого информационно-психологического воздействия на пользователей и защищенностью ресурсов. Информационно-идеологические установки и контент продвигаются в закодированных чатах и закрытых каналах популярных социальных медиа и мессенджеров. Высокопрофессиональные порталы и сайты привлекают пользователей интересной инфографикой, оперативностью обновления, быстрой реакцией на самые последние события в регионах и в мире, продуманностью интерфейса, адресной ориентацией на различные социальные группы людей разного возраста.
Целевой аудиторией контента является молодежь, которая в силу ряда социально-психологических, физиологических и демографических особенностей наиболее восприимчивы к идеологическому воздействию. Приоритетное внимание уделяется категории молодежи из социально-уязвимых слоев населения, выпускников и учащихся спортивных школ и секций, студентам различных специальностей (специалисты в области химии, физики, IT-индустрии, переводчики и т.д.).
В связи с ростом данных вызовов, приобретает актуальность контрпропагандистская работа в сети интернет, которая имеет свои особенности, связанные с формами, методами работы и применяемыми инструментами.
Метод контрпропаганды направлен на использование проектов, разоблачающих экстремистскую информацию в сети интернет (openyoureyes.net, islamagainstextremism.com и т.д.). Кроме того, инициатива «Redirectmethod.org» с помощью таргет-инструментов «Adwords» перенаправляет пользователей сети на YouTube каналы созданные против экстремистских материалов (документальные фильмы, вопросы и ответы по религиозным вопросам, дискуссии). Данный метод в настоящее время реализуется при помощи неправительственных организаций[2].
Методом медиа-информационной грамотности является набор программ (NETMED, MIL CLICKS, Mind Over Media, YouTube Creators for Change), созданных с целью профилактики идей религиозного экстремизма среди молодежи и развития навыков критического мышления. Программа развития Организации Объединенных Наций на основе медиа-информационной грамотности организует международный конкурс по разработке мобильных игр и приложений «PEACEapp» с целью профилактики экстремистских идей среди пользователей сети интернет.
В Республике Казахстан в рамках государственной политики в сфере религии применяются методы контрпропаганды и информационно-разъяснительной работы по профилактике религиозного экстремизма в сети интернет. Контрпропаганда проводится в социальных сетях региональными Управлениями по делам религий и Центрами изучения религии. Эффективным механизмом контрпропаганды является организация работы по сбору, обобщению и анализу результатов мониторинга СМИ, блогосферы, форумов, социальных сетей для выявления наиболее острых и актуальных проблем, дискуссионных тем, оказывающих влияние на общественное мнение, провоцирующих конфликтные ситуации в религиозной сфере. На основе результатов мониторинга формируется материал направленный на профилактику распространения деструктивных идей в интернет-пространстве.
Информационно-разъяснительная работа в интернет-пространстве имеет свои особенности, связанные направленностью социальных сетей и поведением интернет-аудитории, которая с каждым годом трансформируется и приобретает новые характеристики. Например, с популярностью социальных сетей «Instagram», «Tik-Tok» возросла роль видеоконтента, изменился формат воспроизведения с горизонтального на вертикальный, уменьшилось время фокусировки аудитории на одном материале. Эти факторы учитываются в подготовке контрпропагандистского материала и построении общей стратегии информационно-разъяснительной работы в интернет пространстве.
Мероприятия направленные на контпропагандистскую работу в интернете требуют скоординированного алгоритма действий государственных органов и экспертного сообщества. Данные меры охватывают широкий комплекс мероприятий информационно-просветительского характера в онлайн формате. Для достижения эффективных результатов при организации информационно-разъяснительных мероприятий необходимо выстраивать системную работу с упором на нейтрализацию предпосылок и причин распространения идей религиозного экстремизма среди всех социальных групп населения. Для решения данной задачи совершенствуются методы работы в интернет-пространстве и внедряются новые инструменты коммуникации и взаимодействия с онлайн-аудиторией. Вместе с тем, для повышения эффективности информационно-разъяснительной работы рекомендуется применять инструменты аналитики (Google Trends) и новейшие разработки искусственных интеллектов (нейросеть ChatGPT), которые помогают в анализе и разработке контрпропагандистского контента.
Для достижения положительных результатов контрпропагандистской работы необходимо не только теоретические знания в области информационных технологий, но и комплексная стратегия работы в сети интернет, которая состоит из мониторинга, анализа, разработки контента и оценки эффективности проводимых мероприятий.
[1] https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000246371 [2] https://www.gcsp.ch/publications/cyber-jihad
Главный эксперт Сводно-аналитического департамента Центра Н.Назарбаева по развитию межконфессионального и межцивилизационного диалога Р.Ж. Қадіров