Религиозное образование в Казахстане и за рубежом: опасность, риски и перспективы

С началом очередной приемной компании большое количество молодых людей, получивших среднее образование стремятся поступить в высшие учебные заведения для обучения по выбранным специальностям. Не исключением является и выбор специальности в области получения религиозных знаний. В следствии чего, часть молодых людей отдают предпочтения зарубежным духовным образовательным учреждениям, и не всегда официальным. Какую опасность таит в себе получение теологического образования за границей, какие риски существуют и какая ситуация с получением религиозного образования у нас в стране, мы решили уточнить у религиоведа, руководителя отдела столичного Центра изучения религий Бексултана Абдуллова.


Бексултан Туреханович, среди определенной части казахстанской молодежи бытует мнение что образование в сфере религии предпочтительнее получать за рубежом, расскажите разве проблематично получить религиозное образование у нас в стране?

В первую очередь необходимо отметить, что в Казахстане созданы все условия для получения религиоведческого и религиозного образования. Если мы обратимся к официальным данным, то увидим, что на сегодняшний день в нашей стране функционируют 13 духовных учебных заведений. Из них: по линии исламского направления – 11, в которые входят 1 - университет «Нур-Мубарак», 9 - медресе-колледжей, 1 - Исламский институт повышения квалификации имамов при ДУМК», по линии христианского направления – 2, в них входит 1 – Алматинская православная духовная семинария и 1 – Межъепархиальная высшая духовная семинария «Мария – Матерь Церкви». В данных духовных учебных заведениях обучается более трех тысяч человек. Кроме того, для получения религиоведческого образования можно поступить в общеобразовательные ВУЗы, в числе которых ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, КазНУ им. аль-Фараби, КарГУ им. Е. Букетова, МКТУ им. Х. Яссави, Университет иностранных языков и деловой карьеры и КНПУ им. Абая. Соответственно, можно сделать вывод что в нашей стране есть все условия для получения религиозного и религиоведческого образования. Также необходимо отметить, что на данные профессии Министерством образования ежегодно выделяются образовательные гранты. Кроме того, на 2022 год столичным Акиматом дополнительно выделено 15 грантов по гуманитарным направлениям, в том числе исламоведению, теологии и религиоведению.

Расскажите в чем заключается опасность получения духовного образования за рубежом? В чем состоит риск?

Опасность состоит в том, что молодые люди, не обладая достаточными знаниями и жизненным опытом выезжают за рубеж и начинают впитывать в себя те знания, которые могут противоречить нашим состоявшимся традиционным ценностям. Соответственно, присутствует риск радикализации студента, который после обучения, возвратится в Казахстан и будет проповедовать чуждую, и в большинстве своем деструктивную для нашего общества идеологию. Соответственно здесь может присутствовать опасность конфликтов на фоне разжигания религиозной розни, что чревато негативными последствиями для нашей страны и общества в целом. К сожалению, в истории современного Казахстана достаточно случаев, когда наши граждане выезжали за рубеж для получения религиозного образования и в последствии участвовали в экстремистской и террористической деятельности. В пример можно привести наших граждан, вывезенных из зон террористической активности в рамках специальной операции «Жусан», Жандоса Ажмамбетова (1990 года рождения) по кличке Хасан, который в 2013 году уехал в Сирию для введения боевых действий из Египта, куда улетел для получения теологического образования, или Руслана Куанова (1991 года рождения), известного как Аббас, который уехал в 2012 году в Египет получать теологическое образование, а потом перебрался в Сирию. Оба были осуждены за участие в террористической организации ДАИШ.

Бексултан Туреханович, как наше официальное духовенство относится к вопросу получения религиозного образования за рубежом?

Духовное управление мусульман Казахстана рекомендует в первую очередь получить религиозное образование у нас в стране, где как было отмечено выше созданы все условия для этого и дополнительно выделяется большое количество образовательных грантов. То есть, можно сказать что изначально нужно обязательно получить фундаментальные знания, впитать понимание культуры и традиций казахского народа, а уже после этого получать дополнительное образование. Кроме того, следует отметить, что между нашим ДУМК и известными зарубежными учебными заведениями были официально заключены меморандумы. Соответственно, для получения религиозного образования за рубежом можно поступить в учебные заведения, с которыми ДУМК заключило меморандум. В связи с тем, что в данных ВУЗах обучение строится на основе нашей традиционной религии. Среди рекомендованных нашим Духовным управлением мусульман Казахстана, можно выделить Университет «Аль-Азхар» в Египте, Стамбульский университет, Университет Мармара, Университет Анкары, Сельджукский университет, Институт Хасеки, находящиеся в Турции, Международную исламскую академию Узбекистана, Российский исламский институт, Московский исламский университет и Малазийский международный исламский университет города Куала-Лумпур.

Учитывая все присутствующие риски получения религиозного образования почему законодательно не закреплена норма, согласно которой получение гражданами Казахстана религиозного образования в иностранных государствах допускается только после получения высшего духовного образования в республике?

Действительно, данный вопрос рассматривался осенью 2018 года в Сенате Парламента Республики Казахстан. Однако, депутаты Сената рассматривая законопроекты по вопросам религиозной деятельности, предложили исключить данную норму, посчитав это нарушением прав граждан на получение образования и беспрепятственный выезд и въезд в страну.

Давайте, затронем довольно актуальную тему, не только для выпускников религиозных специальностей, но и в целом для выпускников казахстанских ВУЗов по другим направлениям. Какие перспективы у нас в стране существуют у выпускников после получения религиозного образования?

Действительно, вопрос перспективы дальнейшего развития и трудоустройства выпускников довольно актуален в Казахстане. Однако, что касается специалистов по направлению теологии, религиоведению то с учетом важности развития религиозной ситуации в положительном ключе в нашей стране созданы рабочие места в мечетях, колледжах, различных центрах и институтах по изучения и анализу вопросов религии. Думаю, важно упомянуть если ранее мы зависели от кадров, прошедших обучение в зарубежных теологических заведениях, то сегодня благодаря развитию собственных учебных заведений у нас готовятся свои собственные религиозные кадры, ничем не уступающие зарубежным и соответственно таким образом покрывается дефицит кадров по религиозным и религиоведческим направлениям.

Какие рекомендации бы вы дали родителям и молодым людям, планирующим обучаться за рубежом по теологическим и религиозным специальностям?

В первую очередь, я бы родителям и будущим студентам посоветовал более пристальное внимание уделить нашим отечественным духовным учреждениям образования. Но, если уже было принято решение об обучении в иностранном государстве, необходимо проконсультироваться со специалистами, например, вы можете связаться со столичным Центром изучения религий, позвонив на номер Ikomek-109. В Центре вас проконсультируют, окажут всевозможную теологическую, юридическую помощь и проведут информационную и разъяснительную работу. Главное, что нужно понимать и осознавать, что образование за рубежом, не только религиозное и теологическое, но и даже в некоторых случаях светское может таить в себе потенциальную опасность. Соответственно, необходимо развивать в себе умение анализировать, говорить «нет», не принимать «на веру» знания которые могут негативно отразиться на вашей жизни или других людей.

Спасибо за интервью! 

Источник: столичный Центр изучения религий г. Нур-Султан