Ибн Таймия о мазхабах ахлюс-сунны уаль-джамаа
Одной из особенностей так называемых «саляфитов» является отрицание четырех мазхабов ахлюс-сунны уаль-джамаа, что, впрочем, является причиной многих разногласий даже между самими саляфитами и обвинений друг друга в ереси, куфре и заблуждениях.
При этом все современные саляфиты, без исключения, в своих словах, в основном, ссылаются на высказывания Ибн Таймии, который жил в 7-8 в.в. по хиджре, на его труды, в частности на сборник фетв «Маджмуга аль-фатауа». При этом многие саляфиты в корне отрицают правомерность четырех мазхабов ахлюс-сунны уаль-джамаа, считая мазхабы нововведением, игнорируя фетву Ибн Таймии о четырех мазхабах, которая имеется в сборнике его фетв «Маджмуга аль-фатауа».
«Маджмуга аль-фатауа»: сборник фетв Ибн Таймии, в котором собраны фетвы, касающиеся вопросов акиды (вероубеждения), фикха (исламской юриспруденции), тафсира (толкований Корана), хадисов (высказываний Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и др.
В разные годы «Маджмуга аль-фатауа» издавалась в разных исламских странах в различных форматах, что было причиной разницы количества томов.
Так что же говорил Ибн Таймия о четырех мазхабах ахлюс-сунны уаль-джамаа, о ханафитах, шафиитах, маликитах и ханбалитах? Давайте дословно процитируем слова Ибн Таймии о следовании одному из четырех мазхабов ахлюс-сунны уаль-джамаа: «Известно, что у последователей мазхабов: ханафитов, шафиитов, ханбалитов и маликитов – одна религия. И каждый из их числа, кто повиновался Всевышнему Аллаху и Его посланнику, в соответствии своих возможностей и способностей, то он, согласно единому согласию верующих, счастливый верующий ». («Маджмуга аль-фатауа». Том 14, стр. 263)
Давайте сделаем краткий разбор слов Ибн Таймии! Ибн Таймия упомянул об «одной религии». Что это за религия? Дилетанту понятно, что здесь речь идет о религии Ислам, иначе бы Ибн Таймия ясно указал на религию, о которой идет речь. К тому же, если бы здесь речь шла о другой религии, то Ибн Таймия, ссылаясь на единогласное мнение мусульманской уммы, не стал бы называть их «счастливыми верующими». При этом Ибн Таймия перечислил тех, кто является последователем Ислама. Это те, кто в повседневной жизни практикует один из четырех мазхабов ахлюс-сунны уаль-джамаа. То есть, совершает намаз, соблюдает пост, выплачивает закят, раздает милостыню, согласно требованиям одного из четырех мазхабов. Затем Ибн Таймия указал на то, что последователи одного из четырех мазхабов ахлюс-сунны уаль-джамаа являются «счастливыми верующими». На что ссылался Ибн Таймия в своем этом утверждении? На единое мнение верующих, всех без исключения! Кто такие «счастливые верующие»? это те, кого Всевышний Аллаха облагодетельствовал Своей милостью, наставив их на путь истины, ведущий в Рай.
Теперь вопрос для размышления! В своем сборнике фетв Ибн Таймия говорит о четырех мазхабах, указывая на их правомерность, и при этом ничего не говорит о так называемом саляфизме и саляфитах. Почему? Истина ведома одному лишь Всевышнему Аллаху! Так как мы не можем спросить у самого Ибн Таймии почему он не упомянул, в качестве истинных приверженцев Ислама, саляфитов. Но вместе с тем, можно с уверенностью утверждать, что в истории праведные предшественники известны под названием «саляф ас-солихун» (праведные предшественники), в то время как даже во времена Ибн Таймии среди мусульман не существовало такого понятия, как «саляфизм» и «саляфиты». Именно поэтому Ибн Таймия, в сборнике своих фетв, говорит о четырех мазхабах и его последователях, указывая на тот факт, что их религия одна. И эта религия – Ислам. И что последователи четырех мазхабов ахлюс-сунны уаль-джамаа, по мнению мусульманской уммы, «счастливые верующие»!
Абдуссамад Махат