Что такое "пассивная светскость" и почему она важна для Казахстана

В последние месяцы идут большие дискуссии вокруг Ислама в казахстанском обществе. Прикрываясь требованиями запрета нетрадиционных религиозных течений «деятели соцсетей и чатов» зачастую нападают именно на традиционный казахский Ислам, представляемый в Казахстане Духовным управлением мусульман Казахстана (Муфтиятом). Ведущий религиовед Асылбек ИЗБАИРОВ, доктор исторических наук, профессор кафедры религиоведения Университета «Нур-Мубарак» и директор Института геополитических исследований, считает, что одна из основных предпосылок, вызывающих эти противоречия – это неправильное понимание самого понятия светскости, заложенной в конституции РК. По его мнению, критики ислама и ДУМК не понимают, что в современном демократическом социуме уже не получится загнать религию на периферию общественной жизни, прозябать на уровне контор ритуальных услуг. Почему это так и чем подрыв авторитета официального Ислама грозит стабильности нашего общества, он рассказал нам.

- Так в чем причина активизации критики Ислама в социальных сетях, а также известных выступлений депутатов по этому поводу? Может быть, это справедливые возмущение и претензии?

- Думаю, что тут кого-то просто страшат масштабы и растущее влияние религии в нашем обществе. Некоторые, возможно, боятся, что это кто-то намеренно запускает процессы исламизации Казахстана. Но это не так. Как ученый, много лет изучающий эту тему, могу сказать, что увеличение присутствия религии в жизни нашего общества носит объективный характер. Дело в том, что наш народ до сих пор «отыгрывает назад» 70-летний период атеизма, преследовавшего за религиозные взгляды вплоть до смертной казни и ссылок, и теперь возвращается к своему естественному уровню практики веры, которая соответствует традиционной культуре и истории казахов. Это может вызывать беспокойство лишь у тех, кто считает, что атеизм и светскость это - синонимы. Должен разочаровать таких, потому что светскость – это всего лишь равноудаленность государства от всех религиозных течений и направлений, когда государство не вмешивается в дела религий, воспринимая их равноправными.

Сегодня господствующей в мире формой взаимодействия демократического государства с религией является признание им роли религиозных институтов, как важных конструкций общества, с которыми власти вступают в тесное взаимодействие в рамках традиционных для своей культуры и истории направлений. Условно в научной практике мы называем это «пассивная светскость». Основа пассивной светской политики заключается в плодотворном взаимодействий институционализированных форм религии с государством и обществом, а не их противопоставление, как это диктует радикальная форма светскость – лаицизм.

То, что мы сегодня в Казахстане видим, как критики выступают против Ислама в целом, требуя ограничить работу Муфтията, но обязывают его при этом еще более эффективно противостоять проникновению нетрадиционных религиозных воззрений, это сравнимо с тем, чтобы требовать от людей получать меньше, а работать больше. Но так не работает ни экономика, ни институциональные механизмы даже в области духовности. Все эти последние критические выпады в мажилисе и соцсетях сегодня угрожают прежде всего институционализированным структурам традиционного мусульманского сообщества – мечетям, муфтияту, а не неформальным структурам нетрадиционных направлений, которые в жизни общества вообще практически не участвуют.

Потом не стоит удивляться, если авторитет традиционных мусульманских институтов на фоне агрессивной исламофобской кампании будет снижаться, перечеркивая годы кропотливой работы по продвижения ханафитского Ислама в Казахстане.

Если мы вспомним проявления насильственного религиозного экстремизма в Казахстане в первой половине прошлого десятилетия, то очень важно отметить, что они стали возможны именно на фоне тогда еще совсем слабого Муфтията, а также вследствие недоработок профильных государственных структур. Только дальнейшая институционализация и укрепление ДУМК за счет продуманной стратегии и разработки научно обоснованных и преемственных исторически традиций и школ позволят его сотрудникам и далее занимать подобающие роли олдерменов, духовных авторитетов своих локальных сообществ и общин различного уровня, вместо того, чтобы выполнять совершенно несвойственные им роли «пожарной команды» по разубеждению закоренелых преступников-экстремистов.

- Что же Вы предлагаете делать дальше, чтобы сохранить в стране религиозный мир и спокойствие?

- Наиболее рациональным выходом из этой ситуации является внедрение тесного взаимодействия государства и общества с институционализированными религиозными течениями, либо поддержка их институционализации с целью создания стабильных, работающих механизмов удовлетворения религиозной нужды в обществе и взаимодействия религиозных членов общества с остальными. В рамках Ислама в Казахстане институционализированные институты Ислама это – мечети, Духовное управление мусульман, религиозные учебные заведения, которые могут выступать базой для полноценно интегрированного в жизнь гражданского общества Ислама.

Отдельно замечу, что это не будет никаким покушением на Конституцию РК, нам не нужно отменять запреты на создание религиозных партий, например. Здесь идет речь о том, как именно будет реализовываться светский характер государства – в противостоянии или во взаимодействии с религией. Даже в профильном законе о религии уже был отражен особый статус, который имеют для Казахстана ханафитский Ислам и православное христианство. Вот его преамбула: «Настоящий Закон основывается на том, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским государством, подтверждает право каждого на свободу совести, гарантирует равноправие каждого независимо от его религиозного убеждения, признает историческую роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа, уважает другие религии, сочетающиеся с духовным наследием народа Казахстана, признает важность межконфессионального согласия, религиозной толерантности и уважения религиозных убеждений граждан».

Нравится это кому-то или нет, но сегодня только ДУМК может выступать базой для полноценно интегрированного в жизнь гражданского общества Ислама, но для этого Муфтият должен быть усилен в рамках конкретных стратегии развития.

- Хорошо, цели понятны, а задачи? Как это может быть реализовано практически?

- Сегодня нашему государству необходимо искать новые способы поддержки и укрепления ДУМК, если оно стремится к тому, чтобы религиозный вопрос в стране был фактором стабильности, а не риска. Несмотря на то, что где-то со стороны может показаться, что ДУМК занимается только ритуальной стороной общественной жизни мусульман, на самом деле эта структура играет важную стабилизирующую роль в Казахстане, занимаясь невидимой со стороны работой по сплочению верующих на здоровых принципах уважения к законодательству, Конституции и органам власти.

 

Однако сейчас ДУМК ограничен в возможностях и выступает не как полноценный партнер политической власти, даже в сравнении с другой крупной институциализированной религиозной структурой в Казахстане – Русской православной церковью (РПЦ). Кстати, если продолжить эту аналогию, мы видим, насколько больше в той же России политические власти доверяют РПЦ, предоставляя ей высокую степень духовной и даже хозяйственной автономии, взамен, получая безоговорочную поддержку и стабильность в религиозной сфере. Точно также и у нас государство, на мой взгляд, должно не зажимать и контролировать, а поддерживать и развивать Духовное управление мусульман Казахстана.

Конечно, для этого и у ДУМК должна быть новая четкая стратегия развития, с конкретной целью, а не простая реализация задачи по «насихату» («наставлениям» - Прим.Авт.).

Другое дело, что нам еще только предстоит правильно оценить вклад в стабильность наличие в нашей стране единого мусульманского института, как ДУМК. Во многих странах как мусульманских, так и западных, проблема отсутствия стабильных религиозных институтов в качестве партнера для государства, стремящегося стабилизировать религиозное поле, далеко не решена, нам же подобная структура осталась в известной мере «в наследство». И теперь вопрос лишь в том, как ей продолжать успешно развивать свою деятельность соответственно запросам современности, и далее укрепляя свое положение в качестве авторитетного и стабилизирующего института нашего общества. И это, на мой взгляд, сегодня самое важное - донести до всех казахстанцев то, что только сильный, уважаемый религиозный институт может стать по-настоящему твердой опорой и гарантом безопасности светского характера государства и общества в Казахстане.

Мы должны четко понимать, что основу стабильного развития внутренних процессов, включая успешное строительство политической нации в Казахстане может составить именно здоровый баланс между национальным и религиозным началом.

- Понятно. Ну, а как вы предлагаете реформировать ДУМК для улучшения его работы?

- Тут будет правильно говорить не «реформировать», а поступательно и далее совершенствовать его работу. Структура и форма ДУМК уже сложились в нашей стране, и они состоялись, если можно так сказать. Если говорить о конкретике, то среди первых мер, которые бы смогли укрепить положение Муфтията, мне видится усиление непрерывной системы духовного образования: от среднего и среднего-специального до высшего и научного (post-graduate) на базе медресе, курсов по повышению квалификации имамов и Университета Исламской культуры Нур-Мубарак. Кроме того, Муфтиятом обозначены планы открытия новых научно-исследовательских религиозных центров, которые бы могли значительно укрепить аналитический, научный потенциал традиционного Ислама в Казахстане, тем более что для этого есть не только организационная, но и мощная методологическая основа в виде центрально-азиатской школы богословия.

Думаю, нам также нужно совершенствовать деятельность существующих Медресе, дополняя их программы светскими специальностями, чтобы они готовили конкурентоспособных личностей, которые могли бы стать после учебы не только имамами, но и инженерами, врачами, специалистами в области IT и других специальностях. В этой связи в качестве опыта можно обратиться к системе образования, которая была в известных казахско-турецких лицеях. Думаю, авторитет имама усилился бы если помимо религиозных знаний он обладал бы широким научным горизонтом, имел бы интересы в других областях – особенно в науке и технологиях. Не открою Америку, если скажу, что в истории многие выдающиеся исламские богословы были, кроме как религиозными учеными, еще и выдающимися представителями других сфер нашей жизни – бизнесменами, докторами, путешественниками, инженерами.