Бота Ибраева: ««Тренинги по антибуллингу» в какой-то мере являются профилактикой школьного терроризма»
В современных условиях опасность различного характера может притаиться «за углом» и настигнуть в неожиданный момент каждого человека. К большому сожалению наиболее уязвимыми в данном плане остаются – дети. И обязанностью каждого взрослого является объяснить и научить их умению распознавать угрозу и правильно себя вести в любой опасной или чрезвычайной ситуации. Чтобы понять, как правильно донести ребенку эту информацию, мы пригласили на интервью сертифицированного тренера по детской безопасности Боту Ибраеву.
- Бота Женисовна, насколько нам известно, вы - журналист, как получилось так, что вы стали еще и тренером по детской безопасности?
- Я выпускница факультета журналистики Казахского национального университета имени аль-Фараби. В моем профессиональном портфолио есть и телевизионная, и радийная, и газетная, и электронная журналистика. Сейчас в средствах массовой информации продолжаю трудиться в качестве фрилансера. Считаю, что именно эта профессия помогает мне ориентироваться в информационном поле. Тренером по детской безопасности стала, сделав два интервью с основателем тренерского движения по детской безопасности в Казахстане - Зариной Джумагуловой. Закончив ее курс, получила сертификат и сейчас официально являюсь тренером по детской безопасности.
- В чем суть этих тренингов и на каких принципах основывается методика разработки антитеррористической безопасности в школе?
- Данные занятия призваны обучить детей избегать потенциальных опасностей и защищать себя морально и физически. А родителей - правильно и эффективно разговаривать со своими детьми о безопасном поведении. Методика разработки антитеррористической безопасности в школе основывается на нескольких принципах. Все они взяты из жизненных ситуаций. Это - анализ рисков терактов из национального и международного опыта, который помогает понять возможные сценарии и методы действия террористов, а также консультации с экспертами в области противодействия терроризма, правоохранительными органами, тренерами по детской безопасности (антитеррору). И только после этого разрабатывается план действий для различных сценариев чрезвычайных ситуаций.
- Какие результаты показали апробация и применение данной методики в повседневной жизни детей в других странах?
- Эта идея не новая, такие курсы существуют и активно используются во многих странах. К примеру, в России существует федеральная сеть школ безопасности для детей «Стоп-Угроза», у которой практически в каждом городе есть свой филиал. Там подобные тренинги на государственном уровне рекомендованы для проведения в образовательных учреждениях.
Очень часто тренеры по детской безопасности рассказывают о том, что благодаря нашим занятиям дети смогли распознать угрозу и избежать столкновения с ней. Я сама встречала на улицах Астаны таких детей, которые прошли такой тренинг. Они становятся осознанными и ответственными в том, что касается их личной безопасности. Быть ребёнком - это не значит быть безответственным и вложить свою руку в ладонь любого, кто предложит купить мороженое или показать котёнка в подвале. К сожалению, в сегодняшних реалиях дети должны быть более продвинуты в вопросах безопасности.
- В списке ваших тренингов есть тренинг по антитеррористической безопасности школьников, вы его озвучили после событий в Петропавловской школе, когда в школу пришел ученик с топором и ножом и напал на учеников. Расскажите о нем подробнее.
- Да, действительно в списке моих тренингов есть такое направление по антитеррористической безопасности. Здесь я обучаю детей, как правильно вести себя при теракте. Провела такой тренинг сразу после вышеупомянутого случая. Детям нравится учиться и получать новые знания и навыки в процессе игры. Учу и показываю, как себя вести при нападении на школу. Хотя, конечно, невозможно предусмотреть все случаи, которые могут произойти в жизни. Однако есть некоторые правила, которые нужно знать каждому ребенку:
- Если в школу ворвался вооруженный человек, очень важно оставаться спокойным и принимать меры для своей безопасности.
- Постарайтесь остаться незаметным для террориста. Нужно спрятаться от вооруженного человека и оставаться незамеченным. Ищите место, где можно найти укрытие, например, закройтесь в классе, забаррикадируйте двери партами и стульями.
- Оставайтесь тихими. Старайтесь не издавать лишних звуков, чтобы не привлекать внимание вооруженного человека. Отключите звук мобильных телефонов.
- Сообщите о происшествии. Если у вас есть возможность, свяжитесь с полицией и дайте им максимум информации о происходящем. Укажите свое местонахождение, количество находящихся в помещении людей и любую другую полезную информацию, которая может помочь ситуации.
- Следуйте инструкциям. Если вы получите указания или инструкции от полиции или других официальных лиц, следуйте им немедленно и осторожно. В такой ситуации полиция будет знать лучший план действий.
- Будьте готовы к действию. Если вам не удалось спрятаться или заблокировать дверь, ищите возможность эвакуации. Если считаете, что можете безопасно покинуть помещение, сделайте это, стараясь оставаться незаметными для террориста и сохраняя спокойствие.
- Защищайтесь, только если необходимо. Это крайняя мера, но, если ваша жизнь находится в непосредственной опасности и у вас нет других вариантов, действуйте в соответствии с ситуацией. Помните, что ваша цель - сохранить жизнь и максимально снизить риск для себя и других.
- Важно помнить, что каждая ситуация может быть уникальной, и эти рекомендации не исчерпывают все возможности. Помните, что правила могут варьироваться. Поэтому следуйте инструкциям и рекомендациям от полиции, школьного персонала и других официальных лиц, которые имеют больше информации и опыта в управлении такими ситуациями.
- Помните, что ваша безопасность и безопасность других людей - приоритет. В таких кризисных ситуациях важно сохранять хладнокровие и действовать рационально. Помощь и поддержка друг друга также играют важную роль.
- После того как ситуация будет контролироваться правоохранительными органами, важно сотрудничать с ними, предоставлять им всю ту информацию, которая может помочь в расследовании.
Но хочу сразу подчеркнуть, что правила остаются всего лишь правилами, а детей нужно тренировать на практике. Я провожу антитеррористическое обучение в школах и обучение, чтобы ученики могли справляться с различными угрозами и чрезвычайными ситуациями.
- На ваш взгляд, почему участились подобные случаи в образовательных учреждениях, с чем это связано?
- Жизнь вообще очень усложнилась в последние десятилетия. Например, ребёнок, пришедший с топором в школу, мог испытывать буллинг от других детей или взрослых. А может быть, у него сложная ситуация в семье. Ведь буллить могут и в семье, если ребенком постоянно недовольны, часто ругают его. Тогда такое поведение вполне вероятно. Накопившийся негатив он мог пытаться «сбросить» и таким образом. Поэтому я считаю, что тренинги по антибуллингу – это в какой-то мере профилактика и школьного терроризма.
- Поделитесь, пожалуйста, с нашей аудиторией, с учителями, родителями как правильно и доступно донести эту информацию до детей?
- Такую информацию можно и нужно доводить в игровой форме, через тренинги. Можно провести инсценировку. На самом деле здесь очень много вариантов. В игровой форме мы с детьми рассматриваем поведение и отрабатываем алгоритм действий в разных ситуациях. Также мы формируем навыки оказания первой помощи. Мы даем очень много именно прикладных полезных знаний.
- Какие бы вы дали дополнительные рекомендации учителям, родителям в сфере детской безопасности?
- Это на самом деле серьезная информация, которой взрослые не уделяют должного внимания. Зачастую на эти темы попросту читают скучные лекции. Между тем, родительские и учительские правила отличаются от тренерских, потому что тренер воспринимается детьми как эксперт. Это новое лицо, и уже этим он интересен детям. Тренинг – это не урок, не классный час. Тренинг – это знания в тренировке навыков. Нужно информировать родителей и обучать детей ответственному отношению к собственной безопасности.
Мало оснастить школы системами безопасности, видеонаблюдением, контролем доступа, сигнализацией и датчиками опасности, если дети, учителя и родители не знают, как себя вести. Кроме того, все сотрудники школы должны также пройти обучение по правилам антитеррористической безопасности, ознакомиться с планами действий, основными признаками подозрительной деятельности, методами обеспечения безопасности и реакцией на чрезвычайные ситуации. Обучение должно проводится регулярно и включать больше практических тренировок. Очень хочется надеяться, что дети и взрослые никогда не столкнутся с экстремальными ситуациями, но знание базовых правил и действий однозначно может помочь людям в таких случаях.
- Бота Женисовна, спасибо за выделенное время и за такое полезное интервью!
Больше информации о том, что необходимо делать при угрозе теракта можно прочитать на сайте Антитеррористического центра Республики Казахстан по следующей ссылке: https://beta.egov.kz/memleket/entities/antiterrosticheskiy-centr/press/article/details/111818?lang=ru