Возрождение добрых традиций джадидизма в «Новом Узбекистане»

Джадидизм – это идеология исламского модернизма в Российской империи конца XIX – начала XX вв. Он противостоял кадимизму – консервативному направлению в российском исламе. Иногда джадидизм понимают широко как синоним мусульманского модернизма в целом и тогда к нему относят даже таких людей как Джамалуддин аль-Афгани. Непосредственным основоположником джадидизма стал крымскотатарский просветитель и политик Исмаил Гаспринский, который в 1883 г. начал издавать газету «Переводчикъ-Терджиман» на крымскотатарском и русском языках. В том же году он открыл первую джадидскую школу в Бахчисарае. Большое внимание Исмаил Гаспринский придавал и образованию женщин.

Слово «джадид» в составе словосочетания «Усул джадид» (новый метод) появилось в 1898 г. в связи с обновлением учебных программ в татарских медресе. Введение нового метода происходило спонтанно по инициативе молодых учителей («мугаллимов»). Однако консервативные круги мусульманского духовенства из Оренбургского управления увидели в этом потерю своего авторитета и обвинили сторонников «нового метода» в замене арабского языка на татарский, в «европеизации», а также в потенциальных секулярных и революционных настроениях.

В Российской империи население делилось не по национальному, а по религиозно-конфессиональному принципу. В связи с этим одним из сегментов российского общества были мусульмане, объединенные в духовные управления. Общая модернизация России в XIX в. (индустриализация, распространение просвещения) ставили перед российскими мусульманами выбор: либо модернизироваться со всей страной, либо уйти в изоляцию. Соответственно, произошел неявный раскол на джадидов и кадимистов. Неизбежным примером для российских мусульман XIX в. была Османская империя, что обуславливало пантюркистский уклон в джадидизме.

Джадиды находились под огромным влиянием европейской политической мысли, особенно конституционных идей, а также младотурецкого движения в Османской империи. Они выступали за парламентаризм, полагая, что принцип представительной власти закреплен в Коране под термином Шура (совет). Женщинам декларировались избирательные права. В начале джадиды исповедовали принцип конституционной монархии, но с 1917 г. они стали склоняться к республиканским идеям. Классические джадиды выступали за культурно-территориальную автономию (мухтариат) Туркестана в рамках России, однако в эпоху Первой мировой войны радикальное крыло начало выступать с протурецких позиций. Джадиды отстаивали идеи революции.

Не умаляя роль религии, джадиды настаивали на открытии врат «иджтихада» (право самостоятельного творческого прочтения Корана), что было немыслимо без распространения науки (илм) и просвещения (маориф). Они полагали, что ислам не запрещает европейской одежды и равноправия женщин. Ценностью джадидов был позитивистский прогресс, который осуществляется в интересах страны (Ватан) и народа (миллат).

Начало движения связано с введением в мектебах и медресе звукового метода обучения грамоте взамен буквослагательного, так называемого «усул-и джадид» — нового метода. Джадидисты критиковали религиозный фанатизм, требовали замены устаревших религиозных школ национальными светскими, ратовали за развитие науки и культуры, выступали за издание газет на родном языке, за открытие культурно-просветительских учреждений, что способствовало сплочению демократических сил общества.

В результате был установлен учебный год c экзаменами и осуществлен переход к классно-урочной системе преподавания. Кроме того, в новометодных школах вводились стандартные европейские способы обучения – парты, журналы успеваемости, скамьи, доски, деление учеников на классы, а учебного времени – на уроки.

В старометодных школах ученики обучались грамоте за 3-5 лет, в джадидистских – за год. Преподавание перешло с арабского и тюрки на татарский язык, который обрел также статус учебного предмета; существенно расширилось изучение и других светских дисциплин. В школах помимо религии изучался русский язык, фарси, история (тарихи), география и арифметика.

Впервые новый метод обучения был введен в медресе «Гусмания» (Уфа), «Хусаиния» (Оренбург) и «Мухаммадия» (Казань). Первые татарские, башкирские и казахские преподаватели, последователи джадидизма, были выпускниками медресе братьев Хусаиновых «Хусаиния», а также реформированных медресе Каира и Стамбула, педагогических курсов в городах Бахчисарай и Касимов. Со второй половины 1890-х гг. профессиональных учителей стали готовить медресе «Расулия», «Галия», медресе в Стерлибаше и др. К началу XX века звуковой метод обучения прочно утвердился в ведущих мектебах и медресе Башкирии. В 1897 г. в Оренбурге открылась первая в крае новометодная женская школа. В 1916 г. в Российской империи существовало уже более 5000 джадидских школ, основанных на «новом методе».

В Азербайджане выразителем идей джадидизма был азербайджанский ученый, философ, художник и врач Али-бек Гусейнзаде. Джадидизм имел влияние и в Дагестане (Нухай Батырмурзаев). В период Российской империи духовным центром Казахстана был Оренбург (впоследствии центр Киргизской автономии), где в 1891 г. была открыто джадидское медресе Хусаиния. При медресе было организовано «Общество изучения казахского языка».

В конце XIX в. территория Туркестана в административном плане состояла из Русского Туркестана, а также Бухарского и Хивинского ханств. Последние два были зависимы от России и политически, и экономически, однако официально считались суверенными. Российские власти неохотно вмешивались во внутренние дела этих вассальных государств. Вследствие данной политики ханские администрации вплоть до событий 1917 г. старались придерживаться традиционного метода управления, а также сохранять внутреннюю земельную и экономическую политику. Несмотря на консервативное отношение властей к разным нововведениям и старания русской администрации уменьшить какие-либо связи с внешним миром, идеи модернистского движения, охватившего весь мусульманский Восток в последней четверти XIX в., все же проникли в Бухарское и Хивинское ханства. В этом деле основную роль сыграли мусульмане внутренних областей России, в частности, лидер джадидского реформистского движения Исмаил Гаспринский, который взаимодействовал с дворцовыми элитами Бухарского и Хивинского ханств.

И. Гаспринский был более близок к Абдульахаду, чем к другим лицам в Туркестане. Их долгие отношения складывались неоднозначно, но продолжались вплоть до смерти последнего. Абдульахад, хорошо воспринимавший идеи И. Гаспринского, не был способен внедрить их в своем государстве. Нерешительность Абульахада стала основной причиной называть его «защитником консерватизма», хотя мыслил он по-другому. Можно утверждать, что Абдульахад был искренен в своих обещаниях
И. Гаспринскому помочь в распространении его замыслов и планов в Бухаре. Именно из этих соображений И. Гаспринский не терял надежду на осуществление задуманного. Их отношения, как и отношения И. Гаспринского с другими чиновниками бухарской администрации, внесли огромный вклад в развитие джадидской идеологии в Бухарском ханстве.

Хивинские правители Мухаммад Рахим-хан II и Асфандияр, а также премьер-министр Исламходжа были основными официальными лицами, которые имели непосредственную связь с Гаспринским. Мухаммад Рахим-хан высоко ценил усилия Гаспринского по выведению мусульман из тупика невежества. В отличие от бухарских правителей и чиновников, он открыл двери Хивинского ханства для новометодных школ, хотя они не получили такого распространения, как в русском Туркестане. В развитие новых образовательных и других социальных учреждений в Хиве внес огромный вклад премьер-министр страны Исламходжа, который организовал сеть новометодных школ, основываясь на консультациях И. Гаспринского, обеспечил эти учреждения необходимыми учебными принадлежностями. Его трагическая смерть прервала ход осуществляемых в Хивинском ханстве реформ, а начатые дела не получили дальнейшего развития. Асфандияр, впоследствии не сумевший вырваться из дворцовых интриг, остановил начатые с большим размахом реформы и в итоге сам стал жертвой этих козней.

Лидером Туркестанских джадидов был Махмудходжа Бехбуди (1875 – 1919) – известный просветитель, один из идеологов и лидеров джадидизма, издатель и политик. Он был потомком тюркского шейха Ходжа Ахмеда Яссеви. В формировании мировоззрения Махмудходжи огромную роль сыграл основоположник движения джадидизма Исмаил Гаспринский. Махмудходжа Бехбуди был автором, в частности, «Мунтахаби жугрофияи умумий» — «Кискача умумий жугрофия» (1903), «Китоб-ул-атфол» — «Болалар учун китоб» (1904). В 1913 г. М. Бехбуди начал выпуск газеты «Самарканд». В своих произведениях он использовал термин тюркский язык как синоним узбекского языка. М. Бехбуди, как и другие джадиды, выступал за развитие национального искусства и литературы, равноправие женщин, реорганизацию деятельности духовенства, преподавание в школах на национальном языке, за реформы политического устройства страны. Он боролся за введения в мусульманских школах нового метода обучения, ряда светских предметов. М. Бехбуди выступал за создание истории своей родины – Туркестана. Другим лидером туркестанских джадидов был Мунаввар Кары Абдурашидханов (1878 – 23.05.1931) – узбекский просветитель. Он стал основателем национально-просветительского движения джадидов и руководителем организации Шура-и-Ислам в Туркестане.

Костяк так называемого «Бухарского джадидизма» составляли выходцы из самой Бухарского эмирата, в основном представители интеллигенции, муллаваччи (ученики медресе, и недавно окончившие обучение в медресе), купцы и торговцы, а также ремесленники. В 1908 г. бухарскими джадидистами была создана организация «Бухорои Шариф ширкати», которая в основном занималась изданием, печатанием и продажей книг и учебников на территории Бухарского эмирата. Наиболее известными представителями бухарского джадидизма стали Абдурауф Фитрат, Файзулла Ходжаев, Усман Ходжаев, Абдулкадыр Мухитдинов, Муса Саиджанов. В г. Ташкенте печаталась джадидистская газета «Азия».

В отличие от бухарского джадидизма, хорезмский или хивинский джадидизм возник совершенно в других условиях, в начале XX в., когда на территории Хорезма существовало Хивинское ханство. Первая джадидская школа была открыта в Ургенче в 1904 году. Впоследствии, хорезмский джадидизм раскололся на два крыла. В так называемое правое крыло входили баи (богачи), промышленники, купцы и торговцы. Руководителем правого крыла являлся главный визирь (премьер-министр) Хивинского ханства в 1907–1913 гг. – Ислам-ходжа, известный своими либеральными взглядами. Правое крыло хорезмских джадидистов выступало за сохранение монархии в государстве, осуществление масштабных либеральных и общественно-политических реформ, создание и развитие промышленности в экономике ханства, а также за свободные рыночные отношения. Левое крыло объединило ремесленников, часть баев и купцов, а также разные слои хорезмцев, в том числе и бедняков. Главой левого крыла являлся кази-калян (главный шариатский судья) Бабаахун Салимов. Силами левого крыла была создана сеть мактабов (школ) с совершенно новым современным методом обучения, названная «Янги усул мактаби» (с узбекского языка буквально дословно переводится как «Школа нового метода»). Для создания этих школ им был организован специальный фонд под названием «Джамияти хайрия» («Общество благотворительности»). Первая такая школа была открыта в ноябре 1904 г.  У хорезмских джадидистов не было своего общего центра (у правого крыла центром являлась Хива), а также уставных документов вплоть до Первой мировой войны. После ее окончания, начала гражданской войны в Российской империи и развития общественно-политического кризиса в Хивинском ханстве, хорезмские джадидисты стали значительно более сплоченными.

Постепенно джадидизм перерос в национально-освободительное движение народов Центральной Азии. С приходом большевиков и просуществовавшей всего 72 дня Туркестанской автономии джадиды разделились на два лагеря – тех, кто присоединился к басмачеству, и тех, кто примкнул к большевикам. Однако во время сталинских репрессий многих из них признали неугодными советской власти и репрессировали. Позже их реабилитировали, а уже в независимом Узбекистане они стали гордостью народа.

В декабре 2023 г. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев выступил на открытии международной конференции «Джадиды: национальное самосознание, идеи независимости и государственности». Он сказал: «Все мы знаем, что джадиды, выступившие с благородной идеей “Единство в языке, мыслях, действиях”, считали, что пробуждение народов и их освобождение от оков отсталости и невежества возможно лишь путем распространения знаний и просвещения, светского развития». Глава государства добавил, что джадиды открывали школы нового типа, театры, библиотеки, издательства. Для изменения мировоззрения и образа жизни общества они выпускали газеты и журналы, отправляли молодежь учиться в развитые государства. По мнению Шавката Мирзиёева, «наряду с этим они предприняли идеологические и практические шаги для последовательного кардинального реформирования государственного управления, судебно-правовой, финансовой, налоговой систем и земельных отношений. Одним словом, мобилизовали все силы и возможности для воплощения в жизнь идеи национального возрождения и прогресса». Однако, как отметил Президент Узбекистана, политический строй и условия того времени не позволили им достичь этих великих целей. Шавкат Мирзиёев полагает, что «наши сегодняшние реформы по построению в Новом Узбекистане справедливого, свободного и процветающего общества, благополучной жизни, истинно народного государства, где превыше всего – достоинство человека, его интересы, полностью созвучны благородным идеям и программам джадидов». Глава государства также заявил, что Узбекистан стремится увековечить память предков, для этого принимаются новые указы, ежегодно 31 августа отмечается День памяти жертв репрессий. Действуют Мемориальный комплекс и Общественный фонд «Шахидлар хотираси», Государственный музей памяти жертв репрессий и его территориальные отделения в Каракалпакстане и областях. Кроме того, в Бухаре будет открыт Музей истории джадидизма. Издаются научные и художественные произведения, многотомные книги памяти «Неизвестные страницы истории», «Жертвы репрессий», рассказывающие о том сложном периоде. Шавкат Мирзиёев сообщил, что «в последние годы Верховный суд Узбекистана реабилитировал свыше 1030 соотечественников – жертв репрессий тоталитарного режима, что стало еще одним шагом на пути к восстановлению исторической справедливости». Планируется создание в махаллях Уголков памяти жертв репрессий и Книг памяти махалли, ежегодная подготовка и издание сборников, посвященных жизни и деятельности не менее 100 жертв репрессий и джадидов. Президент Узбекистана уверен, что «сегодняшняя представительная конференция послужит всестороннему развитию нашего духовного мира, дальнейшему укреплению дружбы и сотрудничества, научных и культурных связей между народами и государствами».

Проблемы, которые джадиды хотели решить в том обществе полтора века назад, остаются актуальными до сих пор. В «Новом Узбекистане» они соответствуют стратегическим направлениям развития страны:

— Образование

Как отмечалось выше, главной целью джадиды называли высокий уровень образования людей. Для этого они старались открывать все больше школ «усулиджадид», что в переводе с арабского означает «новый метод». Они стремились сформировать у молодежи новое мировоззрение. Учитывая, что в медресе имектебах обычно преподавались только религиозные предметы, джадиды по европейскому образцу вводили светскую арифметику, географию и историю. Первая новометодная школа в регионе открылась в 1893 г. Джадиды были заинтересованы в образовании женщин, они выходили с инициативой совместного обучения мальчиков и девочек в школах. Бехбуди выражал мнение о необходимости сексуального воспитания – в том обществе предложить такую идею мог исключительно смелый и высококультурный человек.

Сегодня, согласно статье 41 Конституции и закону об образовании Республики Узбекистан, каждый имеет право на образование. Отсюда исходит уровень грамотности населения, почти по всем показателям равный 100 процентам. Спорить с официальной статистикой сложно, однако явные пробелы образования заметны всем. В частности, пандемия коронавируса, заставившая всех школьников и студентов отправиться на внеплановые каникулы и обучаться дистанционно, является доказательством неразвитого онлайн-образования.

О дистанционном образовании не задумывались как об одном из современных, а иногда и очень удобных методов обучения. Кроме того, из знаменитого видео все вновь убедились, что в Узбекистане чувствуется нехватка грамотных учителей. Проблема признается руководством страны, но пока не решена, несмотря на большие усилия повысить уровень качества национальной системы образования. Количество квот на поступление в вузы остается практически неизменным на протяжении 20 лет в отличие от числа желающих в эти вузы поступить. Отсюда и большое количество неформально занятых среди молодежи, и коррупция в системе образования. Можно продолжать этот список, но заметна тенденция обесценивания образования, и решить полностью эту проблему с каждым годом будет все сложнее.

— Развитие СМИ

Джадиды занимались просвещением через издательскую деятельность. Они шли на большой риск, создавая новые газеты, публикуя остросоциальные статьи, выступали за создание независимых СМИ. Они писали о невежестве людей, в частности чиновников, о важности образования, регулирования обрядов и обычаев, в том числе и об уменьшении расходов на свадьбы, об отмене цензуры. Тот факт, что некоторые газеты публиковались на узбекском языке, говорит о борьбе джадидов за национальную идентичность.

Примечательно, что День печати в Узбекистане отмечается 27 июня, и именно в этот день в 1906 г. вышел первый номер газеты «Тараккий». Все это было невыгодно властям, издательские дома джадидов часто закрывались, но создавались новые – так они доносили свои мысли до населения. В XXI в., с развитием свободы слова и социальных сетей, выражать свое мнение и продвигать идеи стало намного проще. В Узбекистане ситуация со СМИ стала улучшаться с приходом Шавката Мирзиёева. Тем для освещения стало больше, в том числе стали писать о коррупции. Журналисты, освещавшие «закрытые» темы, были освобождены из мест заключения. Был открыт доступ к ряду СМИ, критиковавших узбекскую власть, в том числе к узбекской службе Би-Би-Си, «Голосу Америки» и «HumanRightsWatch», а в мировом индексе свободы слова позиции Узбекистана с каждым годом повышаются. Однако при этом у нас остается достаточно высокий уровень цензуры, существует и самоцензура, а независимых СМИ недостаточно.

— Театры

Появление и развитие культуры театра в Центральной Азии по европейскому образцу также стало заслугой именно джадидов. Первой постановкой театра нового типа считается написанная Бехбуди в 1911 г. драма «Падаркуш» («Отцеубийца»). Премьера состоялась в Самарканде в 1914 г. и произвела неожиданный эффект. Несмотря на простой сюжет и любительскую игру актеров, постановка понравилась зрителям, привыкшим к традиционным маскарабозам.

Сами джадиды для развития театров занимались всем, начиная с режиссуры и заканчивая гримом, а держалось все это лишь на их энтузиазме – они понимали, что делают это для обогащения культуры людей. Они вывешивали афиши, в день постановки с утра играли карнаи и сурнаи, а зрители прощали им все сюжетные и технические недочеты, постепенно вырабатывая эстетический вкус. Стали появляться все новые площадки, а один из самых известных театров, созданных джадидами в 1914 г., существует до сих пор – это Узбекский национальный академический драматический театр.

Джадидам сегодня явно не понравилось бы, что в современном Узбекистане поход в театр стал чем-то заурядным, скучным и устаревшим. В стране насчитывается 37 государственных и один независимый театр – «Ильхом», который недавно хотели закрыть владельцы соседнего отеля. Однако театр остается на своем историческом месте, что подтверждает тот факт, что многие не понимают ценности театрального искусства в целом.

Люди отстаивали сохранение театра, но их было мало. Большую роль в сохранении театра сыграла защита Саиды Мирзиёевой. Несмотря на то, что сейчас театры не очень популярны, они продолжают быть неотъемлемой частью общечеловеческой культуры и повышать духовную составляющую людей. Именно поэтому, в частности, Бродвейский театр в Нью-Йорке или «Ла Скала» в Милане до сих пор не утратили свою всемирную популярность. В Республике Узбекистан вновь по заветам джадидов следует популяризировать театры и развивать театральную деятельность.

— Гендерное равенство

Джадиды были ярыми борцами за гендерное равенство и утверждали, например, что образование женщинам нужно не меньше, чем мужчинам. Учитывая, что сознание джадидов, несмотря на их осознанную европеизацию, было мусульманским, они боролись за права женщин, опираясь на религию. Они утверждали, что менять общество нужно с реформ в духовно-культурной и бытовой сферах, в том числе с изменения взглядов на место и роль женщины в жизни мусульманина. Джадиды сделали многое, чтобы женщин допустили в итоге до выборов в органы власти. Во времена СССР к женщинам стали относиться иначе: им дали право на образование, они начали занимать важные посты в правительстве, заниматься наукой.  Однако архаичное преставление о том, что «женщина – хранительница очага» сохранилось, а после обретения независимости стало вновь популярным.

В народе участились случаи многоженства, возникли гендерные дискриминации, в том числе появилось неравенство на рынке труда. Образование женщин стало менее важным, чем образование мужчин. Несмотря на то, что в Узбекистане существует законодательное равноправие, в реальности оно не всегда учитывается. Следует отметить, что за последние несколько лет в стране начали больше говорить о правах женщин, домашнем насилии, были приняты необходимые законы, например, закон о защите женщин от притеснения и насилия. Даже председателем Сената впервые стала женщина. Такая тенденция не может не радовать, но давление общества, к сожалению, сохраняется во многих ситуациях.

— Патриотизм

Народу Узбекистана сегодня не хватает любви к Родине, о которой не обязательно заявлять публично, писать стихи или песни. Достаточно делать что-либо, что потенциально может быть полезным для страны. Одним из видов патриотизма является «гражданский патриотизм», когда люди готовы пожертвовать своими интересами и даже жизнью за то, чтобы улучшить что-то в своей стране. Именно к этому и призывали джадиды: они продвигали идею национального возрождения. Сегодня это можно считать национализмом, но в наши дни, учитывая, что не надо бороться за независимость, они бы точно призывали к патриотизму.

Приведем в качестве примера американскую модель патриотизма. Она особенна тем, что для американцев патриотизм – это религия. Они верят в свою страну, в ее великое будущее и хотят сделать это будущее сами. У них есть вера в то, что любой их труд будет зачтен, государство защитит их права, а в итоге это принесет пользу обществу. В случае неудачи, они не перестают стремиться к американской мечте и верят, что каждый гражданин США может стать президентом страны. Пройдя по улицам американских городов, можно заметить практически на каждом доме национальный флаг, что наглядно подтверждает предыдущие слова, учитывая, что американцев никто специально не призывает это делать.

К сожалению, назвать «современных джадидов» Узбекистана не так уж и легко. Известна активная деятельность Азизы Умаровой, которая поднимает многие социальные вопросы «на самых верхах», а также Рауфа Салаходжаева, вошедшего в 2017 г. в список 100 лучших молодых экономистов мира. На принципах джадидизма создана и функционирует МННО BuyukKelajak. Данная инициатива в самом начале казалась весьма перспективной, и многие ожидали от этой организации бума новаторских идей, которые приведут к эффективным реформам. Однако к концу 2019 г. организацию одновременно покинул ряд экспертов, у одного из членов организации оказался поддельный диплом PhD, а аккаунт совета в «Фейсбуке» якобы был взломан – там появился пост, где глава экспертного совета обвинялся в ущемлении прав трудящихся. После всего этого появились сомнения в реальных перспективах данной организации.

Факт того, что отечественных прогрессистов катастрофически мало, возможно, говорит о том, что люди в Узбекистане еще недостаточно подготовлены к прогрессу, тем более с ориентиром на Европу. Сегодня, как и в прежние времена, когда любое подражание европейскому миру расценивалось как нечто запрещенное, а джадидов называли «слугами сатаны», у людей неправильное представление о так называемой «западной модели развития», а слова «как в Европе» часто вызывают мысли исключительно о «пропаганде» ЛГБТ.

Махмудходжа Бехбуди писал, что когда-то исламские философы сохранили для Европы Платона и Аристотеля и помогли им возродить античную традицию, а теперь пришло время перенять что-то и у них. Успешный зарубежный опыт можно адаптировать под наши реалии и менталитет, которые вследствие этого тоже будут меняться. Для изменения сознания людей не обязательно прибегать к революциям – нужно просто работать всем гражданским обществом на благо развития своей страны и набраться терпения, поскольку реализация многих идей требует времени. В частности, предстоит пройти длинный путь, прежде чем будут приняты соответствующие законы, которые максимально уменьшили бы процент дискриминации женщин в Узбекистане и лучше защищали бы их права. Время для того, чтобы отойти от идеологического сопротивления и активнее привлекать к развитию Узбекистана НКО, которые способны помочь государству в решении многих актуальных и сложных задач, включая борьбу с коррупцией и полноценное и всеобъемлющее обеспечение защиты прав человека и гражданина. Настало время для более серьезного отношения к нашей культуре, архитектуре, искусству и богатому духовному наследию. Важно обеспечить достоверность предоставляемой в СМИ информации, исключить манипуляции общественным сознанием. Следует как можно скорее, опираясь на принципы и идеи джадидизма, создать необходимые условия и внедрить общественный контроль, которые в совокупности привели бы к более качественной и ответственной работе чиновников на благо развития Узбекистана и его граждан.

Представляется, что современные сложности возрождения добрых традиций джадидизма в «Новом Узбекистане», которые во многом позволили бы решить накопившиеся в разных сферах общественной жизнедеятельности актуальные проблемы, описанные выше, обусловлены недостаточной степенью изученности джадидизма научно-экспертным сообществом Узбекистана. Ученые – историки, культурологи, этнографы, лингвисты, социологи, экономисты и иные специалисты – практически не работают с первоисточниками, что является серьезным упущением на пути обеспечения достоверности сохранения и преумножения великого наследия узбекского народа, включая традиции джадидизма. Сегодня важно проводить больше профильных научных исследований, конференций, круглых столов, дискуссионных клубов и т.д., чтобы гражданское общество объединилось в общем деле разработки и реализации концепции возрождения в стране идей джадидизма.

Автор: Исмат КУЧИЕВ

Источник: https://nuz.uz/2024/03/05/vozrozhdenie-dobryh-tradiczij-dzhadidizma-v-novom-uzbekistane-okonchanie/