Эксперты: Вербовка была и остается основным каналом привлечения неофитов в ряды ДРТ
Нетрадиционные течения религий, в частности Ислама – то, чего опасаются в казахстанском обществе. Религиозные атрибуты в одежде, внешний вид считаются в нашей стране признаками радикализма. Можно ли определить радикалов по внешнему виду и поведению и чем они опасны для Казахстана, рассказали эксперты, пишет «Голоса народа».
Как распознать радикала в своем окружении?
Существует стигма, согласно которой, одетые в никаб женщины и бородатые с укороченными штанами мужчины являются представителями нетрадиционных религиозных течений. Однако эксперт по Ближнему Востоку Акмарал Баталова считает, что идентифицировать радикала по внешнему виду является ошибкой. К примеру, бороду и короткие штаны носят и хипстеры, также длинная борода является неотъемлемым атрибутом православного священника, говорит она.
«Как можно распознать радикала в окружении? Конечно, он прежде всего начинает пропагандировать все эти свои радикальные идеи. В вербовке этих людей используются практики НЛП, и в какой-то мере их обучают азам этого программирования. Они занимаются тем, что пропагандируют идеи, в которые верят, во вне. Их цель – вовлечь как можно больше людей, адептов в свою религию», — объясняет Акмарал Баталова.
С данным мнением солидарен отечественный эксперт по вопросам религии Серикбол Билялов. Определение радикалов по внешности он назвал типичным сложившимся в обществе стереотипом.
«Сегодня многие представители псевдорелигиозных и деструктивных течений не выделяются в нашем обществе. Распознать человека, который находится на стадии радикализации крайне сложно. Радикализацию человека могут заметить только близкие люди, в большей степени это заметно в изменениях поведения, речи человека, отказе от любимых занятий, отказе от общения с близкими, с незнакомыми людьми в онлайне, посещением сомнительных религиозных форумов и сообществ», — рассказал Серикбол Билялов.
Радикалы – агрессоры?
В обществе сложилось мнение, что верующий человек ни в коем случае не проявит агрессию к окружающим. Чаще всего, когда выясняется, что тот самый религиозный человек причинил кому-то вред, то у всех напрашивается один вывод, что он непременно радикал.
«Необходимо понимать, что настоящие верующие не способны к проведению открытых насильственных актов против верующих, мирного населения. Зачастую исполнителями терактов выступают религиозные фанатики, которые получили искаженные знания по религии, посредством подмены значения религиозных терминов и материалов «псевдошейхов». Практически все лидеры и главы мировых и традиционных религий осуждают применение насилия против религии (Ислама). В любом из традиционных религий убийство считается одним из наихудших и недоспустимых человеческих злодеяний», — говорит Серикбол Билялов.
Акмарал Баталова объясняет, что агрессия не является признаком приверженности нетрадиционным религиозным течениям. Она подчеркивает, что есть случаи, когда абсолютно хладнокровные, спокойные радикалы, не проявляющие агрессию, могут в «нужный» момент взорвать себя, других людей, или убить.
«Агрессия, скорее всего, это причина, а не признак радикализации. Когда человек не востребован в обществе, когда у него есть личные проблемы, когда у него есть какие-то детские травмы. Поэтому я думаю, что государство, прежде всего, именно государство, государственные органы, все наше общество должны исключать создание условий для возникновения агрессии. Если человек хорошо воспитан, образован, если он востребован в карьерном и личном плане, если он счастлив просто-напросто, его очень трудно будет такого человека радикализовать», — поделилась мнением Баталова.
Почему Казахстан должен бояться радикалов?
Хоть и на сегодня по индексу глобального терроризма 2024 года Казахстан занимает одно из последних мест, оба эксперта уверенно подтверждают существующую опасность для казахстанского общества проявления радикальных течений религий.
«Именно радикальные мусульмане, конечно же, несут угрозу нашему обществу, потому что они посягают на принцип светскости нашего государства. Их цель – изменить суть нашего государства и общественного строя. Они хотят построить халифат по такому же принципу, по которому они поехали в Сирию, в чужое государство, хотели снести, изменить строй в стране на другом конце света. При этом у самого сирийского народа никто не поинтересовался, хотят ли они этого и чего они хотят. Это и есть радикализм. Конечно же, он опасен, опасен для наших детей», — считает Акмарал Баталова.
Серикбол Билялов отмечает, что радикализм искоренить полностью невозможно, однако «его опасность можно нивелировать, уменьшить масштаб его распространения». На сегодня, по его словам, самым большим центром пропаганды радикализма являются социальные сети, где контент размещается на всех языках мира и продвигается через таргет.
«Вербовка была и остается основным каналом привлечения новых рекрутов для деструктивных течений и радикальных организаций в качестве адептов, дохода и просто как рядовых исполнителей теракта. Сегодня основным каналом вербовки стали социальные сети, несмотря на политику блокировки и удалений со стороны администраторов соцсетей и правоохранительных органов. Раньше к процессу радикализации подвергались преимущественно мужская половина, то сейчас активны и среди женского контингента», — рассказал Билялов.
В сложившейся ситуации Акмарал Баталова призывает уделять большое внимание воспитанию детей, отслеживая, кто их окружает в школах, детских садах и лагерях.
«Нельзя полагаться просто отдавать детей куда-то, куда бы то ни было. Вот буквально на этой неделе в Кыргызстане было закрыто незаконное медресе, в котором радикализировали сознание маленьких детей и преподавали нетрадиционный ислам. Поэтому и государство, и общество должны работать совместно», — высказалась Баталова.