Эксперт рассказал о причинах вовлечения молодых людей в деструктивные религиозные течения

Опасность деструктивных религиозных течений обусловлена рядом факторов, которые включают в себя как психологическое воздействие на личность, так и совершение противоправных действий, которые могут повлечь за собой негативные последствия. О причинах способствующих вовлечению молодых людей в деструктивные религиозные течения, а также их популярности среди определенной части молодежи рассказал религиовед, специалист Центра изучения религий Нурсултан Дихамбаев.

Нурсултан Женисович, расскажите каковы причины ухода молодежи в деструктивные религиозные течения?

В первую очередь, стоит отметить, что очевидным является тот факт, что превращение человека в адепта деструктивного течения связано не с одним, а с целым спектром внешних и внутренних факторов.

Если рассматривать внешние факторы, то они практически всегда связаны с социальной средой, в которой вынужден существовать и действовать молодой человек. То есть это может быть любое воздействие на человека извне. Например, появление деструктивных религиозных организаций в конкретном городе или местности усиливает возможность личных и опосредованных контактов человека с вербовщиками. Таким образом, можно сказать, что проживание в данной социальной среде становится «потенциально опасным».

 

Как известно, на сегодняшний день довольно широкое распространение получила вербовка в сети Интернет. Можно ли данный вид деятельности ДРТ отнести к указанным внешним факторам?

Да, абсолютно так. Как говорится «время не стоит на месте». И практически каждый день разрабатываются новые способы завоевания умов новых адептов, в том числе молодежи. Следует отметить, что Интернет и социальные сети в силу доступности, анонимности и широкого охвата именно целевой аудитории получили большую популярность среди вербовщиков.

 

Вы говорили про факторы «внутренние», расскажите пожалуйста поподробнее?

Как было отмечено выше, если внешние факторы связаны с воздействием «извне», то внутренние факторы ухода человека в организации деструктивного толка связаны со степенью его личной психологической и социальной предрасположенности к становлению, скажем так «жертвой внутренних обстоятельств».

То есть, уязвимость некоторых людей к манипуляциям со стороны вербовщиков ДРТ может быть обусловлена отсутствием системы религиозных верований и ценностей, склонностью самой личности к зависимости, психологическим разочарованием, связанным с поиском ответов на какие-то системообразующие вопросы и т.д.

 

Исходя из названных Вами внутренних факторов попадания в ряды ДРТ, можно ли выделить какие-то общие черты личности у потенциальной адепта?

Да, действительно, в религиоведении принято выделять определенные черты потенциального адепта деструктивных религиозных течений. Среди которых встречаются - повышенная тревожность, мнительность, позерство, перфекционизм, погруженность во внутренний мир, инфантильность, детскость и т.д.

Например, повышенная тревожность и мнительность обусловливается тем что, жизнь потенциального адепта наполнена постоянными сомнениями, неуверенностью, впечатлительностью, в результате чего он часто видит в себе множество недостатков, вместе с тем оценка окружающих для него чрезвычайно важна, ввиду этого он может быстро стать зависимыми от советов и внешних факторов которых было сказано выше.

Если рассматривать, позерство и перфекционизм, то их можно описать стремлением казаться больше, чем ты есть на самом деле – отличительная характерологическая особенность потенциальных жертв вербовщиков. Детскость или инфантильность, обычно является следствием преднамеренного ограждения человека от каких-либо обязанностей и самостоятельных усилий по достижению жизненных целей. В результате столкновения с жизнью у человека появляется убеждение, что воплощение высоких идеалов в реальном социуме невозможно. Соответственно, потенциальному адепту приходят такие понятия как фрустрация и депрессия. Что в купе с внешними раздражителями получают полную картину.

 

Подытоживая наше интервью, можно сказать, что внешние и внутренние факторы выступают своего рода тандемом при вербовки молодежи в ряды деструктивных религиозных течений?

Да, если в потенциальной жертве вербовщиков сочетаются отмеченные факторы, то риск попадания в ряды деструктивных течений довольно велик. Дисфункциональные семейные отношения, чувство одиночества, внутриличностные конфликты, отсутствие определенного «Я» и другие подобные психологические особенности личности однозначно усиливают уязвимость человека к действию манипуляций со стороны внешних агрессоров.

 

И крайний вопрос. Что делать в случае если человек или его близкие родственники столкнулись с деятельностью деструктивных религиозных течений?

В подобных случаях, да и вообще если у Вас возникают вопросы касающиеся сферы религии, то нужно всегда обращаться к профессионалам для получения квалифицированной помощи. Например, у нас в столице функционирует Единый контакт центр Ikomek-109, позвонив на который, вас соединят с теологами, религиоведами, психологами Центра изучения религий, функционирующего на базе столичного Акимата.

Спасибо за интервью!