В Казахстане тысячи материалов проходят через религиоведческую экспертизу
Нужно ли проводить государственную экспертизу перед тем, как опубликовать в социальных сетях пост на тему религии? Нормы закона в этой части расплывчаты и дают возможность широкой трактовки. Редакция CABAR.asia разбирается, почему такое толкование возможно и нужно ли весь массив религиозных материалов проводить через экспертизу.
В законе «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» перечислено шесть пунктов, когда нужно проводить религиоведческую экспертизу. В частности, говорится, что госорганы должны проверять религиозную литературу при ее изготовлении, выпуске и распространении, а также другие информационные материалы религиозного содержания.
«Что такое “информационные материалы религиозного содержания”? – задается вопросом Аян Орынтай, религиовед, проектный координатор IWPR. – Согласно закону, это вся печатная, электронная и другая информация религиозного характера на любом материальном носителе».
Как результат, экспертизе подвергаются тысячи материалов.
«За 2022 год проведена религиоведческая экспертиза на 2245 материалов, из которых не рекомендовано к распространению и использованию на территории РК – 418, рекомендовано – 1576, материалы не религиозного содержания, поврежденные и на иностранном языке – 251. Проанализировано содержание более 770 интернет-ресурсов, из числа которых выявлено 275, содержащих материалы противоправного характера», – приводит данные Комитет по делам религий Министерства культуры и информации РК.
Так как понятие «информационные материалы религиозного содержания» можно трактовать максимально широко, в него включают также и посты в социальных сетях. «Это даже те посты, в которым имеются, скажем, цитаты из священных книг – Корана, Библии или интервью с религиозными священнослужителями. Как показывает практика, за это даже можно привлечь к административной ответственности. Хотя это, конечно, редкое явление, исключение из правил», – отмечает Орынтай.
Гульмира Биржанова, юрист и соучредитель фонда «Правовой медиа-центр», обращает внимание на сложившуюся судебную практику по делам о незаконном распространении материалов религиозного содержания.
«Большинство этих кейсов связано с постами в соцсетях: они подпадают под действие норм закона. Но абсолютно абсурдно проведение экспертизы постов, – высказывает свою точку зрения Биржанова. – Вы представляете, сколько на это может уйти государственных ресурсов!»
Гульмира Биржанова говорит, что с постами, в которых содержится запрещенный контент, явные призывы к религиозной розни, нужно бороться с помощью механизмов, прописанных в Уголовном и Административном кодексах. То есть не делать обязательной экспертизу тотально для всего религиозного контента.
Действительно, нужно ли оценивать такой массив материалов, насколько это целесообразно? В Комитете по делам религий на этот вопрос ответили так:
«Религиоведческая экспертиза проводится с целью оценки вероятности негативного влияния религиозных взглядов и культовой практики на последователей религиозных учений и на предмет выявления противоречий нормам Конституции и законодательства Республики Казахстан».
Схожего мнения придерживается Юлия Денисенко, экспертка по противодействию экстремизму и терроризму.
«Это нужный процесс предупреждения ситуаций, связанных с межрелигиозной рознью, распространением идей экстремистской направленности, вовлечением несовершеннолетних без согласия родителей в деятельность религиозных объединений, – отмечает Денисенко. – В рамках судебных процессов мне приходилось давать заключения и по инструкциям, четко прописывающим вербовку детей от двух (!) лет, и по призывам уничтожить инакомыслящих физически».
С одной стороны, озабоченность государства национальной безопасностью и угрозами распространения радикальной идеологии понятна всем в казахстанском обществе. С другой, необходимо также защищать свободу религии и свободу выражения в демократическом светском государстве, каким является Казахстан. Об этом говорят авторы аналитического отчета о свободе вероисповедания и предлагают рассмотреть вопрос исключения повсеместной, обязательной религиоведческой экспертизы.