Эксперт рассказал, как защитить духовные скрепы Казахстана от салафитско-ваххабитского влияния

По словам эксперта, есть несколько эффективных шагов, которые помогу сохранить духовные традиции

Теолог Центра изучения религий Марат Смагулов привзал к мобилизации общества и политической воли руководства страны против экспансии разрушительных идеологий. По его словам, Духовное управление мусульман не может противостоять натиску ваххабитской идеологии.

Сегодня мы становимся свидетелями усиления позиций салафитско-ваххабитской идеологии, чуждой духовным традициям казахов и несущей в себе серьезные риски для национального единства и культурного кода нации, считает теолог Марат Смагулов. Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК), будучи официальным религиозным объединением, не обладает достаточными ресурсами и полномочиями, чтобы эффективно противостоять натиску ваххабитской идеологии. Эта проблема давно переросла чисто религиозные рамки и требует комплексного решения на государственном уровне.

«Ваххабитское учение отвергает многие базовые элементы традиционной казахской культуры, сложившиеся веками обычаи и ритуалы, такие как бата (благословение старших), жертвоприношения и поминки по усопшим, посещение могил предков, древний обряд приветствия салем беру. Ваххабиты клеймят эти сакральные для любого казаха традиции как проявления язычества и бид'а (недозволенные нововведения), хотя они никогда не противоречили нормам исламского права – шариата», - поделился эксперт. 

Ваххабизм стремится вытеснить из жизни казахов их самобытное искусство, музыкальную культуру, национальные виды творчества, ремесла. Под запретом оказываются традиционные песни и мелодии, исполняемые на древнем инструменте - домбре. Вместо ярких и практичных одежд кочевников навязываются арабские стандарты внешнего вида - укороченные белые штаны у мужчин и закрытые черные накидки у женщин. Даже ношение национального символа - тумара (оберега) - объявляется язычеством, хотя это никак не противоречит шариату.

«Мы уже имеем дело с третьим поколением ваххабитов в Казахстане. На протяжении 30 лет независимости эта идеология, подпитываемая колоссальными финансовыми ресурсами нефтяных монархий Залива, беспрепятственно развивалась в стране, встречая если не поддержку, то молчаливое согласие некоторых госорганов. Сегодня ваххабизм де-факто занял доминирующее положение в религиозной жизни, многие публичные фигуры, плохо разбирающиеся в основах ислама, легко подхватывают тезисы о "заблуждениях" и "язычестве" своих сограждан, неверно трактуя нормы шариата. И это становится социально приемлемой нормой, хотя ведущие мировые теологи давно аргументированно опровергли ошибочные воззрения ваххабитов», - сказал Марат Смагулов.

По словам эксперта, есть несколько эффективных шагов, которые помогу сохранить духовные традиции и не позволить разрушительным идеологиям проникать в сознания людей:

«Первое, государство должно четко обозначить свою позицию в поддержке развития традиционного ислама казахов, основанного на матуридитской школе вероубеждения (акыды) и ханафитском мазхабе (богословско-правовой школе), с учетом местной религиозной традиции. Необходимо системно продвигать и популяризировать огромное духовное наследие наших предков, труды и образ жизни великих мыслителей Степи - Ходжи Ахмета Яссауи, других суфийских подвижников и поэтов. Как подчеркнул глава государства Касым-Жомарт Токаев, это наследие должно стать предметом глубокого изучения и последовательной модернизации, чтобы актуализировать его ценность для нового поколения и продвигать в глобальном мире.

Второе, назрела необходимость создания авторитетного научного центра, возможно при президенте страны, который на междисциплинарной основе занялся бы фундаментальными и прикладными исследованиями истории и современного состояния ислама в Казахстане, его цивилизационной специфики. Такой think tank, объединяющий религиоведов, исламоведов, философов, историков, филологов, культурологов, социологов, мог бы подготовить серьезную научную и методологическую базу для продвижения традиционных ценностей, эффективного противодействия радикальным идеологиям, выстраивания системы религиозного образования.

Третье, крайне важно возродить институт духовного наставничества - хазретов и хальпе, на протяжении столетий бывших моральным стержнем казахских общин, хранителями веры и народных обычаев. В каждом регионе, городе и селе эти авторитетные богословы, получившие классическое исламское образование, должны стать проводниками религиозных знаний, давать верующим ответы на насущные вопросы, разъяснять пагубность экстремистских воззрений. Такой институт наставников существенно усилит позиции ДУМК на местах, повысит доверие людей к официальному духовенству.

Четвертое, государству, общественным и религиозным организациям необходимо кардинально усилить систему просвещения и профилактики радикализма, особенно в молодежной среде. Через все каналы - образование, СМИ, соцсети, проповеди в мечетях, публичные лекции, нужно доносить исторически выверенную, научно обоснованную информацию об опасности ваххабизма, его чуждости миролюбивому и веротерпимому духу традиционного ислама казахов. Молодые люди должны четко осознавать, что принимая псевдосалафитскую идеологию, они предают веру предков, раскалывают общество, становятся орудием чуждых геополитических сил».