Экстремизм в сети Интернет: как не попасть в ловушку

Приверженные экстремистским религиозным организациям, которые запрещены в Казахстане, стремятся найти более эффективные способы вербовки, осознавая, что уличные проповеди теряют прежнюю силу воздействия. Кроме того, возможные административные и уголовные последствия делают прямую вербовку сложной. В связи с этим основным местом деятельности вербовщиков стал Интернет, а их главной целью стала молодежь, обладающая неокрепшей психикой, юношеским максимализмом, недостатком знаний и опыта, сообщает Adaspa.kz.

Сегодня большинство людей используют интернет в первую очередь для общения. Разнообразные коммуникационные платформы гарантируют, что у каждого есть своя «любимая» социальная сеть. Молодые люди предпочитают менее формальные сети для общения, такие как What’s app, Instagram, ВКонтакте, Телеграмм, Facebook и др. Каждое утро многие пользователи начинают с посещения многочисленных сообществ в социальных сетях, в поисках новостей, новых видеороликов и конечно же общения. 

Такого рода простота, доступность и относительное отсутствие контроля сделали социальные сети полем деятельности различных запрещенных организаций, в том числе и экстремистского толка. Находят своих жертв вербовщики достаточно легко, их привлекают люди, активно ищущие в Интернете ответы на экзистенциальные вопросы, занимающиеся поиском заработка, обсуждающие тему религии в социальных сетях и т.д.

Чаще всего объектом вербовки является молодежь, так как молодые люди материально зависимы, не имеют достаточного жизненного опыта и легче всего подвержены психологическому воздействию. В ходе вербовки используется давление на уязвимые места, это могут быть юношеский максимализм, самоутверждение, психологическая нестабильность, алчность. Вербовщики обращают внимание на молодых, амбициозных молодых людей, в том числе из благополучных семей с хорошим образованием. 

Методика вербовки предельна проста. Вербовщиками активно ведется подготовка и распространение профессиональной аудио, фото и видеопродукции, где красочно показывается якобы «благополучная» жизнь тех же боевиков. В частности, вербовщики распространяют фотографии боевиков на фоне красивых дворцов и машин, иллюстрируя их безбедную жизнь. Основная задача подобных видео – потенциально заинтересовать любопытствующих, втянуть в общение в формате вопрос-ответ. 

Социальные сети позволяют не только размещать информацию, но и поддерживать интерактивное общение, осуществлять «точечный» поиск «полезных» людей. Для этого анализировались публикации на личных страничках, составлялся психологический портрет человека, оценивалась возможность его вовлечения в организацию. Особое внимание уделялось темам, интересовавшим потенциальную жертву, это могли быть обсуждения в чат румах, дискуссии в комментариях, которые наглядно говорили о взглядах и убеждениях пользователя. Причём вам необязательно было дискутировать с конкретным оппонентом, вы можете просто выразить свою точку зрения в комментарии под каким-либо постом или видео, и вербовщики начинают свой отлаженный до совершенства процесс. 

Также, следует отметить, новый и довольно популярный вид пропаганды деструктивной идеологии – таргетированную рекламу, используемую вербовщиками. Обычно, фото и видео загружаются в «таргет» под видом «мирных» толкований, ответов на «вечные» и популярные вопросы, к примеру «Как правильно читать намаз?», «Как стать праведным мусульманином?», «Как заслужить рай?» и т.д. Данная схема довольно действенная, так как если вы знакомы с таргетом, то вы знаете что его довольно легко настроить, для воздействия именно на ту конкретную целевую аудиторию которая вас интересует. Пройдя по ссылке, потенциальная жертва, обнаружит группу или канал, с довольно интересным и зрелищным контентом, после ознакомления с которым, запустится процесс радикализации с возможной последующей вербовкой.

Удачным результатом работы вербовщика можно назвать крепкую зависимость, причем она может быть не только моральная или психологическая, но и материальная. К сожалению, чаще всего вербовщика удаётся распознать тогда, когда человек уже находится под влиянием, доверяет ему и думает, что это нормально. Поэтому один из главных советов, которые дают эксперты, не вступать в дискуссии на религиозную тематику, потому что такая форма диалога, как мы показали это выше, – наиболее удобный способ вербовки. А в общении с новыми знакомыми, тем более в интернете, всегда изначально занимать позицию критического мышления.

Таким образом, в целях предотвращения «ухода» молодых граждан в ряды радикалов, мы рекомендуем изучать религию, обретать религиозные знания, используя при этом только безопасные и проверенные официальные сайты, и сообщества, и группы в социальных сетях, такие как – elorda_din, din_Astana, qogam.kdr, muftyat.kz, mitropolia_kz.

Если у вас возникли вопросы по допустимости приобретения знаний из Интернета, сообществ или групп, вопросы относительно деструктивных течений или любой вопрос, касающийся религии, то Вы можете связаться с Центром изучения религий г. Астана посредством Единого контакт-центра IKOMEK 109! (Звонок бесплатный и анонимный).

Нурсултан Дихамбаев,

религиовед, руководитель отдела Центра изучения религий