О функциях мечетей в прошлом и настоящем

На днях несколько религиозных деятелей обратились с вопросами относительно предложения Талгата Максутовича Нарикбаева использовать мечети в качестве центров образования и культуры. Обещал написать по этому поводу пост.

Так вот, прежде всего следует отметить, что мечети согласно Корану были до пророка Мухаммада (صلي الله عليه و سلم), как об этом упоминается в 21 аяте суры аль-Кахф. То есть мечеть это не изобретение мусульман. А вот то, что мусульманская цивилизация превратила мечети в «Джами’» - это уже достояние, которое заслуживает отдельного внимания. Об этом речь пойдёт чуть ниже.
В широком смысле слова для мусульманина мечетью является вся земля, как об этом сказано в хадисе от Джабира: «.. для меня вся земля является мечетью и чистой» (аль-Бухари и Муслим).
В узком смысле мечеть (от арабского масджид - место земного поклона) - это сооружение (бейт), построенное для совершения поклонения (при этом следует отметить, что термин поклонение в исламе имеет не только ритуальную окраску).
Согласно Корану (3:96) первыми такими сооружениями храмами являются Запретная мечеть в Мекке и мечеть аль-Акса в Иерусалиме (аль-Бухари и Муслим со слов Абу Зарра).
1. Безусловно, главная функция мечетей - это поклонение Всевышнему Аллаху (Коран-2:114, 7:29, 24:36, 72:18 и др.). «В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его имя. Его славят в них по утрам и перед закатом». Помимо совершения намазов, это поминания (зикр), и’тикаф, чтение Корана и др. ритуалы. إنَّما هي لِذِكْرِ اللهِ عزَّ وجلَّ، والصَّلاةِ وقِراءَةِ القُرْآنِ
أخرجه مسلم عن أنس
Однако следует отметить, что изначально мечеть в исламе использовалась как многофункциональный общественный комплекс. Вот некоторые функции мечетей, которые мы находим в книгах исламских историков и хадисоведов:
2. Мечеть во времена Пророка Мухаммада (صلي الله عليه و سلم) и его сподвижников была школой (медресе) и «народным университетом», открытым днём и ночью, круглый год. Как об этом, например, сказано в хадисе: «Когда бы ни собрались люди в одном из домов Аллаха для чтения и изучения Книги Аллаха, на них непременно нисходит спокойствие. Милость покрывает их...» (Муслим, Абу Дауд и др.) или в другом известном хадисе Джибрила, где после известного диалога в мечети пророк Мухаммад (صلي الله عليه و سلم) говорит: «Поистине, это — Джибриль, явившийся к вам, чтобы научить вас вашей религии» (аль-Бухаре и Муслим).
Такие известные университеты исламского мира, как Карауин, аз-Зайтуна, аль-Азхар и др. - это мечети, которые превратились в крупные научные центры.
Например, в университете Карауин (основан 859г. и признаётся ЮНЕСКО и книгой рекордов Гиннесса старейшим в мире вузом) учились такие ученые как философ и факих Ибн Рушд (Аверроэс), «социолог» Ибн Хальдун, судья Ибн аль-Араби, лингвист Ибн Аджуррум, иудейский философ и врач Маймонид, и даже Герберт Орильякский (будущий Папа Римский Сильвестр II).
3. Мечеть - как социальный приют. Общеизвестно об «Ахлюс-Суффа», сподвижниках из числа бездомных и нуждающихся, которые жили и обучались в мечети Пророка в Медине. Большое количество хадисов передаётся о том как Пророк снабжал их продуктами питания, о том как многие из них в дальнейшем стали исламскими учеными (Хузайфа, Абу Хурайра и др.) (см. аль-Бухари с комментариями (Фатх аль-Бари) Ибн Хаджара).
4. Мечеть - как место общественных и государственных собраний. Например, публичные обсуждения (Шура) битвы у Бадра проходили в мечети. Такие исламские правители, как халиф Омар, Осман, Али и Омар Ибн Абдулазиз принимали присягу в мечети.
5. Мечеть - как место отправления правосудия. Как, например аль-Бухари передаёт о судопроизводстве в мечети Пророка с участием Ибн Аби Хадрада и Ка’ба Ибн Малика.
أنَّهُ تَقَاضَى ابْنَ أبِي حَدْرَدٍ دَيْنًا كانَ له عليه في عَهْدِ رَسولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عليه وسلَّمَ في المَسْجِدِ
Другой пример, в мечети Омейядов есть место, называемое аль-Камали, названное в честь судьи Камал ад-Дина аш-Шахразури (ум.1176г.), который отправлял правосудие в этом месте.
6. Мечеть - как учреждение здравоохранения. Передаётся, что во время битвы у Рва (Хандак) мечеть Пророка в Медине использовалась в качестве госпиталя. В частности передаётся, что там были разбиты палатки для раненых и в одной из них лечился после ранения известный сподвижник Са’д Ибн Му’аз.
Другой пример, основатель династии тулунидов Ахмад Ибн Тулун построив известную мечеть в Каире открыл при ней «дом лекарств» (хазана адуийа) и назначил врача.
7. Мечеть - как дом приемов делегаций. Общеизвестно, что пророк Мухаммад (صلي الله عليه و سلم) принимал делегации и гостей в своей мечети. Например, согласно Ибн аль-Каййиму достоверно известно, что Пророк принял делегацию христиан из Наджрана в своей мечети и более того они прочитали в его мечети свои молитвы. (Об этом в моей ленте есть отдельный пост).
8. Мечеть - как место сбора и распределения общего имущества (закят и т.п.) Передаются множество хадисов как Пророк распределял в мечети общее имущество. В том числе с историей о восполнении сунны полуденного намаза. Аль-Макризи (ум.1442г.) передаёт, что раньше в мечетях были отдельные комнаты, называемые «Куббат байт аль-маль», где хранилось общественное имущество и что тогда началась практика запирания дверей мечетей после ночного намаза.
9. Мечеть - как место заключения преступников и пленников. Например, передаётся как Сумама Ибн Асаль три дня был в заключении в мечети Пророка (см. Аль-Бухари с комментариями «Фатх аль-Бари» Ибн Хаджара). По одной версии только во время правления Омара, последний купил дом Сафуана Ибн Умайи за 4 тысячи дирхамов и превратил его в тюрьму. По другой версии Али первым открыл место заключения, которое назвал «Нафи’» (полезное). (См. Доктор Хасан Абу Гудда, «Ахкам ас-сиджн уа муамалятус-суджана филь-ислам»).
10. Мечеть - как крепость. Например мамлюкский султан Насыр Хасан построил известную мечеть в Каире, которую в дальнейшем мамлюки использовали в качестве крепости.
11. Мечеть - как место досуга. Аль-Бухари и Муслим передают со слов Аиши, что к Пророку (صلي الله عليه و سلم) прибыла делегация из Абиссинии и что они в праздничный день играли своим оружием в мечети.
وَكَانَ يَوْمَ عِيدٍ يَلْعَبُ السُّودَانُ بِالدَّرَقِ وَالْحِرَابِ ، فَإِمَّا سَأَلْتُ النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم وَإِمَّا قَالَ (تَشْتَهِينَ تَنْظُرِينَ) فَقُلْتُ : نَعَمْ ، فَأَقَامَنِي وَرَاءَهُ خَدِّي عَلَى خَدِّهِ ، وَهُوَ يَقُولُ (دُونَكُمْ يَا بَنِي أَرْفِدَةَ) حَتَّى إِذَا مَلِلْتُ قَالَ : (حَسْبُكِ ؟) قُلْتُ : نَعَمْ ، قَالَ : (فَاذْهَبِي) رواه البخاري (907) ومسلم (829)
Есть разные трактовки данного эпизода, однако следует отметить, что вход в мечеть с оружием в праздничный день запрещён и интерпретация этого хадиса, что гости готовились к военному джихаду не совсем уместна, следовательно речь может идти о досуговом праздничном мероприятии. Ибн Хиббан в другой версии хадиса передаёт слова Аиши, где она говорит о своей молодости и влечении к развлечениям
فاقدروا قدْرَ الجارية الحديثة السنّ الحريصة على اللهو.
Также передается, что сподвижник Хассан ибн Сабит читал в мечети Пророка свои стихи в защиту ислама (ассоциации с современными ТВ-дебатами)
Учитывая все вышесказанное современные мусульманские мыслители считают, что функции мечетей в настоящее время по сравнению с прошлым значительно сокращены и нужно восстанавливать их утраченные общественнополезные функции. То есть превращать мечеть в джами’- центр общественной, культурной и образовательной деятельности.
Густав Лебон в «История арабской цивилизации» (хотя она не арабская, а общемусульманская) восхищается тем, как мечети-джами’ являются центрами истинной жизни мусульман, социальной, религиозной, научно-образовательной и пр. Он отмечал, что рядом с мечетями непременно строятся общественные бани (вспомнил Мавзолей Кожа Ахмеда Яссауи), караван-сараи, больницы, медресе и таким образом смешивается религиозная и культурная жизнь мусульман в мечетях.
Когда мечети были джами’, открытыми центрами даже для представителей других религий исламская цивилизация не была такой отсталой как сейчас. Сегодня мечети ограничились ритуальной практикой.
Поэтому я, как теолог-исламовед поддерживаю инициативу Председателя правления КазГЮУ им. М.С. Нарикбаева о необходимости расширения культурно-образовательных функций религиозных сооружений исламского сегмента.
Служители мечетей должны понимать, что возврат утраченных функций мечетей вернёт им и паству, что в конечном итоге окажет положительное влияние на профилактику радикализма (профессиональный интерес).
Есть и другие мысли относительно мечетей, например в эпоху звукового оборудования высшего класса часто приходится говорить о нецелесообразности строительства нескольких дорогущих минаретов или чрезмерного расточительства при украшении внутреннего убранства мечетей. Минареты (возвышенность для призыва к молитве) впервые по одной из версий построил Муавия, по другой Омар Ибн Абдулазиз. Обе версии подтверждают, что во время Пророка и праведных халифов минаретов не было.
В условиях когда у нас высшие религиозные деятели не всегда правильно читают Коран и вообще очень мало реальных специалистов в области исламоведения, думаю нужно отдать приоритет развитию человеческого капитала, а не строительству лишних дорогих минаретов и более эффективно использовать уже имеющиеся культовые здания. Хотя об этом нужно написать отдельно.

Askar Sabdin, пост с фейсбука