Современные реформистские движения в исламе: цели и проблемы
На постсоветском пространстве в последние десятилетия наблюдается рост интереса к реформистским религиозным движениям в исламе, призывающим к пересмотру положений Корана и Сунны с целью соответствия вызовам современного мира.
Реформистские религиозные движения берут свое начало задолго до появления Советского Союза, в котором мусульманские народы прожили почти 80 лет. Одними из первых локомотивов реформизма были Индия, Пакистан, Турция и Египет. Реформисты также появлялись в регионах Центральной Азии и соседней России, однако в меньшем количестве. Однако в настоящее время наблюдается рост числа людей, стремящихся реформировать религию, в частности положения религии с целью соответствия вызовам современного мира.
Современных реформистов можно разделить на две основные категории:
- Реформисты вне какого-либо течения, которые не относят себя к определенному религиозному направлению и считают, что любое религиозное направление по своей сущности возникновения является новшеством (бидат);
- Реформисты, которые относятся к определенному направлению и стремятся реформировать религию внутри направления, так как считают свое направление следованием пути посланника и его сподвижников, то есть - религией.
Проблема современных реформистских движений заключается в отсутствии однозначного определения образа реформ и определения самой цели реформ, которую хотят пересмотреть. Абсолютно все религиозные аспекты (дин, шариат) для них являются политической идеологией, ассоциируемой с образом жизни мусульманина. Определяя все это одним названием Ислам, целью ими ставится реформирование всего Ислама. Однако их понимание не взялось с потолка, так как в понимании остального мусульманского мира шариат и религия являются практически синонимами друг другу. И различие в названии только номинально. Поэтому в мусульманском Средневековье вместо слова религия, чаще использовалось понятие «шариат».
Если представители различных направлений понятие шариат использовали для всех аспектов жизни, то Абу Ханифа считал, что шариат имеет свойство меняться от посланника к посланнику, и он подвластен времени, единственно статичным может оставаться только религия (дин). Таким образом, Абу Ханифа четко дает нам понять, что если нужна реформа, то только в шариатских аспектах, которые регулируют жизнь мусульман, но не призывать проводить реформы в аспекте религии /дин. О таком различии говорил еще Катада ибн Диама (ум. 117 г.). Со слов Абу Ханифы: «фикх в аспекте вероучения, значимее фикха в аспекте юриспруденции». (Фикх аль-Абсат). Таким образом, пока реформисты не обозначат свои цели, что именно хотят реформировать, они не найдут понимания ни со стороны людей, ни со стороны единоверцев.