Анализ политики США в Сирии: Противодействие ИГИЛ после встречи Трампа и Шараа
После обнадеживающей встречи Трампа и Шараа Вашингтон и его партнеры должны теперь содействовать сложной работе по созданию временных рамок и реализации новых механизмов безопасности для сдерживания джихадистской группировки.
Май стал месяцем американских горок для политики США в Сирии, с многообещающими взлетами и трагическими падениями только за последние две недели. Всего через несколько дней после того, как президент Трамп и президент Ахмед аль-Шараа отпраздновали новую главу в двусторонних отношениях, боевики «Исламского государства» привели в действие заминированный автомобиль 18 мая, который убил сотрудников сирийской службы безопасности в Майядине, что стало их первым успешным ударом против нового правительства. Этот инцидент стал суровым напоминанием о том, что даже когда официальные лица переключают внимание на политический процесс, они не могут упускать из виду миссию по противодействию ИГ, которая была центральной частью политики США в Сирии с 2014 года.
Белый дом уже призвал президента Шараа помочь предотвратить возрождение ИГ и взять на себя ответственность за центры содержания под стражей, в которых находятся тысячи членов ИГ и связанных с ними лиц на северо-востоке. Задача теперь состоит в том, чтобы прояснить, как Дамаск должен реагировать на эти ожидания на местах, установить четкие временные рамки для реализации и координировать действия с партнерами США в регионе и за его пределами.
Эволюция подхода США с 2014 года
С тех пор как ИГ ворвалось на сцену в 2014 году, Соединенные Штаты находились в авангарде противодействия группировке, став крупнейшим донором Глобальной коалиции и возглавив союзные военные силы в рамках операции «Непоколебимая решимость» в партнерстве с местными акторами в Сирии и Ираке. В Сирии партнером выбора Вашингтона исторически были возглавляемые курдами Сирийские демократические силы (СДС). После того как возглавляемая США коалиция вытеснила ИГ из его последнего территориального анклава в марте 2019 года, американские военные перешли к более легкому присутствию, сосредоточенному на обучении и консультировании местных партнеров для выполнения миссии по противодействию ИГ и сокращения численности американских войск.
Военное поражение «Исламского государства» породило один из самых серьезных вызовов Сирии, который остается нерешенным и сегодня: содержание СДС под стражей десятков тысяч связанных с ИГ мужчин, женщин и детей из более чем шестидесяти стран. Таким образом, согласно Центральному командованию США, проблему ИГ теперь можно разделить на три части, две последние из которых взаимосвязаны:
- «ИГ на свободе» — лидеры и боевики, сражающиеся против Соединенных Штатов и их партнеров в Ираке и Сирии
- «ИГ в заключении» — тысячи связанных с ИГ мужчин и мальчиков (а иногда женщин и девочек), содержащихся в иракских и сирийских местах содержания под стражей и молодежных «реабилитационных» центрах
- «Потенциальное следующее поколение ИГ» — десятки тысяч преимущественно женщин и несовершеннолетних, содержащихся в лагерях содержания под стражей аль-Холь и Родж на северо-востоке Сирии
Обе администрации Трампа намекали на вывод войск из Сирии. Тем временем в марте 2023 года глава ЦЕНТКОМ генерал Майкл Курилла сказал: «Если бы мы покинули Сирию и если бы СДС не смогли бы сражаться с ИГИЛ самостоятельно, вы могли бы увидеть побег из тюрем. Вы могли бы увидеть радикализацию в аль-Холе. И по нашим оценкам, ИГИЛ вернулось бы через 1-2 года». Но с исчезновением режима Асада Сирия сегодня — это кардинально другое место, окрашенное надеждой на то, что новое правительство в Дамаске сможет объединить и стабилизировать страну, даже несмотря на то, что серьезные вызовы остаются. Все это происходит в то время, когда Вашингтон начал сворачивать миссию Глобальной коалиции в Ираке, что, соответственно, ограничивает его способность действовать в Сирии. Пересмотр американской внешней помощи, включая сокращение или замораживание средств, используемых для лагерей содержания под стражей и процесса репатриации, добавляет еще один уровень риска.
Столкнувшись с серьезным гуманитарным кризисом, Дамаск не готов взять на себя трехстороннюю миссию по противодействию ИГ в одиночку. Поэтому новые американо-сирийские отношения требуют, чтобы Вашингтон изложил четкий план борьбы с ИГ и обеспечения безопасности и, в конечном итоге, депопуляции центров содержания под стражей и лагерей на северо-востоке Сирии.
Различные акторы и программы противодействия ИГ
В то время как Вашингтон долгое время нес большую часть военного и финансового бремени противодействия «Исламскому государству» в Сирии, ранние послания во время второй администрации Трампа побудили других международных акторов выдвинуть свои собственные программы:
Дамаск. Новое сирийское правительство уже предприняло шаги для борьбы с повстанческим движением ИГ, в том числе используя оперативную американскую разведку для нацеливания на боевиков группировки. Такие шаги важны, потому что они могут ослабить опасения США относительно прежней связи Шараа с «Аль-Каидой», а также с ИГ. Тем не менее, монументальная задача государственного строительства оставляет открытым вопрос о том, может ли Дамаск реалистично взять на себя всю миссию по противодействию ИГ — и хочет ли он это делать — включая центры содержания под стражей СДС, в которых находятся филиалы ИГ и их семьи.
СДС. Главный партнер Вашингтона на местах, Сирийские демократические силы, были жизненно важной частью миссии по противодействию ИГ, помогая победить группировку в военном отношении и обеспечить безопасность центров содержания под стражей и лагерей на фоне медленных усилий международных акторов по репатриации своих граждан. Но СДС не является государством, и они столкнулись с вызовами, связанными с местным управлением и со стороны Турции, которая считает группу продолжением широко обозначенной — хотя недавно распущенной — Рабочей партии Курдистана (РПК). Ситуация в лагерях ухудшилась после падения Асада, оставив их уязвимыми. Без поддержки США СДС рискуют попасть в прямую конфронтацию с Турцией, что сделает их неспособными продолжать миссию по противодействию ИГ.
Турция и Ирак. Эти два соседа Сирии также продвигали свои собственные программы. Воспользовавшись двусмысленными посланиями из Вашингтона после свержения Асада, Турция предложила региональную платформу, в рамках которой она взяла бы бразды правления Глобальной коалицией вместе с Ираком, Иорданией и Сирией. Этот шаг был направлен одновременно на оттеснение СДС и минимизацию европейского влияния. Но потенциальные партнеры Турции были отговорены от участия после того, как первоначальные встречи прояснили, что Анкара стремилась превысить мандат по противодействию ИГ, также преследуя остатки РПК. Дальнейшие вызовы для этих двух стран включают неспособность Анкары выполнить такую миссию в одиночку, настороженность Багдада — поскольку возглавляемая американцами миссия сворачивается в Ираке — относительно способности правительства Шараа бороться с ИГ, и более 15 000 иракцев, которые остаются в управляемых СДС центрах содержания под стражей и лагерях.
Европа. Возглавляемая США военная миссия в Сирии поддерживалась Францией и Великобританией. Когда Вашингтон медлил с разъяснением своей политики в Сирии после свержения Асада, европейские акторы настаивали на снятии санкций и предлагали свои собственные альтернативы, включая продолжение операции «Непоколебимая решимость» в координации с новым сирийским правительством. Сирийская координация с коалицией теперь выглядит более вероятной, судя по итогам встречи Вашингтон-Дамаск 14 мая, которая указала, что сирийское правительство должно «помочь» Соединенным Штатам предотвратить возрождение ИГ. При этом ни Европейский союз в целом, ни какая-либо из его стран не способны взять на себя миссию по противодействию ИГ.
Рекомендации
Поскольку Вашингтон обращается к Дамаску с просьбой помочь бороться с «Исламским государством» и взять под контроль сирийские центры содержания под стражей и лагеря, американские официальные лица и другие должны помнить о нескольких приоритетах:
Дамаск должен продемонстрировать способность и готовность взять на себя миссию по противодействию ИГ. С этой целью Соединенные Штаты должны созвать двустороннюю рабочую группу, предназначенную для решения трех частей миссии: (1) повстанческое движение ИГ, (2) боевики ИГ в центрах содержания под стражей, и (3) связанные с ИГ семьи в лагерях содержания под стражей. Сирийские официальные лица должны ясно выразить свое намерение не только взять на себя всю миссию, но также обеспечить безопасность и гуманное обращение с заключенными.
Вашингтон и его союзники должны сообщить о необходимости здоровых отношений Дамаск-СДС. Поскольку Соединенные Штаты стремятся облегчить свое присутствие на Ближнем Востоке, Вашингтон выразил необходимость того, чтобы Дамаск работал с СДС. Но за первоначальным соглашением об интеграции Дамаск-СДС, подписанным в марте, последовал незначительный фактический прогресс. Это частично связано с тем, что СДС рассматривали свою роль в миссии по противодействию ИГ — в частности, в центрах содержания под стражей и лагерях — как бремя и инструмент переговоров для использования против Дамаска и международных акторов. Тем временем Дамаск не чувствует давления, чтобы уступить СДС, и не признал военную подготовку и опыт возглавляемой курдами группы в миссии по противодействию ИГ. Тем не менее, как обстоят дела сейчас, ни Дамаск, ни СДС не могли бы выполнить миссию по противодействию ИГ в одиночку, и они должны наладить свои отношения, чтобы позволить успешную передачу США.
Соединенные Штаты должны потребовать, чтобы Турция прекратила действия, которые рискуют возрождением ИГ. От использования военной агрессии против СДС до приоритета своей анти-РПК программы и оттеснения американских и европейских союзников, предлагая новые коалиции, Турция иногда подрывала более широкую борьбу против ИГ — и Вашингтон должен ясно дать понять Анкаре, что это неприемлемо. В этом отношении рабочая группа США-Турция по Сирии от 20 мая предложила Вашингтону ключевую возможность прояснить аспекты деятельности Турции, которые поставили под угрозу общую цель предотвращения возрождения ИГ.
Америка не должна отодвигать на второй план партнеров в Европе. В то время как президент Трамп хвалил роли, которые играли Саудовская Аравия и Турция в трансформации Сирии, Вашингтон не должен упускать из виду существенные усилия Европы по противодействию ИГ. Поэтому Вашингтон должен продолжать работать с европейскими столицами для обеспечения согласованности политики в отношении Дамаска, одновременно прося их нести большую финансовую нагрузку. Со своей стороны, европейские страны должны приоритизировать репатриацию своих граждан, чтобы уменьшить бремя на Сирию.
Вашингтону необходимо быть реалистичным в отношении временных рамок. Миссия по противодействию ИГ требует обучения, оборудования, разведывательной поддержки — и времени. Таким образом, как Министерство обороны США, так и Государственный департамент должны быть привлечены для установления реалистичных временных рамок для процесса, который медленно передает больше контроля сирийскому правительству.
Девора Марголин является старшим научным сотрудником имени Блуменштейна-Розенблума в Вашингтонском институте.