Зачем мусульманину психолог или кто такое «исламский психолог»

Чем «исламский психолог» отличается от психолога «классического»? Является ли это разделение прогрессивным или наоборот, шагом назад? И что ждёт «исламскую психологию» в будущем? На вопросы «Даптара» ответила Ольга Павлова, кандидат педагогических наук, магистр теологии, доцент МГППУ, председатель правления «Ассоциации психологической помощи мусульманам».

НЕ ПРОСТОЙ, А «ИСЛАМСКИЙ»

– Почему стал нужен «исламский психолог»? Разве к «обычному психологу» мусульманину нельзя обращаться?

– Последние лет 50 во всём мире развивается мультикультурный подход в психологическом консультировании. Это такой подход, который ориентирован на культуру клиента. Многочисленные исследования, проведенные в разных странах, доказывают, если психолог-консультант ориентируется на ценности культуры клиента, то такая психологическая помощь более эффективна. Такой процесс консультирования будет основан на ресурсах, которые есть у человека в рамках его этнической, религиозной и других видов культур. В этом направлении стали развиваться подходы к психологическому консультированию мусульман как этнорелигиозной группы. Психологи-мусульмане в разных частях земного шара объединяются в ассоциации (например есть Международная ассоциация исламской психологииМеждународная ассоциация мусульманских психологов и много других специализированных организаций во многих странах мира.

Мусульманин может обратиться к обычному психологу, но велика вероятность, что тот, не ориентируясь в специфике религиозной и этнической идентичности клиента, может «наломать дров». Надо понимать, что многие современные психотерапевтические подходы прежде всего развивались в рамках западной культуры. Очевидно, что в разных культурах модели супружеских и детско-родительских отношений, модели разрешения проблем и конфликтов, в том числе супружеских, представления о счастье, автономии, свободе тоже очень разные, и поэтому консультирование в рамках культуры клиента – это наиболее эффективный и экологичный способ решения его проблем.

– Часто приходится слышать вопросы — а зачем мусульманину психолог? Разве он не должен находить все ответы в Коране, Сунне?

– Мусульманину точно так же, как и любому другому человеку, психолог необходим для того, чтобы решать психологические проблемы. Мусульманская этика, основанная на Коране и Сунне, и психология тесно связаны. В фокусе интереса обеих – состояние души человека и его поступки. Этика учит нас тому, каким должен быть человек, а психология – как этого достичь. То есть, религиозная этика имеет предписывающий характер, а психология – объясняющий. Не используя психологические знания, этика будет ограничиваться только поучениями и не сможет достичь цели воспитания нравственной личности.

– И всё же… Нет ли в самом понятии «исламская психология» некоторого лукавства? «Укрепляй свой иман», «на всё воля Божья», вот Коран, а вот хадисы – зачем что-то ещё придумывать верующему человеку? 

– Ну, во-первых, для религии таких формул совершенно недостаточно! Сборник хадисов имама Ан-Навави начинается с хадиса о намерении человека – какое намерение – таков и будет результат и так он будет оцениваться. Все ритуалы без правильного намерения обесцениваются. И верующему жизненно важно разобраться со своими намерениями: откуда они, к чему они приведут, как правильно поставить цель. Поэтому никакого лукавства в исламской психологии нет. Это метод самопознания с целью самосовершенствования. А вот эталон самосовершенствования мы берем из религии, из откровения.

Во-вторых, исламская психология – это не какая-то другая психология и не ее суррогат. Любая психологическая теория основывается на каком-то исходном мировоззренческом постулате, мы не изобрели ничего нового в этом смысле. Исламская психология ориентируется на образ мира, который сформировался в коллективном опыте человечества в последние 4 тысячи лет и который называется монотеистической традицией. Психолог, знающий общие характеристики, но не знающий специфики данной половины человечества и более узкой этноконфессиональной группы, к которой принадлежит индивид, не сможет правильно оценить состояние человека, более того – может прийти к ложным решениям. Даже совсем нерелигиозные психологи, классики психологии, пришли к выводу, что религиозная и этническая специфика должны обязательно учитываться при консультировании, должен быть эффект доверия клиента консультанту, чего трудно достичь, если они имеют противоположные взгляды на мир и его ценности.

– Не окажется ли так, что психолог самовольно будет решать, что ему брать из психологии, а что из религии? Выработан ли этический кодекс «исламского психолога»?

– В России пока ещё не выработан. Для того, чтобы его создать, необходимо выстроить систему подготовки специалистов, обеспечить их специальной литературой, дать им хорошее образование, что позволит вывести основные критерии, которые лягут в основу этического кодекса. Мы сейчас изучаем этические кодексы психологов, работающих в мусульманских странах, в обозримом будущем такой этический кодекс появится и в России. Но необходимо понимать, что наличие этического кодекса психолога не гарантирует защиту от субъективизма специалистов. В России имеется серьезная проблема, необходима аттестация специалистов, их общественно-профессиональная аккредитация.

– Какие самые частые вопросы, с которыми к вам обращаются? Кто ваш «основной клиент»?

– Обращения клиентов на горячую линию ассоциации охватывают широкий диапазон стрессовых ситуаций, среди которых: проблемы соматического и психического здоровья; любовные, дружеские и супружеские взаимоотношения; поиск смысла жизни; недовольство собой, желание изменить себя; отсутствие и поиск партнера; конфликты с родителями, учителями и сверстниками; профессиональные и учебные проблемы; одиночество; физическое и сексуальное насилие; проблемы, связанные с суицидальными действиями и мыслями и т. д.

Обращаются к нам как женщины, так и мужчины. Кстати, все больше и больше мужчин стали обращаться к психологам, чтобы улучшить качество своей жизни, в том числе и семейной.

НАУКА И РЕЛИГИЯ

– В сети набирают популярность мусульманские блогеры, которые заявляют, что «классическая психология» – способ заработать на горе людей. Вы тоже противопоставляете себя «безбожным психологам»?

– Как доцент кафедры государственного вуза (а я всю жизнь преподаю в вузах Москвы и России), а также как ученый, издавший с десяток монографий и около 150 статей, я ни в коем случае не противопоставляю себя, как вы сказали, «безбожным психологам». Я работаю в тесном сотрудничестве со своими коллегами по кафедре, которые исповедуют разные религии.  Для нас психолог – это, прежде всего, профессионал, и, как я уже сказала, исламская психология — это раздел мультикультурного консультирования, работа в парадигме которого требует высокого профессионализма.

– Кто контролирует деятельность «исламских психологов»? Духовное управление?

– Наша деятельность регулируется теми же законами, которыми регулируется деятельность психологов в России. Мы не религиозная организация, а профессиональное сообщество.

– Как же удается совмещать науку и религию? Вот приходит, например, клиент, убежденный, что его «мучает джинн», или что его «сглазили». Официальная наука отрицает подобное, но в исламе отрицать эти явления – значит, идти против религии. Как решается этот конфликт?

– В различных версиях «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам» в США «одержимость» классифицируется как расстройство и обозначается MPD (multiple personality disorder) и DID (Dissociative identity disorder). Практики исламского лечения чтением Корана являются легитимной формой психологической помощи при подобных расстройствах по аналогии с принятым в научном сообществе методом работы аналитического психотерапевта.

Специалист Ассоциации, московский врач-психиатр Марат Муратов, недавно трагически скончавшийся от Covid-19, имел большой опыт лечения подобных расстройств. В своей врачебной практике он использовал комплексный подход в лечении диссоциативных расстройств и шизофрении. Он объяснял свой подход так:

«В острых случаях психомоторного возбуждения, когда больной опасен как для окружающих, так и для себя, альтернативы лекарствам практически нет. В то же время после купирования острой психотической симптоматики и особенно в период ремиссии на первый план выходит реабилитация. А это есть комплекс немедикаментозных лечебных мероприятий, направленных на скорейшее возвращение больного к нормальной жизни в обществе и профилактику повторных обострений психического заболевания. Вот тут соблюдение исламских норм и традиций является очень полезным». Исламские обряды с четкой периодичностью и рациональным регулированием распорядка дня «как нельзя лучше подходят для реабилитации психически больных».

В основе практики рукья (молитвенные формулы, по мнению верующих имеют целительную силу – прим.ред.), как и в психоаналитической терапии, лежат механизмы психической защиты, работающие на подсознательном уровне через обучение и повторение. Конечный результат проведения разных обрядов тождественен – пациент возвращает контроль над собственным телом.

ПСИХОЛОГИЯ – ЭТО ПО-МУСУЛЬМАНСКИ

– Но психология – не психиатрия, то есть не медицина. Это философия. Философия, выросшая на почве, чуждой исламской, а потому изначально вредная, нет?

– Психология выросла из той античной философии, которая была совсем не похожа на то, что сегодня именуют философией. Философией тогда назывался рациональный (в отличие от мифологического – иррационального) способ познания человека и мира. Абсолютно некомпетентно заявлять, что психология вышла из неисламской философии. Вообще-то, античную философию вернули средневековым европейцам как раз мусульмане: Аль-Кинди, Аль-Балхи, аль-Фараби и многие другие ученые, поэтому психология вышла как раз из их работ и их последователей, от величайших ученых суфиев, таких, как Аль-Газали. Поскольку психологические проблемы были у человека всегда, и психологи писали о них уже в восьмом-девятом веках. Кстати говоря, и специализированные психиатрические клиники впервые открыли мусульмане, европейцы потом у них учились, но, к сожалению, не все современные мусульмане об этом читали. Увы.

– А вот ещё дилемма: психология классическая не оперирует понятиями морали. Религия же опирается именно на мораль. Что приходится «прогибать»: психологию под ислам или наоборот?

– Как может индивид не воспринимать, не реагировать на ценности и обычаи, в которых он вырос, живет, общается, работает? Противоречия между коллективной трактовкой морали и ее личным восприятием как раз и являются основой многих серьезных психологических проблем. Подчеркиваю: этику и психологию насильно разлучили в позднее Средневековье и Новое время. А по сути это два крыла: одно – ценности, включая и иллюзорные, другое – изучение психологических механизмов и способов восприятия коллективных ценностей личностью и анализ возникающих при этом конфликтов и травм. Проблемами морали и подходами к моральному развитию человека занимаются очень многие направления классической психологии. Психология морального развития является актуальной и интенсивно развивающейся в настоящее время областью психологии и в нашей стране (нравственная психология), и за рубежом (moral psychology).

– Как вы полагаете, могло бы изучение хотя бы азов психологии помочь тем же имамам? 

– Современный имам – это человек, который должен был вооружен очень большим числом разносторонних знаний: юридических, религиозных, психологических и многих других. Современные имамы также должны иметь эффективные инструменты разрешения своих собственных психологических проблем, в частности навыки работы со своим эмоциональным выгоранием. Сейчас достаточно большое число имамов в России получают высшее психологическое образование, либо уже его имеют. Есть имамы, которые специализируются на семейных отношениях и сейчас проходят обучение по семейному консультированию, кто-то занимается работой с мигрантами и многими другими сферами.

Психология изначально была присуща исламу. Даже проповедь Корана нельзя начинать, если аудитория психологически не расположена слушать серьезные вещи. Сегодня оказывать реальную помощь людям может только профессионал, поэтому имам должен иметь хотя бы минимум психологических знаний, иначе его подопечные могут уйти к профессионалам с другим мировоззрением.

Источник: Daptar.ru, Дана Алова