«В религиозности казахстанцев есть нечто аномальное»: что беспокоит экспертов?

Согласно последним исследованиям Комитета по делам религий РК, 92,8% населения Казахстана определили себя верующими

В целом, сейчас наблюдается рост религиозности населения. Особенно это заметно сейчас, во время месяца обязательного для мусульман поста: в дневное время в кафе и столовых практически нет людей. Каждый может заметить, что увеличилось количество мечетей, чаще стали встречаться девушки, одетые в соответствии со всеми требованиями ислама, телевидение и социальные сети заполнены религиозным контентом, передает Azattyq Rýhy.

В то же время, в религиозности казахстанцев есть нечто аномальное: наша страна продолжает сохранять лидирующие позиции по количеству самоубийств в мире, при том, что большая часть населения (92,8%) верующие.

Здесь не лишним будет напомнить, что во всех религиях жизнь человека – это бесценный дар, а самоубийство – один из самых тяжких грехов.

Казахстан на протяжении нескольких лет входит в ТОП-10 стран по количеству разводов. На сегодняшний день распадается почти каждый третий брак в стране. Все религии учат терпению, прощению, преодолению эгоизма, но количество суицидов и разводов не уменьшается.

Особую тревогу вызывают тенденции увеличения фактов насилия в отношении женщин и детей в нашей стране. Вдобавок ко всему, волна подростковой жестокости прокатилась по казахстанским школам и колледжам. Хотя все религии запрещают насилие.

Я не виню во всех бедах религию. Кроме того, всегда подчеркиваю, что ни одна религия не учит плохому. Во всех основные законы одинаковы: не убий, не укради и т.п.

Проблема в нас самих.

У нас пока слабо получается воспитать в себе и распространить вокруг любовь и доброжелательность к окружающим, готовность прийти на помощь. Хотя все эти ценности заложены в народных обрядах и верованиях, в традиционных религиях.

Стало модно следовать религиозным традициям. И некоторые люди полагают, что в религии главное – это ритуалы, которые нужно соблюдать, отношение к религии у них чисто формальное. Формальная религиозность ориентирована прежде всего на внешнее проявление веры: через исполнение определенных действий и обрядов, ношение религиозной одежды.

Нередко сталкиваюсь с людьми, проявляющими излишнюю строгость в выполнении религиозных предписаний, при этом глубоко равнодушных в духовной жизни. Они стараются подчеркивать свою религиозность (в лексиконе, в одежде и т.п.) среди людей настолько, что начинают резко выделяться среди окружающих. Они как бы говорят всем своим видом: «Мы одни такие правильные, а вы все неверные грешники». Такие люди постоянно демонстрируют свое превосходство и выражают это при помощи поучительного тона и нравоучений. Очень часто они ведут себя грубо с окружающими, агрессивно реагируют на любые замечания, сами провоцируют конфликты.

Некоторые проповедники, забывая о важности позитивного отношения к людям, учат: «нагружайте себя лишь одной заботой: как заслужить довольство Всевышнего». В результате человек позволяет себе поступать недобросовестно, нечестно по отношению к кому-либо.

Но любовь к Богу невозможна без любви к человеку. Любовь к Богу и ближним является главным началом религиозной нравственности:

«Никто из вас не будет иметь полной веры, пока он не полюбит для своего брата или соседа то, что он любит для себя» («Сахих» Бухари, «Сахих» Муслим);

И «кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Наго такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4:20-21).

Тенденция к увеличению числа формально религиозных людей в стране должна вызывать обеспокоенность у всех нас. Такие люди часто превращаются в простых фанатиков. Религиозный экстремизм основанный на формализме, поверхностных знаниях о религии, недовольстве политикой и коррупцией может привести к захвату власти в стране радикалами.

Возможно, необходимо изменить подход к проповедям и обучению религии, уделяя больше внимания формированию этических принципов, уважению к чужой жизни, своей культуре, любви и привязанности к родной стране.

Веками казахи воздерживались от безнравственных поступков не из-за страха перед наказанием Аллаха, а из-за чувства стыда перед другими людьми: «ұят болады», «жұрт не дейді», «елден ұят болады». Таким образом общество контролировало поведение людей и предотвращало асоциальные действия.

Однако и с традициями не всё так однозначно и просто. В некоторых семьях с архаичным менталитетом сохраняются опасные стереотипы: «қайтып келген қыз жаман», «жұрттың баласы» или свадьбы с толпой ненужных гостей из-за стереотипа «бедная свадьба - это очень стыдно». По этой же причине ложного стыда женщины, которые подвергаются домашнему насилию, молчат об этом.

Сегодня религия многим заменяет воспитание. Не знаю, как обстоят дела сейчас, но в то время когда я учился в медресе, весь процесс обучения заключался в заучивании имён членов семьи и сподвижников Пророка, вопросов, задаваемых в могиле и ответов на них. Хотелось бы, чтобы в медресе, воскресных школах и в семинариях, в первую очередь, учили относиться к людям с уважением, объясняли взаимосвязь религии и традиций.

Религия, по своей сути, не несет опасности. Проблема заключается в людях, которые интерпретируют Священные Писания как им удобно.

На пути духовного развития человек совершает ошибки, проявляет излишнее усердие в каких-либо действиях, преодолевает трудности.

Через то же самое во время духовной трансформации проходит народ. Со временем при разумной религиозной грамотности большинства населения мы искореним религиозный экстремизм и терроризм. Это общая проблема и решать ее нужно вместе.

С момента восстановления независимости Казахстана люди получили возможность исповедовать любую религию, но из-за религиозной неграмотности вчерашние атеисты не могли отличить духовное от псевдодуховного.

В стране происходит религиозное возрождение: строятся мечети и церкви, открываются духовные (религиозные) учебные заведения, широко отмечаются религиозные праздники. Но восстановить историческую память и осознать роль духовных традиций в сохранении, укреплении нашей государственности, в жизни нашего народа нам ещё только предстоит.

Елнар БЕРИКБАЕВ, эксперт-религиовед