Молодежь – как главный объект вербовки со стороны деструктивных религиозных течений
В настоящее время среди казахстанской молодежи наблюдается тенденция увеличения интереса к духовным традициям, в том числе к религии. Следствием чего, нередко бывает то, что молодые люди, сами того не подозревая, оказываются втянутыми в деструктивные религиозные течения (ДРТ), которые в свою очередь целенаправленно занимаются вербовкой новых адептов, передает Elorda.info.
Вовлечение молодых людей в деструктивные религиозные течения часто обуславливается тем, что их личности еще окончательно не сформированы и легко поддаются влиянию. Кроме того, нестабильные социально-экономические, политические, культурные условия, в которых вынужден действовать молодой человек, также повышают риск вовлечения молодежи в круги радикалов и экстремистов.
Также в силу своего возраста, молодые люди часто оказывается беззащитными перед идеями экстремистского и террористического толков. Молодежный максимализм, желание бороться за справедливость и добро, как правило, становятся благоприятной психологической почвой для манипулирования ими экстремистами, подталкивающими молодежь на крайности в суждениях и действиях.
Следует отметить, что нередко сказывается низкая правовая и религиозная грамотность молодежи. Молодежь в поисках духовно-моральных ценностей и основ своего существования попадает в идеологические сети радикальных элементов. Молодежи трудно объективно оценить различия в трактовках содержания религиозных учений и всю опасность, исходящую от идеологов религиозного экстремизма.
К сожалению, в последнее время в нашем обществе активизировались так называемые «вербовщики», цель которых завербовать все больше молодых людей в ряды экстремистских и террористических организаций. Прикрываясь религиозными ценностями, они в первую очередь пытаются обработать неокрепшее сознание молодого человека, постепенно превращая их в послушных адептов, готовых на все ради «великих» религиозных идей.
Деятельность известных террористических организаций на период конца XX и начала XXI века заметно превалирование методов «личной» вербовки. Этот метод требовал развитие у подобных вербовщиков различных характеристик, в особенности связанных с ораторскими качествами, методами невербального общения и располагающей харизмой.
Однако с момента роста популярности социальных сетей, террористические организации значительно переосмыслили свою деятельность, перейдя на техники «онлайн» вербовки. Интернет как площадка позволил значительно повысить количество потенциальных радикалов.
В частности, молодые люди, которые пытаются получить религиозное образование или восполнить религиозные знания, часто обращаются к интернет-сайтам сомнительного характера, где им промывают мозги лжеучители, с целью искажения сознания личности, формирования определенных ценностей и последующего включения в ряды террористов.
Вербовщики выкладывая в сеть видеоролики с призывами создать «глобальный, справедливый, Исламский порядок», быстро завоевывают доверие людей, которые как мы упомянули выше, зачастую являются религиозно неграмотными. Такая практика продвижения пропагандистской деятельности поставила перед странами новые задачи в виде неконтролируемого информационного потока, более широкого охвата аудитории и распространения экстремистской деятельности.
Ситуация с пандемией COVID – 19 также показала, что не всегда предоставляется возможность осуществление личной вербовки посредством метода Face to face. Вследствие чего различные экстремистские организации в поисках более эффективных форм и методов осуществления своей деятельности, принялись осваивать возможности современного информационного общества, модифицируясь и принимая другие формы. Таким образом, Интернет в силу своей дешевизны, быстроты, анонимности и широкого охвата аудитории оказался наиболее эффективным инструментом пропаганды радикальной религиозно-экстремисткой идеологии.
Развитие информационных технологий увеличивает риск подверженности молодежи радикальным идеям экстремистских и террористических организаций посредством сети интернет.
В контексте вовлечения молодежи в ДРТ особенный интерес представляет феномен социальных сетей, которые за последние несколько лет стали неотъемлемой частью общества. Особенно социальные сети популярны среди молодежи. Виртуальные сети помогают совместить приятное с полезным: в них можно и пообщаться, и найти нужную информацию. Социальные сети позволяют юзерам обмениваться новостями, учебной информацией, а также завязывать новые знакомства. Многие молодые люди знакомство с религией начинают именно с поиска информации об этой религии в Интернете, в социальных сетях. Широко распространено религиозное самообразование молодежи через исламские ресурсы Интернета.
На сегодняшний день значительное число молодых граждан нашей страны находятся под влиянием либо угрозой влияния радикальных религиозных взглядов.
Поиск информации о религии в социальных сетях зачастую грозит опасностью попадания в ловушки вербовщиков деструктивных религиозных течений и возможными нарушениями законодательства РК. Одним из важнейших факторов вовлечения пользователей в деструктивные религиозные течения служит подписка на деструктивные сообщества и группы в социальных сетях.
Помимо вышеуказанных факторов вовлечения молодежи в число последователей деструктивных религиозных течений, есть универсальная составляющая привлекательности именно самой деструктивной идеологии. Навязываемая деструктивными течениями система взглядов является привлекательной для молодых людей в силу простоты и однозначности своих постулатов, обещаний возможности незамедлительно, сей же час, увидеть результат своих пусть и агрессивных действий.
Для недопущения вхождения молодежи в ряды ДРТ, государственными органами проводится информационно-просветительская работа. Население Казахстана должно быть своевременно информировано об угрозах и вызовах, которые несут в себе псевдорелигиозные течения. В частности, необходимо добиваться понимания молодежью истинных задач деструктивных религиозно-экстремистских организаций и групп, угроз, которые они несут.
В этих целях, в столице функционирует Центр изучения религий, который проводит широкую информационно-разъяснительную работу по актуальным вопросам религиозной сферы столицы, повышением религиозной грамотности населения, пропагандой духовных ценностей казахстанского народа и профилактикой религиозного экстремизма.
Также в целях повышения религиозной грамотности населения и контрпропаганды радикальных идей ведется культурно-просветительский работа посредством социальных сетей и интернет ресурсов, в рамках которых создаются посты, видеоролики, статьи и т.д. Также, необходимо отметить что Центром осуществляется мониторинг интернет ресурсов и социальных сетей на предмет выявления деструктивных пользователей и материалов, а также работа, направленная на отписку граждан столицы от групп деструктивного характера.
В современным информационном мире, молодежи нужно быть предельно внимательной и осторожной в выборе духовных наставников. Не следует принимать слепо призывы лжепроповедников, необходимо взвешенно и рационально обдумывать свои действия и шаги, преломлять их через призму законности и общественных норм поведения и морали.
Напоминаем! Если у вас возникли вопросы по религиозной тематике, либо Вы или кто-то из ваших близких пострадал от деятельности деструктивных течений, то Вы всегда можете обратиться в Центр изучения религий г.Астаны для оказания консультативной, теологической и психологической помощи, либо позвонить по Единому номеру iKOMEK109!
Гарип Дидар, религиовед