Тойғылы Дінмұхаммед: Наша система религиозного образования не уступает зарубежным аналогам

О текущей ситуации в сфере получения религиозного образования рассказал отечественный теолог Тойғылы Дімұхаммед.

– Какова текущая ситуация в сфере религиозного образования?

– В настоящее время крупнейшие религиозные объединения Казахстана имеют отечественные средне-специальные и высшие теологические учебные заведения (далее – ТУЗ) по подготовке собственных кадров теологов и священнослужителей в лице ДУМК, Православной и Римско-Католической церкви Казахстана. Однако при этом, надо отметить, что при этом часты выезды наших священнослужителей в зарубежные теологические заведения с целью повышения квалификации и обмена опытом. Это устоявшееся практика.

– Существует ли в настоящее время нехватка религиозных кадров?

– В текущей ситуации вопрос нехватки религиозных кадров, в т.ч. их приглашения из-за рубежа по линии крупных религиозных объединений, в т.ч. исламского направления не существует. Помимо действующих в Казахстане более 20 теологических учебных заведений также у нас на базе пяти университетов осуществляется подготовка и выпуск специалистов религиоведов на трех уровнях – бакалавриат, магистратура и докторантура. Большая часть этих религиоведов и теологов составляют кадровый состав региональных управлений по делам религий и научно-исследовательских центров по исследованию проблем религий. Кроме того, религиоведы широко представлены в системе государственных органов (Комитет по делам религий МИОР РК, КУИС, МВД, КНБ и др.), в том числе в качестве преподавателей дисциплины «Основы светскости и религиоведения» в общеобразовательных школах.

– Отмечается ли динамика роста количества поступающих в медресе и ТУЗЫ?

– Несомненно в каждым годом отмечается увеличение количества поступающих в духовные учебные заведения, в том числе и медресе со стороны казахстанской молодежи. При этом в положительном ключе можно отметить снижение количества поступающих в зарубежные теологические заведения и здесь фактором снижения стала тенденция развития отечественной системы религиозного образования. – Есть статистика выпускников религиоведов теологов таких учебных заведений? – Касательно выпусков религиоведов по университетам нет, но по заявлению Духовного управления мусульман Казахстана только в 2021-2022 учебном году выпущено 220 выпускников исламского университета «Нур-Мубарак» (г. Алматы), 366 выпускников 9 медресе-колледжей. Среди них 21 выпускник в этом году окончил медресе-колледж «Астана». – Наблюдается ли в наше время динамика роста количества духовных заведений в Казахстане в сторону роста в последние годы? – Безусловно есть, но в большей степени он представлен увеличением количества исламских духовных заведений, функционирующих в составе Духовного управления мусульман Казахстана. К примеру, в сентябре текущего года в Астане был открыт в Исламский институт имени Хусамуддина ас-Сыганаки, вместе с центром «Ижаза». После открытия института документы на поступление подали более 70 абитуриентов из 13 регионов страны. По результатам вступительных экзаменов в Исламский институт имени Хусамуддина ас-Сыганаки были приняты 46 абитуриентов. 27 из зачисленных студентов обучаются на отделении исламского учения, 19 на отделении иджазы. Следует отметить, что 10 из 46 абитуриентов, допущенных к обучению, являются обладателями дипломов с отличием. 23 работает имамом и учителями в Духовном управлении мусульман Казахстана. Это яркий пример развития отечественной мусульманской школы и повышения квалификации теологов и имамского корпуса ДУМК.


– Ведется контроль над учебными программами духовных учебных заведений, функционирующих в республике?

– Безусловно. Все учебные программы обучения в теологических/религиозных учебных заведениях проходят процедуру согласования и соответствуют требованиям всем требованиям Министерств просвещения и высшего образования и науки, а также сочетают в себе как светские, так и религиозные дисциплины.

– Существует ли проблемы выезда наших казахстанцев для обучения в сомнительных зарубежных теологических заведениях?

– Она потеряла свою актуальность в свете развития отечественной системы религиозного и религиоведческого образования, однако есть случаи выезда казахстанцев в зарубежные ВУЗы с целью повышения уровня знания арабского языка и т.д. К сожалению, в истории современного Казахстана достаточно случаев, когда наши граждане выезжали за рубеж для получения религиозного образования и в последствии участвовали в экстремистской и террористической деятельности. Поэтому правоохранительными органами и дипломатическим службами Казахстана на постоянной основе ведется мониторинг обучения казахстанцев за рубежом с целью профилактики и недопущения попадания наших казахстанцев в ряды деструктивных религиозных течений. Также касательно выезда в зарубежные учебные заведения, в большей степени выезжают казахстанцы в рамках заключенных договоров между нашими ВУЗами. К примеру, между нашим ДУМК и известными зарубежными учебными заведениями были официально заключены меморандумы. Соответственно, для получения религиозного образования за рубежом можно поступить в учебные заведения, с которыми ДУМК заключило меморандум. Это безопасно и удобно для поступающих, ведь в данных ВУЗах обучение строится на основе нашей традиционной религии. Так среди рекомендованных нашим Духовным управлением мусульман Казахстана для обучения казахстанцев можно выделить университет «Аль-Азхар» (Египет), Стамбульский университет, Университет Мармара, Университет Анкары, Сельджукский университет, Институт Хасеки, находящиеся в Турции, Международную исламскую академию Узбекистана, Российский исламский институт, Московский исламский университет и Малазийский международный исламский университет города Куала-Лумпур.

– Напоследок. Ваши рекомендации родителям и молодым казахстанцам, планирующим обучаться за рубежом по теологическим и религиозным специальностям?

– Я посоветовал бы родителям и молодым людям поступать в наши духовные заведения. Благо у нас есть все условия для получения качественного образования, не уступающего зарубежным аналогам. Однако при большом желании поступить в зарубежные заведения поступать в те, с которыми официально имеются договора сотрудничества с Духовным управлением мусульман Казахстана, а при выборе неизвестного образовательного учреждения проконсультироваться со специалистами при ДУМК или профильных министерств. Это позволит избежать рисков и опасностей попадания в сомнительные религиозные центры.  

Спасибо за интервью