Межрелигиозный диалог – основа стабильности современного общества
Проблема диалога в сегодняшнем мире стала актуальной на всех уровнях. В современных условиях, когда происходит масштабное столкновение интересов и сложное взаимопереплетение проблем, становится очевидным, что единственным путем предотвращения угроз и вызовов XXI-го века является именно диалог.
Великие мыслители античности Платон и Аристотель в своих трудах на теоретическом уровне обосновали преимущества диалогового мышления. И, действительно, до настоящего времени диалог является универсальным средством, обеспечивающим взаимопонимание между людьми.
На первый взгляд, диалог может показаться длительным процессом, характеризующийся медленным прогрессом, бросающим вызов нашему намерению высказаться, но это, в конечном счете, является выражением понимания, следовательно, приятия и примирения без унижения. К настоящему времени многие государства, общества различной ориентации, политического устройства, географического накопили определенный опыт содействия межконфессиональному диалогу.
В пример можно привести, то факт, что 31 октября 1999 года Всемирная лютеранская федерация и Римско-католическая церковь подписали соглашение, которое положило конец вражде, разделяющей их с XVI в., и это результат тридцатилетнего диалога. Благодаря многочисленным встречам, диалогам на национальном и региональном уровнях, было достигнуто соглашение о полном единстве Англиканских и Лютеранских церквей.
Также необходимо отметить, то что 12 февраля 2016 года произошло историческое событие, впервые произошла встреча Папы Римского Франциска и Патриарха Русской православной церкви Кирилла. Это является свидетельством исторических перемен, в основе которых лежит осмысленность необходимости диалога.
Наша страна также уделяет большое внимание диалогу в сфере межрелигиозных отношений. Первый съезд лидеров мировых и традиционных религий в Астане принял Декларацию, где говорится: «Межрелигиозный диалог является одним из ключевых способов общественного развития и улучшения благосостояния всех народов, поощрения толерантности, взаимопонимания и гармонии между различными культурами и религиями, а также способствует преодолению конфликтов и насилия».
Конечно, диалог религий требует развития на международном, региональном и глобальном уровнях, так как уровень взаимопонимания и уважения духовных традиций партнеров во многом зависит от разрешения региональных конфликтов. Диалог может стать полезным инструментом для решения многих проблем, включая то, что можно назвать «столкновением цивилизаций».
Казахстан может служить примером сотрудничества между различными этническими группами и религиями, где ислам и христианство мирно сосуществовали на протяжении веков. Каждая религия приносит людям универсальные ценности на их языке, устанавливает нормы поведения в обществе, действует как хранитель ценностей, которым веками. В настоящее время межконфессиональный диалог - это необходимая форма общения и лучший способ взаимного обогащения, способ предотвращения кризисов.
Таким образом, диалог является важным моментом в обеспечении мира и согласия. Съезды в Астане показали приверженность лидеров всех религий к диалогу, пониманию роли межрелигиозного диалога в обеспечении сотрудничества и взаимопонимания, укреплению мира и предотвращению конфликтов между народами и государствами; а также они выступали с осуждением таких глобальных угроз XXI века, как терроризм и экстремизм.
На церемонии закрытия последнего на данный момент, VII Съезда лидеров мировых и традиционных религий, Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев подвел итог: «У всех нас общая цель – установление гармонии цивилизаций, укрепление мира и стабильности. На этом Съезде прозвучало много важных идей, содержательных выступлений. Считаю, что все они будут содействовать нашим усилиям по построению гармоничного мира».
Вместе с тем, сохранить согласие и стабильность в данном обществе – важная задача, которая стоит перед каждым гражданином нашей страны. Это помогает нам понять, что независимо от того, какой верой мы являемся или не являемся, ни один из нас не является «другим». Женщины и мужчины всех вероисповеданий, мы все одинаковы в нашей человечности. Мы должны выражать это через веру, любовь и согласие.
Нурсултан Дихамбаев,
религиовед, руководитель отдела
Центра изучения религий