«Я думал, что настоящие мусульмане – это арабские шейхи» - откровения бывшего салафита

Религиозный экстремизм и терроризм представляют огромную опасность для человека и общества. Редакции сайта «Adaspa.kz» удалось поговорить с молодым человеком по имени Айбек (имя изменено), который будучи под влиянием деструктивной идеологии «салафизм» пытался организовать теракт в столице.

- Айбек, что привело Вас к религии? С какого момента Вы начали читать намаз? Можете об этом рассказать?

- Намаз я читаю уже на протяжении пятнадцати лет. Не могу сказать, что перед приходом в религию я имел ясное представление об Исламе и традициях. В университете моим другом стал парень старше меня на два года. Он читал намаз. Будучи близкими друзьями, я начал интересоваться у него основам религии. Так он стал знакомить меня с тонкостями ислама, и я благодаря ему пришел к намазу. Вы же знаете, в конце 2000-х было мало религиозных специалистов. И по вопросам веры я обращался к своему другу. Следуя его примеру, я слушал те же проповеди, что и он.

- Какие проповеди вы слушали?

- Во многом мы слушали арабских шейхов. Так как я сам по себе больше русскоязычный, я не слушал проповеди на казахском. И так же дела обстояли в мечетях, так как проповеди проводились в основном на казахском языке. Я тогда думал, Коран был послан на арабском языке, значит был тесно связан с арабами. Я верил, что настоящие мусульмане – это арабские шейхи, которые свободно читают первоисточник. Это было главной причиной прослушивания именно арабоязычных проповедников, и сейчас я понимаю, что это было моей главной ошибкой.

- О чем говорилось в проповедях?

- На тот момент во мне бушевал юношеский максимализм, я горел желанием как можно больше узнать о религии. Все, что они говорили, для меня было «законом». Главной их мыслью была борьба с «неверными». Мы тогда не особо понимали кто такие «кафиры». Ради милости Аллаха мы были готовы стать «шахидами», это казалось нам счастьем, и гарантом следующей жизни в раю, с такой слепой верой мы и продолжали слушать проповеди.

- А как они объясняли «борьбу с неверными»?

- Все было просто, люди, не выполняющие столпы ислама, не читающие намаз плохо влияют на общество, и то, что они продолжают так жить – большой грех для мусульманина. Нужно уничтожать их если есть возможность. И к сожалению, у нас такая возможность появилась. Нашей целью стал подрыв крупного административного объекта, чтобы уничтожить побольше «кафиров».

- Расскажите, а этот план по совершению теракта был придуман вами случайно или кто-то повлиял на вас?

- Нет, нужно сказать, что практически любое действие мы совершали по решению нашего – эмира, а он соответственно получал приказы, нужную информацию, деньги, обеспечение от зарубежных шейхов. Ну эта тема была у нас практически под запретом. Да и вообще у нас была строгая иерархия подчиненности эмиру.

- Как вас задержали?

- На тот момент, мы с братьями уже изрядно подготовились. Были изготовлены несколько самодельных взрывных устройства. Разработан план. Но, к счастью, как я понял это уже после, нас задержали правоохранительные органы.

- Что было после задержания?

- Начались, суды, допросы и т.п. В итоге, я был осужден на 8 лет по за подготовку к совершению теракта. 8 лет не малый срок. Я находился в раздумьях. Мне было очень тяжело морально, физически, психологически. Ведь, если так посудить, то я потерял все эти годы по своей глупости и необразованности. Сейчас, пройдя все эти испытания, я рад что у меня не получилось осуществить задуманное, ведь как сейчас нас учат устазы, имамы, большим грехом, варварством и явным ослушанием Аллаха является убийство человека.

- Чем Вы занимаетесь на сейчас?

- После освобождения я прошел курс реабилитации в столичном Центре изучения религий. Работал с психологом, теологом, посещал лекции по религии. Мне нужно было адаптироваться к жизни вне тюрьмы. Я чувствовал, как отделился от общества за эти 8 лет. Есть хорошее казахское выражение: «Адасқанның айыбы жоқ, қайта үйірін тапса». Сейчас у меня все хорошо. После окончания курса реабилитации я устроился на работу при помощи Центр занятости, жизнь потихоньку налаживается.