Как живут православные старообрядцы в современном Казахстане

В Уральске сохранилась община старообрядцев русской православной церкви. В приходе официально – 50 человек, но на службы приходит в разы меньше. На собственные средства верующие ремонтируют свой храм 1888 года постройки, соблюдают традиции русской православной церкви, которые были до XVII века, и благодарят казахстанские власти за то, что те их не притесняют.

Приход старообрядцев Уральска имеет трехвековую историю. По словам единственного в Казахстане священника старообрядцев отца Константина (Гаранина), гонения на них начались в XVII веке. В то время патриарх Никон вместе с царем Алексеем Михайловичем Романовым решили сломать все обычаи, которые сформировались на Руси с X века.

«Без объяснений и обсуждений они единолично приняли решение все порушить и унифицировать обычаи русской православной церкви с греческой церковью. Царь был большой грекофил и решил провести над церковью такой эксперимент. Они прямо так и говорили: “Наши русские святые были неграмотные, малообразованные, поэтому их опытом не надо пользоваться. Будем все заново делать”», – рассказывает отец Константин.

После решения царя Алексея Романова в Российской империи заново перевели Библию, Евангелие и все богослужебные книги. Соответственно все молитвы поменялись, были сокращены службы, изменены и сокращены чины таинств.

«Естественно, люди верующие и те, кому была небезразлична церковь, выступили против этого. С того момента в отношении старообрядцев-христиан принимались жесткие меры: их казнили за веру, отнимали имущество, отправляли в ссылку», – перечисляет отец Константин. «Основное наше отличие от “новообрядческой” церкви – это отношение к традициям. Есть “новообрядцы”, которые весьма ревностно относятся к вере, живут по-христиански. Дело не только в этом, дело в том, что мы остались верными, тем традициям, которые были на Руси до XVII века», – сказал отец Константин (на фото).

«Храм закрыли и опечатали»

Сейчас у старообрядцев в Уральске есть собственный храм, он носит имя Покрова Пресвятой Богородицы. Это здание 1888 года постройки, его возвели старообрядцы, но почти век были лишены возможности в нем молиться.

«Есть легенда, что после Иканского сражения (боестолкновение Уральского казачьего полка есаула Серова и кокандской армии Алимкула, 1864 год. – прим. авт.) под Туркестаном яицкие казаки, участвующие в сражении, стали героями и попросили у властей этот участок земли, но, видимо, под что именно, не сказали. Так позже на этом месте появился храм», – пересказывает легенду отец Константин.

В конце XIX века, когда строили храм, по словам отца Константина, было немного легче – гонения со стороны властей не были такими жесткими. Но все равно действовал закон, по которому старообрядцам запрещалось строить храмовые здания, то есть строения, имеющие вид церкви.

Поэтому построили прямоугольную коробку с двухскатной крышей и потихоньку начали молиться. Но вскоре власти узнали, что здесь происходят моления, храм закрыли и опечатали. Это было в 1889 году. 

Вместо храма лазарет и дискотека

По словам отца Константина, закрытым храм простоял 13 лет. В 1905 году царь Николай II издал указ, согласно которому все конфессии получили возможность публично молиться и строить себе храмовые здания. Старообрядцы в Уральске собрали подписи и отправили бумагу императору с просьбой разрешить им открыть храм. Царь согласие дал.

В 1907 году старообрядцы Уральска освятили храм и стали проводить в нем служения. В 1934 году уже при советской власти священник уральского храма старообрядцев был арестован, а храм закрыт. Затем здание отдали министерству обороны. Во время войны в здании располагался лазарет, а после войны и до 1985 года военная часть связи «Сокол». Позже  храм отдали предприятию «Водстрой». Когда здание находилось в ведении предприятия, в нем был организован клуб: показывали кино, крутили пластинки. По словам прихожан храма, в перестройку в храме устраивали даже дискотеки.

«Здание вернули верующим только в 1993 году. Здесь была разруха полнейшая: стены потрескались и местами обвалились, отсутствовала электропроводка и отопление», – вспоминает отец Константин.

Здание храма дало усадку в 1987 году. Среди прихожан ходят легенды, что под храмом есть подземные ходы. Но отец Константин говорит, что видел под зданием лишь маленькую подвальную комнату. Он предполагает, что если подземные ходы и были, то их давно засыпали.
«Я – первый священник с 30-х годов XX века»

Отец Константин рассказывает, что пришел в церковь в 20 лет: «Встретил в Оренбурге старообрядческий храм, из интереса зашел и остался там. В то время я совершенно ничего не понимал в этом, у меня не было религиозного опыта. В моей семье молящейся была только бабушка. Она время от времени просила меня покупать ей свечи».

В старообрядческой церкви в Оренбурге Константин Гаранин сначала был прихожанином, затем его поставили дьяконом, а спустя два года прислали в Уральск, куда он приехал вместе с семьей и стал служить священником при старообрядческом храме. Так сложились исторические обстоятельства, что он стал первым постоянным священником в уральском храме, начиная с 30-х годов XX века.

«Последний священник был арестован в 1934 году. За 80 лет здесь были только священники наезжающие, то есть временно приезжающие, которые приезжали из других городов на короткий срок: на неделю, на месяц, чтобы причастить, исповедовать, но постоянных не было», – вспоминает отец Константин.

Приходы старообрядцев есть и в других городах Казахстана: в Усть-Каменогорске, в Риддере. Есть приход в Алматы, маленькая община в Таразе. В Караганде живет одна семья старообрядцев, есть староверы и в Костанае.
Храм живет на десятину

Отношения с местной властью у старообрядцев теплые – их приглашают на круглые столы и собрания в акимат.

«У нас официально зарегистрированная община. Мы благодарны властям, что они нас не притесняют и не трогают, но и помощи какой-либо они нам не оказывают, но мы и за это им благодарны», – объясняет священник.

Старообрядцы Уральска хотели зарегистрировать епархию, но не смогли выполнить требование о наличии в области 500 прихожан.

По его словам, председатель их общины не раз обращалась в акимат и даже в аппарат президента, чтобы им помогли с восстановлением храма, но каждый раз старообрядцы получали отписки, что средств нет. Лишь из отдела по охране исторических памятников старообрядцам приходят предписания, чтобы они сохраняли свой храм в надлежащем виде.

«Тот облик храма, какой у нас есть сейчас, мы добились за 20-30 лет. На то, что можно было сделать за 3 года, у нас ушло 30 лет», – сетует священник.

Своими силами старообрядцы привели в более-менее сносный вид здание внутри, но восстановительных работ меньше не становится: требуется ремонт крыши и фундамента. Приход живет на десятину, то есть каждый, кто посещает храм, раз в месяц сдает 10 процентов со своего дохода: с зарплаты или пенсии. Взнос добровольный, конкретно указанной суммы нет. В основном эти средства идут на ремонт храма.

На фото: внутри старообрядческого храма
Жизнь в подполье

4 июня 2023 года во время службы в честь православного праздника Святой Троицы, корреспондент CABAR.asia насчитал в храме 15 старообрядцев.

На фото: внутри старообрядческого храма

На вопрос, почему на службе в старообрядческом храме все меньше прихожан, священник ответил, что среди староверов Уральска нарушена преемственность поколений, несмотря на то, что здесь проживает много потомков яицких казаков, которые придерживались канонов старообрядческой православной церкви.

Причина в том, что в Уральске долго не было храма. У «новообрядцев» Спасо-Преображенская церковь почти не закрывалась – у них была возможность прийти и помолиться, поддерживалась ниточка веры, оставалась связь

«Бабушка вела своего внука в церковь, у ребенка оставались детские впечатления, и, когда он взрослел, он приходил туда, куда его приводили в детстве. А у нас то в одном доме собирались, затем в другом. Жили, так сказать, в подполье. В 1960-х годах приезжал священник из Новосибирска, тогда в Уральске собиралось человек 60-70 старообрядцев, люди не помещались во дворе частного дома. Сейчас людей меньше», – констатирует священник.

Как у мусульман

По словам отца Константина, у старообрядцев Уральска никогда не было конфликтов с представителями других конфессии, а мусульмане даже отмечали у них схожие атрибуты.

«Мусульмане к нам относятся уважительно. Смотрят и говорят: “У вас коврик, как у нас, и четки”. Это все древние традиции. Наши коврики называются “подручниками”, мы их кладем на пол, когда совершаем земные поклоны. Они используются, чтобы руки оставались в чистоте, четки также как у мусульман, перебираем и читаем молитвы», – объясняет отец Константин.

На фото: подручники – коврики, которыми пользуются старообрядцы во время молений

Священник рассказал, что у старообрядцев есть служба Великого канона, когда прихожане совершают более 1000 земных поклонов.

Отец Константин говорит, что сам он уезжать из Уральска не намерен: «Священник на то и поставлен, чтобы всех, кого бог приведет в церковь, постараться спасти. А я не знаю, всех ли привел господь в наш храм в этом городе», – заключил священник.

Талгат Умаров, журналист, Уральск, Казахстан

Источник: https://belief.cabar.asia/ru/2023/06/20/kak-zhivut-pravoslavnye-staroobryadtsy-v-sovremennom-kazahstane