Религиозная аддикция

Религиозная аддикция – это поведенческая зависимость, характеризующаяся стремлением к исполнению правил, ритуалов и иных действий, специфичных для определенной конфессиональной принадлежности. Основные проявления: ригидность мышления, тенденция к крайностям в суждениях, отсутствие критического отношения к постулатам учения, протест против научных знаний, отсутствие потребности в истинном духовном развитии и единении с Богом. Диагностика проводится методом беседы, наблюдения и психологического тестирования. Лечение осуществляется с помощью психоанализа, когнитивно-поведенческой и рациональной психотерапии.

Общие сведения

Термин «религиозная аддикция» имеет ряд схожих синонимов: религиозная зависимость, поведенческий религиозный аддиктивный синдром. Распространенность данного расстройства невозможно определить, так как зачастую оно является социально приемлемым, способно заместить зависимость от наркотиков, алкоголя. Беспокойство окружающих могут вызвать лишь ярые приверженцы сект, активно пропагандирующие идеи среди населения. Установлено, что эпидемиологические «всплески» происходят в нестабильные периоды жизни общества: во время войн, экономических кризисов, пандемий.

Причины

Рост распространенности религиозной аддикции обусловлен различными психологическими и социальными факторами. Зависимость формируется как процесс деструктивного вовлечения в религиозное или псевдорелигиозное учение в его специфическом понимании лидером или референтной группой. Это позволяет контролировать жизнь человека без установления духовной связи с Богом. Причин развития религиозной зависимости множество:

  • Авторитарное воспитание. Ригидный, жесткий родитель, требующий беспрекословного подчинения, задает такую модель отношения к ребенку, которая воспроизводится большинством сект. Повзрослев, человек подсознательно стремится к аналогичным отношениям, потому что чувствует в них безопасность.
  • ГиперопекаДанный тип воспитания приводит к неспособности принимать решения, нести ответственность, самостоятельно справляться с трудностями. Религиозная организация компенсирует эти особенности: задает правила поведения, определяет цели, дает ответы на вопросы.
  • Психологические травмы. Переживая потрясения во взрослом возрасте, человек утрачивает внутренние опоры – рушится система ценностей, утрачивается вера в светлое будущее, доброту людей, собственные силы. Наступает кризис, пути разрешения которого предлагают религиозные организации и секты.
  • Неуверенность. Религиозными аддиктами нередко становятся люди, склонные к сомнениям, поиску истины, пассивности в принятии решений. Они нуждаются в сильном лидере, который смог бы делать выбор, устанавливать правила, определять цели и способы их достижения.

Патогенез

Социальные катаклизмы, нестабильность в обществе сопровождаются увеличением количества внушаемых, склонных к подчинению людей. Неспособность человека справиться с жизненными трудностями приводит к развитию механизмов психологической защиты, направленных на уход от реальности с помощью саморазрушающего поведения и аддикций. Организации религиозной и эзотерической направленности, предлагают помочь, заполнить «душевную пустоту», снизить тревогу, устранить страхи перед будущим. После единичного посещения мероприятия (сбора адептов, служения, молитвы, медитации) человек ощущает облегчение, так как состояние неопределенности и растерянности уменьшается.

Лидеры религиозных организаций обещают улучшение психологического состояния благодаря выполнению ритуалов и определенных поступков, например, чтения специальных книг, совершения пожертвований. Благодаря появлению программы, плана действий, состояние тревоги и подавленности временно проходит. Появляется надежда на счастливое будущее.

На уровне нейрохимических процессов увеличивается активность серотонина, дофамина, норадреналина. Иногда «служения» включают техники, приводящие к трансовому и полутрансовому состоянию, что еще сильнее изменяет биохимию нервной системы. Далее вырабатывается аддиктивный ритм: проблемы в жизни преодолеваются с помощью религиозных правил (чтобы справиться с трудностью, нужно выполнить ритуал).

Религиозная аддикция
Религиозная аддикция

Симптомы религиозной аддикции

При религиозной зависимости духовные практики и ритуалы становятся доминирующими в жизни. Все межличностные отношения устанавливаются и поддерживаются через призму учения. Поэтому зависимые психологически настроены против многих привычных в обществе аспектов поведения. Например, могут осуждать стиль питания домочадцев, их поздние утренние подъемы, использование ругани. Стремление придерживаться ритуалов и поклонятся гуру (или группе лидеров, постулатам) ослабляет личную потребность в единении с Богом, в духовном развитии.

Отличительная черта лиц с аддикцией – неспособность самостоятельно размышлять о религии, сомневаться в идеях духовной теории и задавать вопросы. Нередко присутствует убежденность, что исполнения ритуалов достаточно для того, чтобы в жизни все наладилось и наступило счастье, так как высшие силы все сделают в ответ на усердное «служение». Мышление становится ригидным: непластичным, неспособным на творчество и всестороннее восприятие. В поведении преобладают навязчивые, ежедневные выполнения правил и предписаний.

Суждения становятся категоричными, бескомпромиссными. Человек готов всюду за пределами своей организации и ее адептов находить недостатки, грехи, проявления зла. Он делает большие финансовые пожертвования, несоответствующие его доходу. Реагирует агрессией на любые попытки членов семьи препятствовать выполнению практик (в том числе внесению денежных средств в организацию). Он вступает в конфликты и споры с представителями науки и медицины, отвергает их знания.

Если что-либо из прежней жизни мешает исполнению практик служения, то зависимый отказывается от этой сферы целиком: увольняется с работы, бросает учебу, разводится, прекращает общение с семьей и друзьями. При длительной аддикции человек начинает ощущать себя избранным, демонстрирует чувство превосходства, сообщает о личном контакте с высшими силами (Богом, мессией, потоком). Часто находится в трансоподобном состоянии, улыбается, демонстрируя собственную одухотворенность. Периодически он переживает разочарование, психологический кризис, когда сталкивается с неспособностью религии разрешить жизненные трудности, например, преодолевать болезни.

Осложнения

Длительное течение религиозной аддикции приводит к снижению способности мыслить самостоятельно и противостоять чьим-либо воздействиям. Поведенческая зависимость приводит к серьезным изменениям личности плоть до психопатии, а также к другим психическим нарушениям, таким как шизофреноформные расстройства и культовые травмы. Воздействие на сознание человека с помощью навязывания идей, запугивания, требования беспрекословного служения приводит к формированию фобий, бредоподобных идей о скорой смерти, гибели человечества и т.п. Иногда зависимый перестает различать реальность и фантазии, полностью уходит в мир переживаний.

Диагностика

Люди с религиозной аддикцией редко обращаются к врачам-психиатрам, психотерапевтам и психологам. Как правило, диагностика проводится по инициативе родственников пациента в случаях выраженной зависимости от секты. Сами больные могут отрицать наличие у себя психологических проблем, их больше беспокоит непонимание со стороны членов семьи, их нежелание следовать учению, а также частые конфликты. Диагностика выполняется при помощи следующих методов:

  1. Беседа. Специалист опрашивает пациента и его родственника. Определяются признаки, характерные для поведенческих зависимостей в целом и для религиозной аддикции в частности: фиксация на ритуалах с целью развития интенсивных эмоций, «сверхценность» религии, нарастающая потребность в вовлеченности в учение (рост толерантности), раздражительность как проявление синдрома отмены, конфликт с окружающими и с собой.
  2. Наблюдение. Пациент может быть отрешенным, отстраненным от ситуации обследования. Часто он не заинтересован в результатах обследования, так как уверен в своей правоте и психическом благополучии. Демонстрирует положительные эмоции, старается быть спокойным и уравновешенным, но любое замечание в отношении религиозной группы или лидер вызывает вспышку негодования, гнева.
  3. Психологическое тестированиеОбследование с помощью психометрических методик позволяет более точно оценить структуру аддикции, ее выраженность и влияние на личность. Используется тест Телеповой Н.Н. «Анализ религиозной аддикции». Исследование проводится в два этапа: не первом определяется степень зависимости, на втором – особенности религиозного сообщества и его влияния на пациента. Дополнительно могут применяться опросники на исследование структуры личности и эмоциональной сферы (MMPI, тест Леонгарда-Шмишека и другие).
Психотерапия религиозной аддикции
Психотерапия религиозной аддикции

Лечение религиозной аддикции

Терапия религиозной зависимости нацелена на формирование у пациента собственных твердых убеждений в отношении собственной жизни. Они должны быть основаны на научных знаниях, личном опыте до вовлечения в религию. Психотерапия – основной метод лечения. Медикаментозная коррекция эмоциональных расстройств целесообразна лишь в начале оказания помощи. Главная задача психологического воздействия – стимуляция мотивации к изменениям поведения. Пациенты с аддикцией сопротивляются позитивным изменениям, даже если зависимость приносит им страдания.

Стоит учитывать, что если процесс лечения начинается по инициативе родственников, то положительный результат менее вероятен и его сроки отодвигаются на месяц и более. Этот промежуток времени психотерапевт тратит на формирование личного желания больного избавиться от влечения к ритуалам. Изначально же многие начинают лечение с целью «успокоить родственников (маму, жену)». После этого этапа начинается собственно психотерапия. Ее направление подбирается индивидуально, в зависимости от возраста пациента, его личностных особенностей, а также опыта психолога/психотерапевта. Может применяться:

  1. Когнитивно-поведенческая психотерапияДоказана эффективность краткосрочного вмешательства методами КПТ при многих поведенческих аддикциях. На первом этапе выполняется коррекция иррациональных мыслей, установок, интерпретаций. Используются техники когнитивного переконструирования, выявления противоречий, идентификации дисфункциональных идей. Затем начинается этап модификации поведения. Применяется аверсивная терапия (наказание), терапия отвращения, имажинальная десенсибилизация, тренинг социальных навыков. В результате ритуалы заменяются эффективными формами поведения.
  2. Рациональная психотерапияОриентирована на активацию личностных ресурсов пациента, развитие его сильных сторон. С помощью поведенческого анализа происходит более полное осознание аддикции (ее причин, механизмов), стимулируются позитивные изменения посредством развития самоконтроля. Психотерапевт помогает выявить сильные качества личности человека, обучает их использованию в сложных ситуациях. Также используется приме оценки негативных последствий аддикции, методики раскрытия индивидуального смысла зависимости и проектирования будущего без нее.
  3. ПсихоанализЭтот подход предполагает длительное взаимодействие психотерапевта и пациента. Проводится анализ глубинных процессов (травм, переживаний, воспоминаний), которые стали причиной психологических защит, в том числе бегства от реальности в религию. Используются традиционные психоаналитические методы: свободные ассоциации, интерпретация сновидений, гипноз. Осознание и проговаривание вытесненных травмирующих переживаний позволяет понять причину аддикции и победить ее.

Прогноз и профилактика

Возможность коррекции религиозной аддикции напрямую зависит от мотивации больного. Прогноз всегда индивидуален. По данным статистики полностью победить поведенческую зависимость удается 10-15% пациентов, у половины наблюдаются позитивные изменения, которые повышают адаптивность и качество жизни при сохранении приверженности ритуалам и религиозному учению. Профилактика заключается в защите человека от влияния чужих идей, выработке собственных убеждений по ключевым жизненным вопросам, опора на научные знания и понимание основ религиозных учений.

Литература
1. Компенсация и деструкция психологической зависимости. Религиозная и любовная аддикции/ Гаташев М.Г., Азарова Е.А. // Инновационная наука. - 2016. - №4-5 (16).
2. Онтологические и социально-психологические основания религиозной аддикции: к постановке проблемы/ Денисова Л. В., Рогачева Т. В. // Гуманитарный вектор. - 2020. - №4.
3. Феномен фанатизма: там ли ищем, тех ли спрашиваем?/ Власова Ю.М., Доценко Е.Л., Бобров И.В.// Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. - 2019. - №2.
4. Проблемы профилактики отклоняющегося поведения в религиозной сфере/ Горохова В. В. // Вестник Московского университета МВД России. - 2018. - №1.