Отклонения Ибн Таймии

Ибн Таймия, как известно, является очень контрастной фигурой. Он является автором многих трудов, человеком, которого многие его современники признавали ученым.

Вместе с тем большая часть ученых, его современников, обвиняли его в ереси. Причиной этого были его взгляды, касательно качеств присущих Всевышнему Аллаху.

Следует отметить, что в основе взглядов Ибн Таймии можно отследить влияние греческой философии, вероубеждения христиан о триединстве бога, а также вероубеждения каррамитов и захиритов.

Каррамиты (9 век): основатель – Мухаммад ибн Аль-Каррам. Каррамиты считали Бога субстанцией, по причине чего характеризовали его как джисм (тело). Захириты (9 век): основатель – Дауд ибн Али Аз-Захири.

Захиритам был присущ буквализм в понимании Корана и хадисов. Присутствие всего этого в вероубеждении Ибн Таймии стало основанием, как это было сказано выше, обвинения его ереси, что было, кстати, небезосновательно.

Чтобы не быть голословным предлагаем вашему вниманию ряд вопросов, касающихся возрений Ибн Таймии, которые в корне противоречат вероучению и шариату ахлюс-сунны уаль-джамаа.

Так:

  • Ибн Таймия утверждал, что адский огонь исчезнет, что он не вечен. Хотя существует иджма ученых ахлюс-сунны уаль-джамаа, основанный на аятах Корана, что адский огонь вечен.
  • Ибн Таймия утверждал о тасальсуле (бесконечности цепи творений), что указывает на предвечность творений, что в корне противоречит Корану и Сунне, в которых ясно указывается, что «предвечность» присуща лишь Всевышнему Аллаху.
  • Присутствие в вероубеждении Ибн Таймии таджсима (антропоморфизма), что выражалось придании Всевышнему Аллаху границ, величины, высоты, ширины, размера.
  • Также Ибн Таймия утверждал, что Всевышний Аллах может быть только телом; Ибн Таймия утверждал, что Всевышний Аллах сидит на Аль-Арше (троне) и соприкасается с ним, что на троне, рядом с ним, остается место, размером с четыре пальца, куда будет усажен наш пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует).
  • Вместе с тем, сам Ибн Таймия в своих некоторых трудах противоречит себе, указывая, что Всевышний Аллах занимает весь трон; Ибн Таймия обвинял в джахмизме тех, кто не был согласен с ним в этих вопросах.

Джахмизм: еретическое течение, основателем которого является Джахм ибн Сафуан. 

  • Ибн Таймия приписывал Всевышнему Аллаху вес, и утверждал, что от Его тяжести под Ним скрипит трон;
  • Согласно его утверждению, Всевышний Аллах сотворил человека «по своему образу»;
  • Ибн Таймия приписывал Всевышнему Аллаху наличие органов тела, таких как глаз, рука, ноги и др.;
  • Ибн Таймия порицал Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах). Также Ибн Таймия ставил под сомнение Ислам Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах), что никто не делал ни до Ибн Таймии, ни после него.
  • Ибн Таймия утверждал, что Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) пошел в разрез с 17 аятами Корана. Что интересно, это утверждение не отрицают последователи Ибн Таймии, наши современники;
  • Ибн Таймия утверждал о дозволенности сыну убить родителей, если они являются неверными, что в корне противоречит Корану и Сунне;
  • Также существуют фетвы Ибн Таймии о дозволенности убивать мусульман по причине их разногласий в вопросах фикха, что в корне противоречит шариату, так как противоречия в вопросах фикха не противоречат природе Ислама.

Конечно же здесь перечислены лишь некоторые вопросы, в которых Ибн Таймия противоречит акиде (вероубеждению) мусульманской уммы. В заключении хотелось бы заметить, что перечисленные здесь противоречия Ибн Таймии взяты из его же трудов.  

Абдуссамат Махат