Что не так с законодательством о религии в Казахстане?
Проблема Казахстана, как и других постсоветских стран, – это убежденность, что религия априори несет угрозу, в частности, политическому устройству и культурной идентичности, говорят эксперты. Из-за этого в законодательстве в сфере религии содержатся нормы, дискриминирующие верующих людей.
Институт репортажей войны и мира (IWPR) подготовил аналитический обзор о ситуации со свободой религии в Казахстане. В нем говорится, что в Казахстане происходит постепенная либерализация законодательства в сфере защиты прав человека. Однако все еще остается актуальным вопрос обеспечения прав на свободу вероисповедания. Законы по защите национальной безопасности и контртеррористические меры зачастую ограничивают права верующих и служат инструментом жестокого контроля религиозных объединений.
По мнению религиоведа Данила Буглова, фундаментальная проблема Казахстана, характерная и для других бывших советских республик, – это уверенность, что религия несет угрозу, в частности, политическому устройству и культурной идентичности.
«Исходя из понимания религии как потенциальной угрозы, формируется определенная внутренняя политика, ограничивающая права человека в данной сфере», – считает Буглов.
Профессор, эксперт в сфере религии и права Роман Подопригора считает, что это высокая цифра для Казахстана: «У нас страна не очень густонаселенная, поэтому найти, допустим, в селе 50 человек достаточно тяжело. Поэтому иногда религиозные объединения используют такие технологии, как попросить соседей, друзей, друзей друзей».
«Чтобы получить [разрешение на миссионерскую деятельность], нужно быть причастным к какому-либо зарегистрированному религиозному объединению, – указывает на замкнутый круг Данил Буглов. – Получается, что не нарушить этот закон невозможно».
Если миссионер работает без регистрации, то его штрафуют в административном порядке.
«При необходимости можно наказать любого, кто ведет беседу на религиозную тематику. Вплоть до того, что могут привлечь человека к ответственности за безобидное поздравление в связи с религиозным праздником», – считает анонимный эксперт, опрошенный в рамках составления обзора.
Само понятие «распространение религиозных материалов» трактуется широко – сюда входит и религиозная литература, и другие, четко не обозначенные в законе, информационные материалы религиозного содержания, а также предметы религиозного назначения.
Поэтому если человек выставил на интернет-площадке для продажи Коран или икону (хотел подзаработать, а не пропагандировать религию), его могут оштрафовать. Наказать могут даже за интервью с имамом, который объясняет суть мусульманского праздника Курбан айт. Потому что с точки зрения законодателя такое интервью – это распространение «информационного материала религиозного содержания» в неположенном месте.
Закон в сфере религии, который приняли в 2011 году, был ожидаемой реакцией государства на первые в истории независимого Казахстана террористические акты. Однако эволюция законодательства – естественный процесс, который необходим, чтобы своевременно отвечать запросам общества. Сейчас есть запрос на поиск нового баланса между национальной безопасностью и свободой вероисповедания.
«Важно, не злоупотребляя ссылками на угрозы для национальной безопасности, выработать концептуальные подходы к регулированию такой чувствительной темы, как вопросы свободы вероисповедания граждан», – считает Аманжол Уразбаев, председатель общественного объединения «Контртеррористический комитет».
Источник: belief.cabar.asia