Цена ошибки слишком высока…

В настоящее время Куаныш (имя изменено) находится в исправительном учреждении. Он осужден за попытку организации террористического акта. Тех, кто не совершал намаз, он считал неверующими (кафирами) и придерживался радикальных взглядов. У нашей редакции возник вопрос «Почему люди готовы вступить на путь радикализма и даже совершить террористический акт?». Для этого мы поговорили с Куанышем, который несмотря на трудности все-же смог «очисться от этой заразы».

- Куаныш, расскажите о себе?

- Я единственный ребенок в семье. С детства у меня был замкнутый характер. Я не помню, что мог бы разговаривать открыто о своих переживаниях с родителями. Какие бы проблемы мне не выпадали, пытался решить все сам. В школе учился плохо, сказывалась нехватка времени, семья жила бедно, постоянно ощущалась нехватка. Поэтому, я рано начал работать. С того момента у меня сформировался круг общения, появились новые друзья.

- Вы были в рядах радикального религиозного течения, расскажите, как вы попали в их ряды? С чего все началось?

- Да, в какое-то время я впал в заблуждение... Родителей, родственников, старых друзей если они не совершали намаз считал кафирами (не верующими). Как я уже сказал, на работе в подростковом возрасте у меня появились новые друзья и кардинально поменялся круг общения, они, наверное, и стали – началом всего. Парни, с которыми я стал работать читали намаз, были верующими, говорили вроде-бы на первый взгляд правильные вещи. Далее, я побратался с ними, тоже начал читать намаз. Они подсказали мне сайты, страницы в социальных сетях откуда я мог черпать информацию об Исламе. Нужно сказать, что на тот момент у меня вспыхнула тяга к религиозным знаниям и я часами слушал лекции, смотрел ролики об Исламе. Позже я конечно осознал, что было довольно глупо, искать религиозные знание не в мечетях, а в социальных сетях.

- Кто первым заметил, что вы пошли по пути радикального течения?

- Мать начала подозревать. Позже я сам начал отдаляться от родственников. Наши шейхи учили нас тому, что не стоит общаться с теми, кто не совершает намаз, даже если это – родная мать, доходило и до того, что считалось запретным просто посидеть поесть за одним столом с такими людьми. Был такой случай, когда по приходу домой от соседей мама принесла с собой угощения (сарқыт). Я поссорился с ней утверждая, что эта пища харам, потому что сделана руками кафиров и т.д. Подобные случаи зачастились и в один день в порыве гнева я ушел из дома. Мои друзья приняли меня с распростертыми объятиями. Постоянно говорили, что я поступил правильно, что лучше быть жертвой на пути Аллаһа и заработать рай, чем быть вместе с кафирами.

- Расскажите, исходя из вашего опыта, как радикальные религиозные организации заманивают к себе новых жертв?

- Судя по тому, что я видел, в большинстве случаев вербовке подаются те, у кого тяжелое материальное положение или люди, у которых не полноценно сформирован характер, в основном молодые. Плюс сказывается отношения со стороны радикалов, изначально они показывают себя с хорошей стороны, помогают материально. Такой случай был и со мной. После того, как я ушел из дома, у меня в кармане не было ни гроша. Казалось, будто весь мир против меня. Поэтому любую помощь, которую они оказывали мне, я воспринимал как подарок и благословение от Аллаһа. Наверное, после это, начинаешь их ценить еще больше. А они к тому времени потихоньку настраивают тебя против семьи, близких и государства. И в последующем ненависть вырастает до той точки, когда ты начинаешь призирать близких, не говоря уже о обычных людях. Вот из-за ненависти, смешанной с обидой на жизнь, на общество – я и готов был взять в руки оружие и устроить расправу. Хвалла Аллаһу – меня  остановили.

- Какие книги вы читали? Каких проповедников слушали?

- Скажу честно, книг практически не читал. Слушал в YouTube, ВКонтакте лекции Саида Бурятского, Дарына Мубарова, Назратуллы и других проповедников. Они не признавали имамов наших мечетей и запрещали их слушать. Из-за элементарного отсутствия религиозных знаний, слушал и принимал все сказанное ими без сомнений.

- Посещала ли Вас мысль уехать в Сирию?

- Да, конечно. Одно время это прям стало обязанностью для нашего жамагата (общины). Но, когда собирался уехать, наш эмир сказал остаться и совершать джихад (война против не верных (прим. автора) на местах. После этого с двумя братьями начали планировать взрыв государственного учреждения. На стадии подготовки, мы были задержаны правоохранительными органами.

- Как изменилась ваша жизнь на данный момент и жалеете ли вы о своих прошлых поступках?

- У человека, который находится за решеткой, жизнь, как и мышление меняется на 180 градусов, по крайней мере в моем случае. Было многое пройдено, чтобы встать на путь исправления. Постоянно общаясь с теологами и имамами смог поменять ход мыслей и осознать ошибки. Все из-за моей религиозной неграмотности и допущенных ошибок в молодости. Скучаю по дому, по семье. Очень сильно сожалею, что разорвал отношения с близкими и ушел искать убежище у чужих.

Люди, которые бегут от своей семьи и считают себя «правоверными», я хочу сказать: «одумайтесь пока не поздно». Цените «рай», который рядом с вами и своих близких. Цена ошибки слишком