«Не обладая достаточными знаниями, я легко поддался радикальной идеологии» - бывший псевдо-салафит о совершенных ошибках

«Даже перестал здороваться с матерью, отцом» - бывший псевдо-салафит о совершенных ошибках

Одним из самых актуальных и важных вопросов на сегодняшний день в религиозной сфере Казахстана является проблема распространения опасных деструктивных течений и религиозно мотивированного экстремизма среди населения. Особую озабоченность казахстанского общества вызывает «псевдо-салафизм», радикальные представители которого не признают основ светского государства, называя его поданных «тагутами» (идолопоклонниками).

Нам удалось пообщаться с бывшим псевдо-салафитом Айдосом Кенжебаевым (имя изменено), который не имея базового религиозного образования, поступил в сомнительное религиозное учреждение (марказ) в Центр обучения арабскому языку, расположенном в городе Каир, Арабская Республика Египет. В интервью он рассказал о пройденном пути внутри деструктивного течения, выходе из него и опасности обучения в сомнительных марказах.

 Расскажите о себе и о том, как вы стали религиозным человеком?

Я вырос в обычной казахской семье. С раннего детства рос активным ребенком, хорошо учился, увлекался спортом. В возрасте 6-7 лет начал играть в футбол, волейбол, а потом увлекся вольной борьбой. После 6 или 7 класса родители перевели меня спортивную школу-интернат в Астане.

Исламом начал увлекаться (если можно так сказать) примерно с 15 лет, так как мое окружение, одноклассники, сверстники, друзья читали намаз. С друзьями начал посещать «жума намаз».

В мечети познакомился с ребятами, которые начали мне помогать в ознакомлении с основами Ислама. Как раз именно они, посоветовали мне слушать лекции известных авторитетных шейхов. Объясняли, что есть Ислам правильный и не правильный, и то что именно они придерживаются его правильного толкования, гордо называя себя «Ахль-сунна уаль-джамагат», последователями праведных саляфов. Со временем у меня проснулся неподдельный интерес к изучению Ислама, арабского языка и соответственно, будучи по натуре довольно активным молодым человеком, я начал искать возможности углубиться в изучения.

Таким образом, получается Вы поступили в зарубежное исламское образовательное учреждение?

Да, абсолютно так. С течением времени у меня появилось возможность обучаться в Центре обучения арабскому языку, расположенном в Каире, Арабская Республика Египет (марказ).

Занятия, которые велись в нашем марказе, касались в основном вопросов Ислама, нас обучали акиде (вероубеждения), фикху (исламскому праву), особенно углублялись в вопросы чистоты Ислама. На тот момент, не обладая достаточными знаниями я легко поддался и начал как губка впитывать всю информацию которой меня обучали.

Спустя время я стал радикалом, отделял своих от чужих, испортились отношения с родителями, практически полностью перестал общаться с родственниками, друзьями, одноклассниками, которые как мне казалось на тот момент были не в исламе.

После возвращения в Казахстан какова была Ваша жизнь? Какими были Ваши мысли касательно Ислама на Родине? Как встретили изменения, произошедшие с Вами близкие?

Возвратившись после учебы на Родину, я был убежден в своей правоте и своих религиозных воззрениях, активно начал учить свое ближайшее окружение как надо придерживаться Ислама.

У меня можно сказать на тот момент была цель, мечта, поставить на правильный путь своих родственников - родителей, братьев, сестер, и бывших близких друзей. Для меня не понятным на тот момент стал, отказ и несогласие с моими доводами и требованиями. При этом мои родные нередко пытались убедить меня вернуться к обыденной светской жизни, что вызывало у меня еще большее отторжение, порой даже от самых близких.

Разочаровавшись в отсутствии понимания среди своих близких, я начал искать понимающих меня людей «на улице», возобновил контакты со своими друзьями, с которыми обучался в марказе.

Со временем, я все сильнее и сильнее радикализировался, на это влияли моя озабоченность несправедливости в стране и постоянное общение с «братьями» по вере. Как сейчас помню, я даже перестал здороваться с матерью, отцом, настолько я ушел в эти заблудшие ложные пути.

 

Как Вам удалось выйти из, можно сказать «ложной паутины»?

Спустя время, мои «братья по вере» совершили мерзкое преступление, за которое их отправили в места, не столь отдалённые. Не хочу говорить об этом подробно, но на меня это произвело очень сильный эффект.

Я стал задумываться, что я что-то я делаю не так, у меня началась депрессия. И в один из дней, я был на жума-намазе, и как раз имам читал проповедь на тему ошибок, совершаемых человеком в жизни. Это трудно объяснить…

Как вам сказать, мои идеалы, в которые на протяжении нескольких лет я верил сам и активно им учил своих близких, резко пошатнулись. И можно сказать, я пересилив себя, в один из вечеров пришел в мечеть к имаму за ответами.

Мне повезло… Имам меня выслушал, можно сказать «принял весь мой груз на себя». Мы, наверное, больше 5-и часов общались, говорили обо всем, и его слова мне показались по-настоящему мудрыми и такими простыми и понятными. Я активно начал посещать занятия в мечети, полностью прекратил общения с «братьями».

Может прозвучать довольно банально, но я встал, как сейчас осознаю на правильный путь. Начал возрождать отношения со своей семьей, близкими. Сейчас в планах хочу попробовать поступить в наш казахстанский исламский университет «Нур-Мубарак» чтобы, помогать людям, также как когда-то мне помог имам.

Что бы Вы хотели сказать нашим читателям, которые прочли статью и узнали о Вашем пути, и о Вашем выходе из радикального течения?

Мне к сожалению, пришлось пройти этот путь лжи, обмана и несправедливости, и виноват в этом только я сам. Но в чем были виновны мои родители, близкие родственники, друзья которых я называл кафирами, постоянно ругался, да что греха таить, просто временами ненавидел. И эти сожаления теперь останутся со мной навсегда, еще раз повторю, что мне повезло. Читателем хотел бы сказать, не повторяйте моих ошибок. Если хотите изучать религию, то берите информацию только от имамов в мечетях, либо у других официальных источников.