Шейх, сеид, ахунд, ходжа, эфенди: кто такие?
Система исламских религиозных титулов довольно сложна и запутана. Главным образом, по той причине, что после распада Арабского халифата единого культа во главе с одним человеком не было. Но я все-таки постараюсь ответить на этот вопрос и рассказать об основных духовных званиях.
Слово «шейх» в арабском мире изначально означало то же самое, что на Кавказе «аксакал»: старейшина, старший человек – само по себе это понятие означает процесс старения. Затем так стали величать глав племен, а потом и князей, которые владели иногда достаточно большим государством. В конечном счете, в крупных исламских державах шейхами называли членов царской семьи – тех, которые не обязательно сядут на трон. Почти стазу параллельно это звание стало использоваться в мире ислама. Как правило – для титулования известных знатоков исламского вероучения. Шейхами также называют святых, праведных людей, основателей исламских школ и толков, особенно суфийских тарикатов. Это слово могло использоваться также и к женщинам – членам царской семьи и знатокам Корана.
У пророка Мухаммеда было много жен, но дети родились только от двух из них. Все они, кроме Фатимы, ушли из жизни в достаточно раннем возрасте. Никто, кроме нее, не оставил потомства. Тем не менее, именно от этой женщины происходят все современные потомки Мухаммеда, которые носили титул сейид (или сеид – «вождь», «господин») либо шериф («знатный», «благородный») – если они происходили от Хасана, одного из ранних правителей Арабского халифата. Поскольку звание передавалось как по мужской, так и по женской линии, таких людей было довольно много. Обычно они занимались распространением веры в тех или иных странах. И каждое, даже не очень большое исламское государство, стремилось, чтобы в нем были свои сеиды. Исторически они обладали определенными привилегиями: платили меньше налогов, могли помиловать преступника, освобождались от телесных наказаний и т.д. Сеидами были не только представители знати или правящей династии, но и вполне обычные, даже небогатые люди.
Ахун (или ахунд) – это высший титул, которого может достичь исламский ученый. Он применялся в неарабских странах, особенно в Иране и Азербайджане, Российской империи, частично – в Афганистане, Индии и Пакистане. Это звание является примерным аналогом арабского титула кади – так именовали назначенных правителем судей. Ахунд по своему положению был старше имама мечети и примерно равен имаму области. Со временем звание устарело, было заменено другими и сейчас сохранилось только в форме фамилий. В частности, у азербайджанцев широко распространена фамилия Ахундов.
Титул «ходжа» имеет персидское происхождение и переводится примерно, как «уважаемый человек». В исламском мире он может использоваться в двух смыслах. Так могли называть потомков мусульманских миссионеров, которые были ответственны за распространение ислама в тех или иных регионах и странах. Кое-где так звали любых людей, которые возводили свой род к арабам. Либо же так величали важных чиновников феодалов, учителей.
Слово «эфенди» изначально имеет греческое происхождение и означает, примерно, «начальник». Но затем с подачи Османской империи оно стало использоваться сначала как вежливое обращение к высокопоставленным людям – это было то же самое, что русское «сударь», французское «месье», английское «сэр». Но затем этот смысл был почти утрачен, и этот термин начал применяться в качестве дворянского титула и духовного звания в тех или иных исламских странах. А конце концов, так стали величать либо исламских священнослужителей, либо просто людей с высшим образованием.