Казахстанские граждане проявляют увеличенный интерес к религиозным вопросам
Значение религии для жителей Казахстана изменяется: людей с религиозными взглядами становится больше. Об этом свидетельствуют данные программы World Values Survey (Всемирный обзор ценностей), в рамках которой в Казахстане проведены уже два исследования – в 2011 и 2018 годах.
Религия становится важнее
Отвечая на вопрос, насколько важна религия в вашей жизни, в 2011 году только 21,5% респондентов (выборка – 1500 человек) ответили «очень важна», а в 2018 году таких было уже 28,7% (выборка – 1276 человек).
Вариант «скорее важна» выбрали 33,5% (2011) и 35,5% (2018). Соответственно доля тех, для кого религия не очень важна, снизилась с 33,6% (2011) до 24,3% (2018), совсем не важна – с 11,4% до 8,9%.
Ответ на тот же вопрос в возрастном разрезе показывает, что наибольший рост религиозности («очень важна») произошел в средней группе (30-49 лет). Что касается тех, для кого религия «скорее важна», рост наблюдается только в группах «до 29 лет» и «30-49 лет». Среди поколения «50 и старше» число умеренных приверженцев религии снизилось.
Тенденцию к росту религиозности демонстрируют ответы и на другие вопросы исследований, например:
- о частоте участия в религиозных церемониях, не считая свадеб и похорон (в 2011 году «практически никогда» ответили 37%, в 2018 - только 11,1%);
- о справедливости утверждения «единственная допустимая религия - моя» (в 2011 году полностью согласны были 10,1%, в 2018 - 18,2%).
Важным маркером может служить вопрос о качествах, которые надо прививать детям дома. В 2011 году религиозную веру упомянули только 10% респондентов, в 2018 - уже 15,1%. При этом если в 2011 году в младшей возрастной группе этот показатель был ниже среднего (9,4%), то в 2018-м он уже выше среднего (17,2%).
Еще один важный показатель - участие казахстанцев в религиозных организациях. Число тех, кто не относит себя к членам религиозных организаций, сократилось с 91,5% (2011) до 86,8% (2018). Правда, уменьшилась и доля тех, кто называет себя активным членом: с 2,8% до 1,6%. Соответственно доля неактивных членов выросла: с 5,7% до 6,3%.
В возрастном разрезе число неактивных участников выросло в основном за счет младшей возрастной группы, а вот число активных участников снизилось по всем возрастным группам.
Стало больше мусульман
Основной прирост верующих в Казахстане происходит за счет ислама. Если в 2011 году к этой религии отнесли себя 50,3% респондентов, то в 2018 - 67,6%. Количество православных за это время снизилось с 26,7% до 18,6%, что отражает демографические процессы в стране.
Одновременно серьезно снизилось число тех, кто не относит себя ни к какой религии: с 21% до 8,3%.
В 2011 году чаще всего к мусульманам себя относили казахстанцы в младшей возрастной группе (57,9%), а в 2018 году - уже в средней возрастной группе (71,2%). При этом самая высокая динамика исламизации - в старшей возрастной группе: там доля мусульман выросла с 35,4% до 63,4%. Но надо понимать, что на эту статистику влияют демографические и миграционные процессы.
Почему религиозность выросла?
Религиовед, проектный координатор IWPR Аян Орынтай подчеркивает, что когда ученые, социологи, религиоведы говорят о росте религиозности в Казахстане, они в первую очередь имеют в виду исламизацию.
«Действительно, сейчас идет активное возрождение интереса к исламу и это естественный процесс, - считает Орынтай. - Подрастает поколение, которое не знало советской идеологии и в поисках самоидентификации обращается к ближайшей идеологии - исламу».
По словам социолога, президента общественного фонда «ЦСПИ "Стратегия”» Гульмиры Илеуовой, на рост популярности ислама в Казахстане влияли три группы факторов: социально-экономические (например, поиск справедливости в религии в условиях социального расслоения); культурно-этнические (рост национального самосознания, возвращение к традициям предков); внутри- и внешнеполитические (власти казалось, что за счет религии можно укрепить свое политическое влияние, поэтому она не препятствовала исламизации из-за рубежа).
«Неправильный расчет элиты сверху и народный запрос снизу способствовал повышению религиозности общества, - считает социолог. - Сейчас происходит определенное торможение. По итогам нашего исследования 2023 года, количество тех, кто говорит о своих религиозных убеждениях в молодежных группах становится меньше. Это по-прежнему большое число - порядка 70%, если говорить об исламе, но тем не менее оно не растет. Однако инерция ислама в Казахстане все равно большая».
Аян Орынтай считает, что в обозримом будущем тренд на исламизацию продолжится. Он предлагает посмотреть на Турцию, которая переживала похожие процессы.
«Вопрос в том, как к этому явлению относиться, - говорит Орынтай, - и это, прежде всего, вопрос к государственным структурам. Они могут запрещать, бороться с этим или же принять и включать их в общественное пространство, потому что популярность ислама не ослабнет».
По наблюдениям «ЦСПИ "Стратегия”», существует группа так называемых “символических мусульман”.
«Они не столько религиозны, сколько требовательны к внешним проявлениям ислама. Это довольно многочисленная группа, которая в агрессивной форме декларирует крайние позиции и навязывает обществу/государству свои требования, например, ношение хиджаба. Таких людей от 10 до 24%, и это несет угрозу конфронтации в обществе. На мой взгляд, государству нужно отбивать такое вмешательство на ранних стадиях», - предлагает Гульмира Илеуова.
Аян Орынтай говорит, что исламизация в Казахстане лишь в некоторых случаях принимает крайнюю форму, но в целом носит довольно мягкий характер.
«Превалирующей группой в Казахстане все еще являются так называемые этнические мусульмане, или "номинальные мусульмане". То есть те, кто не особо следуют догмам ислама, редко посещают мечеть, не совершают намаза, но идентифицируют себя с исламом. Это демонстрирует Карта культурных ценностей Рональда Инглхарта, на которой Казахстан уже не традиционное общество, но еще и не постмодернистское», - отмечает Аян Орынтай.
Карта культурных ценностей Рональда Инглхарта. По вертикальной оси: Традиционные vs светские ценности По горизонтальной оси: Выживание vs самовыражение
источник: cabar.asia