Гендер и религия: права человека, идентичности, Центральная Азия

В Центральной Азии пересечение гендера и религии создает уникальные вызовы и возможности для прав человека и идентичности. В этом регионе традиционные религиозные практики и социальные нормы часто вступают в противоречие с современными представлениями о гендерном равенстве, что требует глубокого анализа и комплексного подхода для обеспечения прав всех граждан.

Необходимо рассматривать гендерное равенство через пять ключевых характеристик прав человека:

1. универсальность (принадлежат всем, принцип — “не дискриминировать”);

2. принадлежность всем (они неотъемлемы и не могут быть отняты);

3. неделимость;

4. взаимосвязанность;

5. неотчуждаемость.

Важно также учитывать ценностную основу прав человека — универсальность чести и достоинства каждого человека, подразумевающую онтологическое равенство всех людей. Несмотря на наши различия, существует нечто общее, что объединяет всех людей — это наша человеческая природа. Эта реальность не отменяет факта уникальности каждого из нас, которую права человека признают и защищают. Принципы универсальности чести и достоинства человека присутствуют в каждой культуре и мировой религии. Ислам и другие религии, а также культуры народов Центральной Азии следует рассматривать именно через эту призму.

Девять основных международных документов по правам человека

1. Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, 1969 г.;

2.Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966 г.;

3.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, 1966 г.;

4.Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), 1979 г.;

5.Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1984 г.;

6.Конвенция о правах ребенка, 1989 г.;

7.Конвенция о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей, 1990 г.;

8.Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений, 2006 г.;

9.Конвенция о правах лиц с ограниченными возможностями, 2006 г.

НА КАКОЙ КОНЦЕПЦИИ/ФИЛОСОФИИ ОСНОВАНЫ ВСЕ ЭТИ ДОКУМЕНТЫ? основные цели - недискриминация, устранение дискриминации и защита универсальности человеческой чести и достоинства Все эти документы основаны на так называемой натуралистической, философской или моральной концепции прав человека.

Теоретическая обоснование современной концепции универсальности прав человека  (натуралистическая или морально-философская концепция прав человека)-1

Все основные документы по правам человека основаны на натуралистической или морально-философской концепции прав человека (или онтологической) (всего 4 названия).

-Натуралистическая концепция прав человека подразумевает, что: “права человека - это (1) моральные права, которыми (2) обладают все люди, (3) всегда и везде, (4) просто в силу того, что они люди, и (5) соответствующие носители обязанностей по соблюдению прав человека - это все юридические лица, государства и дееспособные люди в соответствующих обстоятельствах.

-Юридические документы, как международные, так и внутренние, только подтверждают существование права человека и берут на себя обязательства по их защите и развитию.

-Следует различать ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРАВА: если право человека (н-р, право на свободу убеждений или право на здоровье, право на здравоохранение (не идентичны!)) является неотъемлемым от нашей сущности быть человеком, то юридическое право является результатом определенного нормативно-правового акта (н-р, покупка или аренда)

Теоретическая обоснование современной концепции универсальности прав человека  (натуралистическая или морально-философская концепция прав человека) -2

-Права человека (1) универсальны [принадлежат каждому], (2) неотъемлемы, (3) неделимы [все категории прав человека подобны стенам одного здания, если обрушиться одна стена, то здание не может оставаться целым], (4) взаимосвязаны / взаимозависимы и (5) неотчуждаемы [непередаваемы другим и от них нельзя отказаться].

-Права человека принадлежат всем, независимо от расы, этнического происхождения, языка, пола, гендера, религии или политических взглядов. Другими словами, права человека присущи всем людям в бытность их природе быть человеком.

-Права человека не “предоставляются” государством или конституцией. Государство, конституция только признают и обязуются защищать права человека как уже существующие только в силу того, что мы - люди. Но с другой стороны, права человека юридически гарантируются законом, защищающим как отдельных граждан, так и группы людей от (действий) государства и других лиц, которые могут угрожать или нарушать эти права - права человека.

Современная концепция универсальности прав человека (особенности)

-Современная концепция универсальности ПРАВ ЧЕЛОВЕКА - важный этап в развитии человечества с точки зрения эволюции идей / концепций / идейного развития, можно сделать аналогию с изобретением глобальной сети (универсального интернета) в технических науках.

-Универсальность прав человека это не абстрактное философское или западное, или европейское понятие. Это ответ на универсальность современной модели государства, также на вызовы современной рыночной экономики.

-Современная концепция универсальности прав человека носит структурный характер и не должна рассматриваться как продукт какой-либо цивилизации или культуры.

-Принципы / ценности прав человека (1) направлены на изменение правовой практики и официальных норм / институтов, (2) также на изменение неформальных норм и понятий. (распространенные в обществе, часто противоречащие закону, такие как расизм, клановость, патернализм, дедовщина, жесткие патриархальные или матриархальные понятия и т. д.)

-Права человека постоянно развиваются, не статичны, а динамичны.

Логика (менталитет) ПРАВ ЧЕЛОВЕК

-Универсальность человеческой чести /достоинства является ценностной/ аксиологической основой современной концепции прав человека.

-Понятия “права человека” и “человеческое достоинство” связаны таким образом, что одно невозможно объяснить без другого. Хотя среди ученых и ведутся интенсивные споры о том, как определять человеческое достоинство (и о природе обоснования человеческого достоинства как основы прав человека), можно выделить базовый минимальный стержень на котором ученые, придерживающиеся различных доктрин, могут согласиться — человеческое достоинство означает “что каждый человек обладает внутренней ценностью просто потому, что он/а человек», и что «эта внутренняя ценность должна признаваться и уважаться другими».

—Не может быть вынесено судебное решение или принято административное решение, противоречащее ценностям и принципам прав человека.

Универсальность прав человека и культурное, религиозное многообразие (indigenous культуры) 

  • Во 1-х, основы принятия универсальности чести и достоинства человека или онтологически равноценной чести и достоинства каждого человека есть в каждой культуре и мировой религии. Через эту призму следует рассматривать Ислам и другие религии, также культуры народов ЦА.
  • Права человека следует толковать в рамках создания «полноценной личности» или же достижения “целостности человеческой личности”. В наше время “целостность человеческой личности” - выражается в принятии и осознании того, что каждый/каждая из нас обладает присущей всему человечеству универсальной честью и достоинством, что он/она — личность, способная к раскрытию своих способностей (самореализации) и достижения целостности своего физического, эмоционального, психологического и социального благополучия (это созвучно с определением понятия здоровья ВОЗ).
  • Во 2-х, в культурах коренных народов (местная/indigenous культура) одной из целей было обеспечение “целостности человеческой личности” в соответствии с требованиями времени и контекстом, условиями того общества. И по кой мере методы достижения этой цели развивались согласно новым вызовам, эти культуры развивались.
  • Одним из фактором, сломавших процесс естественной эволюции коренных народов (местных/indigenous культур), стал колониализм и последующая колониальность. Кстати, суждение, гласящее, что якобы “у нас самобытная (читайте “экзотическая, аборигенная”) и НЕИЗМЕНЯЕМАЯ идентичность (fixed, frozen identity)” — это колониальная идея. Произошел процесс само-ориентализации, автоориентализм, self-racialization.

Взаимосвязь между универсальностью /всеобщностью прав человека и культурными/местными особенностями и самобытностью, деколонизация

Достижение “целостности человеческой личности” периодически должно переосмысляться  в связи с новыми вызовами и изменениями условий жизни. То есть каждая локальная (коренная культура) культура может эволюционировать и расти в соответствии с глобальными вызовами и требованиями 21 века (народная мудрость гласит “каждые 50 лет - новое общество” (елу жылда ел жаңа), “среди традиций есть как служащие людям, так и устаревшие” (дәстүрдің озығы да бар, тозығы да бар), критический анализ многих казахских пословиц и архаичных социальных норм сделанных Абаем в 19-м веке; феномен практического “насха” в Исламе (естественное отмирание норм, чуждых требованиям и нормам развития личности и общества, н-р, рабство, наложницы и др), критическое переосмысление религиозных и социальных норм Джадидами в ЦА и прогрессивной интеллигенцией Алашординцев среди казахов.

-Это является на данный момент деколониальной позицией.  Культурно-цивилизационный рост, культурный “апгрейдинг” совершает деколониальная интеллигенция, которая в период колониализма, постколониализма и неоколониализма, включая наше время, не принимала колониальное суждение о якобы “самобытных (в смысле “экзотических, аборигенных”) и НЕИЗМЕНЯЕМЫХ идентичностей, также отвергала расистское суждение об иерархиях языков и культур.

Одна из обязанностей современной интеллигенции ЦА создать баланс между универсальностью и локальностью, универсальностью прав человека и уникальной индивидуальностью/локальностью местных ЦА-их культур и идентичностей.

Для этого необходима деколонизация сознания, образования, культуры и религии.

Логика понимания гендерного равенства  (универсальность чести и достоинства человека или онтологически равноценная честь и достоинство каждого человека)

Важно понимать гендерное равенство (А) через призму пяти характеристик прав человека: 1. универсальность [принадлежат всем, принцип —“не дискриминировать”]; 2. принадлежность всем, они неотъемлемы, не могут быть отняты;  3. неделимость, 4.взаимосвязанность, 5. неотчуждаемость.

(Б) также через призму ценностной/ аксиологической основы прав человека — универсальности чести и достоинства человека или онтологически равноценной чести и достоинства каждого человека.

Это означает, что какими бы ни были наши различия — есть что-то, что принадлежит всем людям, что можно найти во всех людях — это наша природа человека. Эта реальность не отменяет того факта, «истины», что каждый из нас уникален (права человека признают и защищают уникальность каждого).

-Но у всех нас одинаковая человеческая природа. В нерелигиозных традициях говорится, что все мы имеем одинаковое биологическое эволюционное происхождение и являемся представителями одного и того же вида. В религиозных традициях объясняется, что человек был создан из «души» или путем вселения «души» от Бога. Это значит, что в каждом из нас есть божественное.

И это — [будь то религиозная или светская, агностическая, атеистическая позиция] общее, единое для всех людей основа/ядро (онтологическая одинаковость) — об уважении универсальной или онтологически равноценной чести и достоинства каждого человека.

Права человека женщин

-Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. (статья 1 Всеобщей декларации прав человека)

- Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации. (статья 7 ВДПЧ).

По сути, права женщин связаны с признанием и защитой прав человека женщин, хотя некоторые эксперты разделяют между «правами человека женщин» и «правами женщин».

Самым серьезным препятствием для развития во всем мире является не голод и не болезни, а дискриминация и насилие в отношении женщин и девочек по признаку пола. (ООН)

- «Каждый день я сталкиваюсь с проблемой дискриминации, связанной с моим полом ... Тяжело жить в обществе с “паттернами/шаблонами” мышления и гендерно-культурными стереотипами, принимающими женщину не как [полноценного] человека, а как машину для уборки, приготовления пищи, секса и рождения детей. Но, прежде всего, я человек (!), а потом уже чей-то ребенок, дочь, сестра, жена и так далее… » (Анонимный студент, 2 курс, дискуссия в ходе курса “Права человека” )

Права женщин и универсальность прав человека, вызовы релятивизма

-Права женщин являются основными объектами критики и неприятия сторонников релятивистского подхода/ релятивности прав человека (то есть относительности прав человека), которые не могут всецело принять универсальность прав человека и, как правило, ссылаются на “культурную”/“религиозную самобытность”, “национальный код” и т.п.

-Принцип, согласно которому женщина является субъектом права, имеет правомочность и является активным субъектом сама по себе, при этом обладает равными правами, является основной идеей прав женщин. Это фундаментальный отход от патриархальных культурных и религиозных норм.

-Права женщин постепенно получают признание во многих частях мира, и, несмотря на всемирное принятие важнейших пактов о правах человека, история успеха прав женщин как ключевого вопроса прав человека далека от завершения, и релятивистский подход к правам человека является одним из самых больших преград для развития или отступления от прав человека женщин.

Права женщин и универсальность прав человека, Ислам

-На сегодня, в основном, традиционная и консервативная мусульманская аппроприация (присвоение)  Ислама способствует распространению утверждений релятивистского подхода к правам человека женщин в ЦА.

-Однако, патриархальные консервативные исламские интерпретации - это результат временных и других процессов, отражающих специфическое распределение власти (или силы) в обществе. И есть много ученых и школ в Исламе, которые фокусируются на универсальности прав человека и гендерном равенстве: Например, современная

 школамакасид ("макасид ал-шариа”), которая призывает во всех толкованиях следовать общим целям Ислама, среди которых справедливость, универсальность чести и достоинства человека, освобождение от гнета и порабощения (гендерное неравенство и патриархальность принимаются как гнет и несправедливость) являются одними из самых важных; методология «прогрессивного манхаджа» (интерпретационная методология) или исламский феминизм.

Исламский феминизм отличается стремлением к эгалитаризму, «деконструкции» (критическому переосмыслению) тех мусульманских традиций и хадисов, которые противоречат основополагающим принципам Корана, провозглашающим онтологическое, моральное и этическое равенство представителей рода человеческого. В самом широком смысле исламский феминизмэто своеобразная религиозная платформа борьбы за права женщин и женственность как таковую. Его представительницы выступают, в частности, за пересмотр патриархального толкования концепции «человеческая честь», которое зиждется на «контролировании поведения женщин», а не на гендерном равенстве. Впрочем, для постсоветских странах исламский феминизм пока еще очень экзотичен.

Домашнее насилие

-Домашнее насилие - серьезное нарушение основных прав человека и может быть определено как любое поведение (не только физическое насилие), целью которого является получение власти и контроля над супругом, партнером, или близким членом семьи.

- Домашнее насилие, особенно если оно происходит в результате физического насилия, является тяжелым преступлением, и правовые системы большинства демократических стран преследуют виновных в этом преступлении.

- Домашнее насилие, как таковое, является приобретенным поведением (приобретенным в социальной среде).

-Криминализация домашнего насилия со стороны государства и надлежащее преследование такого нарушения прав человека необходимо для искоренения данной проблемы.

Домашнее насилие в странах ЦА остается острой социальной проблемой, часто скрытой, поскольку многие женщины хранят молчание из-за давления и стигматизации со стороны семьи/родственников, культурных (неформальных) норм, неэффективности полиции и судебной системы, отсутствия надлежащих правовых норм (слабые законы)

Харассмент

Харассмент – это нарушение личных границ и субординации, приставания, унижение и нарушение неприкосновенности частной жизни. Харассмент (устр. домогательство) - это форма дискриминации, которая включает любое нежелательное физическое (например, прикосновение, похлопывание, щипание) или словесное поведение/голосовые сигналы (н-р, посвистывания, унизительные и дискриминационные комментарии, пошлые или оскорбляющие комплименты, неоднозначные намеки) или пристальные взоры/взгляды и др.

-Сексуальный харассмент - наиболее отягчающая и серьезная форма. Девушки и женщины часто сталкиваются с сексуальными домогательствами. Например, согласно исследованию, проведенному в нескольких странах на Ближнем Востоке и в Северной Африке, от сорока до шестидесяти процентов женщин заявили, что когда-либо подвергались уличным сексуальным домогательствам (в основном, сексуальные комментарии, преследование или “пристальный взгляд”/ ogling), и от тридцати одного до шестидесяти четырех процентов мужчин признали, что когда-либо совершали подобные действия.

Харассмент – это про власть. Поэтому часто домогательства происходят в ситуациях, когда один человек зависит от другого: руководитель и подчиненный, преподаватель и ученик, проводник поезда и пассажир или же таксист и пассажир.

К слову, из-за увеличения домогательств на работе Международная организация труда при ООН приняла конвенцию против харассмента на работе (New international labour standard to combat violence, harassment at work)

Как понять, что я подвергаюсь харассменту? Нужно помнить, что харассмент – это психологическая атака на вас. Если вы почувствовали себя неуютно от непрошенных комплиментов или предложений вашего босса вместе поужинать, скорее всего, это и есть харассмент. (Central Asian Bureau for Analytical Reporting)

Причины, лежащие в основе пренебрежения правами женщин, в частности, связанные с харассментом

A]Восприятие человеческой чести и достоинства, основанное на универсальности прав человека, еще не принято со стороны большинства в обществе. Это восприятие подразумевает универсальность человеческой чести и достоинства для всех полов.

B] Вместо этого существует сильное наследие патриархальной концепции/понимания чести. Другими словами, ментальное и культурное наследие консервативно/патриархального дискурса пронизывает понятие чести и достоинства. Патриархальный гендерный дискурс основан на трех столпах: 1) традиционная/патриархальная  маскулинность [может подразумевать идею - овладеть «женским телом» - женщина рассматривается как объект оценки маскулинности]; 2) гендерная оппозиционность [н-р, четкие гендерные роли] и 3) патриархальная концепция чести (это важно для понимания причин домашнего насилия).

= патриархальная концепция чести тесно связана с идеей контроля “сексуального" поведения женщин

Г] Советская политика [1] сделала этничность - «национальностью», что противоречит сегодняшним правам человека и представлениям политологии; [2] поместила центральноазиатские этнические группы [которые изображались как нации] в «особые корзины» с фиксированными «качествами», где патриархальные и патерналистские качества стали «характерными особенностями» определенной этнической группы (как было отмечено выше, эта идея о неизменяемых идентичностях  — колониальная) . Другими словами, в результате того, что некоторые «характеристики» закрепились как «национальные центральноазиатские», некоторые патриархальные, гендерные дискриминационные нормы и представления, эйджизмы стали представляться как, якобы «присущие” определенным этническим группам, то есть “национальностям”.  

Д] Слабые законы или отсутствие законов

Е) Влияние Гулаг-культуры, советской криминальной субкультуры, которая по сути была мизогинистической.

Необходимость развития гармоничного общества и полноценного человека

-Необходимость гуманизировать отношения

-Активисты прав женщин и представители феминистических движений должны попытаться подчеркнуть и проблемы связанные с правами человека мужчин.

-Патриархальные нормы, токсичная маскулинность, культ силы и культура доминирования не дают возможности полноценного развития мальчикам, юношам и мужчинам, более того, все это дегуманизирует мужчин, ведет к болезням, страхам, фобиям, сокращает жизнь, снижает качество жизни и психологически-эмоциональное и духовное благополучие.

Права мужчин и встречающиеся проблемы -1

-Мужчин часто травмировают с раннего детства. Ко всем детям нужно относиться с добротой и родителям стоит принимать их как людей c еще развивающимися эмоциями (вредная социальная норма гласит, что мальчики не плачут… это о человеческих эмоциях и развитии сочувствия). По-прежнему существует ошибочное мнение (вредное с точки зрения детской психологии), что отцы должны обращаться со своими сыновьями «c должной суровостью, жесткостью».

-Мужчины часто становятся жертвами сердечных приступов, повышенного кровяного давления, различных фобий и многих других заболеваний (в большей степени, чем женщины - это социально сконструированная проблема, являющаяся результатом вредных социальных норм, таких как суровое воспитание, которое включает насильственные методы).

- Во многих странах у мужчин меньше продолжительность жизни и выше уровень инвалидности, и они, как правило, менее счастливы, чем женщины. (это также социально сконструированная проблема, возникшая в результате вредных социальных норм).

Права мужчин и встречающиеся проблемы- 2

-Мужчины обязаны работать на опасных работах (например, в горнодобывающем секторе), где следовало бы автоматизировать производство в наши дни.

-Молодые люди - это основная группа, подлежащая призыву (человек, который вынужден служить в вооруженных силах даже в 21 веке) независимо от его собственного решения и планов, что означает потерю времени, энергии, здоровья и даже жизни.

-Мужчины менее склонны посещать врачей, особенно психологов, из-за глубоко укоренившихся социальных норм и стереотипов.

-Мужчины должны быть «добытчиками». Тот, кто не является хорошим «добытчиком, кормильцем», подвергается стигматизации. Эта социальная норма сильна, особенно в традиционалистских обществах. Другой стороной этой социальной нормы является «несоблюдение прав женщин на самоопределение, самореализацию и развитие».

-Существует проблема объективации мужского тела («форматы тела, высокий, сильный» и т. Д.)

-Мужчины-подростки и молодые люди являются основными жертвами криминальной субкультуры, преступных группировок и образа жизни (множество факторов).

Права мужчин и встречающиеся проблемы-3

-Из-за распространения вредных для детской психологии социальных норм мальчики могут воспитываться в атмосфере, в которой некоторые человеческие эмоции не могут развиться. Это может привести к алекситимии («без слов о чувствах»), это означает, что человек испытывает огромные трудности в понимании, описании своих эмоций.

-Алекситимия - это черта личности, характеризующаяся субклинической неспособностью идентифицировать и описывать эмоции, испытываемые самим собой. Алекситимия - это когда человеку трудно определять и выражать эмоции. Это не расстройство психического здоровья. Люди с алекситимией могут иметь проблемы с поддержанием отношений и участием в социальной жизни.

Алекситимия служит временной, хотя и тщательной, защитой от эмоциональной боли, посредством которой человек подавляет сознательное переживание страдания. Типичное эмоциональное функционирование возобновляется, когда утихает стрессор или угроза, или когда у человека развиваются более сложные навыки совладания с ситуацией

-Алекситимия может привести к небезопасным стилям привязанности во взрослых романтических отношениях, поскольку у детей, у которых развивается алекситимия, могли быть родители, которые были амбивалентны, отвергали или были эмоционально недоступны.

Универсальность прав человека, права человека женщин, гендерное равенство

UCA, Школа SAGE 

Ғалым Жүсіпбек