«Первоначальная цель всех деструктивных организаций - вырвать человека из общества и ограничить внешний поток информации» - эксперт
О признаках, деятельности, и о возможностях возвращения из сетей деструктивных религиозных течений рассказал религиовед столичного Центра изучения религий Олег Синяков.
Олег Витальевич, какие есть признаки того, что человек попал в сети деструктивного религиозного течения?
Существует ряд признаков, по которым можно определить. Прежде всего нужно обратить внимание на изменение поведения человека, который попадает в какой-то культ, он это делает в течение длительного промежутка времени. Он постигает все тайны и все эти обычаи и традиции присущи какой-либо религии.
Человеку, который попадает ДРТ характерно резкое изменение поведения и иногда это воспринимается на начальном этапе даже позитивно, особенно родителями, ну вот представьте: обычный человек который живет светской жизнью имеющий пагубные пристрастия регулярно ходит в увеселительные заведения, употребляет алкоголь и вот человек прекращает это все и близкие родственники реагируют на это зачастую позитивно, но потом, когда он начинает погружаться в практику деструктивного культа, он начинает полностью менять свою жизнь.
Допустим, если человек раньше любил какие-то определенные жанры кино, музыки, литературы, то он, как правило, перестает, читать, смотреть, слушать. Он читает, слушает, смотрит только то, что дают ему приверженцы организации. Первоначальная цель всех деструктивных организаций - вырвать человека из общества и ограничить внешний поток информации, соответственно человек чувствует себя как в скорлупе.
Получается, что человек сначала ограничивает все свои вкусы, далее ему говорят, что нужно порвать отношения или ограничить общение с людьми, которые придерживаются этих вкусов, потому что эти люди они тянут вниз, а он должен стремиться к богу.
Я слышала, что человек после того как начинает «знакомство» с деструктивной организацией он начинает активно завлекать в нее своих родных и близких. Можете пожалуйста прокомментировать этот момент.
Здесь необходимо отметить, что человек пробует сначала обратить всех окружающих в свою веру, начинает личным примером убеждать их войти туда, но, если люди не соглашаются, он разрывает с ними отношения. Данную методику ему рекомендуют адепты деструктивных течений и доходит до того, что человек сначала разрывает отношения со всеми своими друзьями.
Часто такое бывает, что адепту ДРТ говорят, что наш государственный строй неправильный, государство должно быть теократическое, что президент тоже неверный.
Далее человека подталкивают уже к практическим действиям, как говорят представители всех деструктивных организаций, вера должна обязательно подтверждаться на практике. Если ты просто веришь и говоришь об этом, это еще ничего не значит, ты должен подтверждать это еще и делами, и они его понуждают именно выполнять те действия, которые им выгодны, чтобы он нес деньги, чтобы он выполнял какую-то работу, чтобы он захватил государственную власть, осуществлял террор среди нашего общества.
Есть ли шанс вернуть человека таким, каким он был до вступления в ДРТ?
Вытащить его очень сложно, в наш центр как раз обращаются родственники таких людей, сами люди обращаются крайне редко, так как считают, что они на верном пути, что они в правильной организации, что все вокруг неправы.
Зачастую их привлекают вовсе не религиозные мотивы. Например, человеку обещают, что, если он вступит ему найдут хорошую работу или будут его кормить или просто ему нравится круг общения. Человек, попадая в ДРТ, считает, что он попал в некий такой клуб по интересам.
Некоторые организации очень похожи на некий кружок и даже выдают себя за научные какие-то кружки, где изучают психологию, как например, «Союз сотворцов святой Руси».
Конечно, есть шанс вытащить, потому что они не с головой прямо уходят, для них нужно доказать таким людям, что организация деструктивная, что были судебные процессы, что организация запрещена, обосновать почему не стоит там быть и человек подумает и согласится с доводами религиоведов, теологов, психологов
Гораздо сложнее, если человек — вот прямо с головой погружается в это. Работа должна вестись не только теологами, религиоведами, психологами, но и ближайшим окружением - родственники подключаются к этому процессу и нужно обязательно показывать человеку, что он дорог для них, не просто так что они его по-настоящему любят.
Но еще более верный шанс, если человек действительно испытал на себе действие деструктивных организаций, ведь во всех ДРТ есть такая методика учения: они про себя говорят только хорошие вещи, не говоря при этом, что есть второе дно.
Например, если мы берем организации целительские, о которых мы говорили, есть люди, которые просто попали в больницу, стали инвалидами, они прекрасно понимают, что эти организации деструктивные, что они не способны никого вылечить, они способны только искалечить.
Вот эти люди потом уже возвращаются в привычное русло и сами поражаются, как они вообще попали или, например, люди которые участвовали в незаконных вооружённых формированиях в горячих точках. Данные личности почувствовали на себе все тяготы войны, можно сказать, видели истинное лицо бессмысленности вооружённых конфликтов. В итоге вернувшиеся оттуда так называемые «солдаты удачи» начинают прекрасно все понимают и уже сами призывают других не повторять их ошибки.
Расскажите, пожалуйста, что вы посоветуете людям, которые желают приобщиться к какой-то религии и как при этом не попасть в деструктивный культ?
Если человек желает приобщиться к какой-то религии, то лучше конечно выбирать религию, черпать знания о которой можно у официального духовенства. Например, если вы пришли в мечеть, то необходимо обращаться к имаму мечети, или если ваш выбор пал на церковь, то соответственно обращаться к батюшке или святому отцу.
Однако, если у вас возникают дополнительные вопросы касательно религии, то Вы можете связаться с нашим Центром изучения религий позвонив на номер Единого контакт-центра IKOMEK 109!
Спасибо за интервью!