Духовный кризис: борьба с псевдосалафитскими течениями по-новому

В нынешнее время духовного кризиса многие нации стоят на пороге исчезновения со страниц истории. Очевидно, что ее спасут язык, религия, менталитет. К слову, вопрос ее сохранения и удержания в сознании народа никогда не терял своей актуальности.   

Начиная с VІІІ века со времен Тюргешского каганата принявший Ислам казахский народ, придерживается суннитского направления. Принадлежность наших предков к ханафитскому мазхабу и матуридизму подтверждается мировоззрениями и трудами наших сказителей, ученых, поэтов, биев.

В истории нет случаев разделения Ислама на несколько течений, и нанесения ущерба людям. Но постороннему глазу не всегда заметно, как представители различных религиозных течений, проникшие в страну после обретения независимости, вносят разлад в обществе.

Елбасы Н.А. Назарбаев в своей книге «Сындарлы он жыл» писал о роли религии и национальных ценностей в обществе: «Не стоит забывать о том, что для всех народов религия является средством захвата. Когда по разным причинам идея государственного или национального единства претерпевает кризис, на сцену общественной и политической жизни страны в качестве основы всей духовной идеи выходит религия. Во многих случаях единство веры играет судьбоносную роль в жизни народа.

Но порой, когда роль государства слаба, преобладание религии во всех сферах жизни приобретает не только иронический оттенок, но и зачастую представляет опасность. Причем не только для отдельно взятых людей, но и для всего человечества».

Религиозно-политические группы, прикрываясь Исламом создавшие разные псевдотечения, и переиначившие аяты Корана в соответствии со своими политическими направлениями, с целью захвата экономики, организуют беспорядки в наиболее богатых минеральными ресурсами регионах и формируют там группы псевдосалафитов, настроенных против государства.

Среди этих течений в Казахстане есть псевдосалафиты, придерживающиеся «мадхализма» и «суруризма», такфириты. О политической причине процесса разделения писали некоторые ученые.

Тем не менее, возникает вопрос: почему взаимоотношения этих групп оставляют желать лучшего? Ведь у них одни и те же книги, ученые. Но в связи с политическими взглядами и психологическими аспектами, их мнения в религиозно-общественных вопросах зачастую не совпадают.

Религиозные взгляды оказывают влияние и на дальнейшее расхождение их социальных и мировоззренческих взглядов. Очевидно, что вышеназванных приверженцев не интересуют понятия национальных ценностей, традиции. Используя тяжелое социальное положение, они лишь усиливают ненависть к своей среде и государству.

Анализируя ситуацию с людьми, придерживающихся псевдосалафизма, можно заметить, что есть случаи их перехода из одной группы в другую. Это зависит от активности проводимых проповедей в той или иной общине.

В нашей стране одним из вопросов, не теряющих своей актуальности, является систематизация работы по реабилитации людей, попавших под влияние этих течений. Потому что, как можно наблюдать на примере других стран, во время атаки внешних сил на политический строй и экономические направления государства, эти люди могут стать орудием в их руках.

История псевдосалафитской идеологии начинается с хариджитов во времена халифа Али. О тех, кто устраивал беспорядки, используя Ислам в своих корыстных целях, говорится в хадисе Пророка Мухаммеда (с.г.с.): «Моя община разделится на 73 народа. Все они в Аду, кроме одного народа». На вопрос «Кто это?» Он ответил: «Я и моя община».

Лидеры всяких нетрадиционных общин, убеждая, что «путь, указанный Пророком – наш путь», укрепляли веру своих сподвижников. С каждым днем усиливается отсутствие социального взаимоотношения между представителями разных общин.

В психологии существует теория о том, что в малых группах люди бывают близки друг с другом. С этой точки зрения можно говорить о хороших взаимоотношениях между небольшими народами в одном государстве. А внутри государства, отрицая язык, нацию, духовные ценности, под девизом: «Призываем на путь Аллаха, к чистому исламу», под влиянием внешних сил или отдельных людей становятся политической группой.

К примеру, из исторических документов известно, как в некоторых странах руководители приходят к власти через соглашение с лидерами различных религиозных групп. То есть за каждым религиозным экстремизмом можно увидеть группы, готовые в любой момент привести к разрушению государства. Поэтому для сохранения духовности в стране, необходимо изменить эмоциональное поле приверженцев псевдосалафизма. А молодым людям – впитывать национальную идентичность.

Очевидно, что подобные противостояния в мире являются примером борьбы идей. Победа в этих противостояниях достигается благодаря высшему образованию, глубинной психологии, социальной и гуманистической деятельности. Если считать, что радикальный человек во время социальных и психологических трудностей нашел утешение в лжеценностях, важно адаптировать его к таким ситуациям.

Как известно из практики, методы пропаганды радикальной идеологии непрерывны. В основе каждого радикального действия лежит внедрение политических, экономических и других ценностей.

Известно, что у псевдосалафизма есть своя история, идеология, источники и ученые, а также политические силы, которые поддерживают эту систему. Как следует из исторических документов, очевидно, что идеологическая борьба имеет место быть, а также она изменяется согласно требованиям времени.

Если учесть, что идеология ваххабизма никак не соотносится с ценностями Ислама и традициями народов, то можно быть уверенными в стабильности и долговечности традиционного познания, созвучного с традициями.

Вечность Родины, прочность ценностей укрепляются в результате жизнеутверждающей борьбы. Наряду с общей структурой индивидуальные работы никогда не потеряют своей важности. Потому что смысл ценности возрастает с массой. Отдельно взятые люди повышают активность общественности. Поэтому основное направление информационно-разъяснительной и реабилитационной работы, проводимой ими, – это пропаганда духовных ценностей и бытия.

Kazislam.kz

Перевод Гулжанат ЖУБАНИЯЗОВОЙ