Гендер и религия: права человека, идентичности, Центральная Азия

Важно понимать гендерное равенство (А) через призму пяти характеристик прав человека: 1. универсальность [принадлежат всем, принцип —“не дискриминировать”]; 2. принадлежность всем, они неотъемлемы, не могут быть отняты; 3. неделимость, 4.взаимосвязанность, 5. неотчуждаемость; (Б) также через призму ценностной/ аксиологической основы прав человека — универсальности чести и достоинства человека или онтологически равноценной чести и достоинства каждого человека. Это означает, что какими бы ни были наши различия — есть что-то, что принадлежит всем людям, что можно найти во всех людях — это наша природа человека. Эта реальность не отменяет того факта, «истины», что каждый из нас уникален (права человека признают и защищают уникальность каждого). Основы принятия универсальности чести и достоинства человека или онтологически равноценной чести и достоинства каждого человека есть в каждой культуре и мировой религии. Через эту призму следует рассматривать Ислам и другие религии, также культуры народов ЦА.

Девять основных международных документов по правам человека

1. Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, 1969 г.;
2.Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966 г.;
3.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, 1966 г.;
4.Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), 1979 г.;
5.Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращенияи наказания, 1984 г.;
6.Конвенция о правах ребенка, 1989 г.;
7.Конвенция о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей, 1990 г.;
8.Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений, 2006 г.;
9.Конвенция о правах лиц с ограниченными возможностями, 2006 г.
НА КАКОЙ КОНЦЕПЦИИ/ФИЛОСОФИИ ОСНОВАНЫ ВСЕ ЭТИ ДОКУМЕНТЫ?основные цели - недискриминация, устранение дискриминации и защита универсальности человеческой чести идостоинства
Все эти документы основаны на так называемой натуралистической, философской или моральной концепции прав человека.

Tеоретическая обоснование современной концепции универсальности прав человека (натуралистическаяили морально-философская концепция прав человека)-1

Все основные документы по правам человека основаны на натуралистической или морально-философской концепции прав человека (или онтологической) (всего 4 названия).-Натуралистическая концепция прав человека подразумевает, что: “права человека - это (1)моральные права, которыми (2) обладают все люди, (3) всегда и везде, (4) просто в силу того, чтоони люди, и (5) соответствующие носители обязанностей по соблюдению прав человека - это всеюридические лица, государства и дееспособные люди в соответствующих обстоятельствах.-Юридические документы, как международные, так и внутренние, только подтверждаютсуществование права человека и берут на себя обязательства по их защите и развитию.-Следует различать ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРАВА: если право человека (н-р,право на свободу убеждений или право на здоровье, право на здравоохранение (не идентичны!))является неотъемлемым от нашей сущности быть человеком, то юридическое право является результатом определенного нормативно-правового акта (н-р, покупка или аренда)

Теоретическая обоснование современной концепции универсальности прав человека (натуралистическаяили морально-философская концепция прав человека) -2

-Права человека (1) универсальны [принадлежат каждому], (2) неотъемлемы, (3) неделимы [всекатегории прав человека подобны стенам одного здания, если обрушиться одна стена, то зданиене может оставаться целым], (4) взаимосвязаны / взаимозависимы и (5) неотчуждаемы[непередаваемы другим и от них нельзя отказаться].-Права человека принадлежат всем, независимо от расы, этнического происхождения, языка,пола, гендера, религии или политических взглядов. Другими словами, права человека присущивсем людям в бытность их природе быть человеком.-Права человека не “предоставляются” государством или конституцией. Государство,конституция только признают и обязуются защищать права человека как уже существующиетолько в силу того, что мы - люди. Но с другой стороны, права человека юридическигарантируются законом, защищающим как отдельных граждан, так и группы людей от(действий) государства и других лиц, которые могут угрожать или нарушать эти права - правачеловека.

Современная концепция универсальности прав человека (особенности)

-Современная концепция универсальности ПРАВ ЧЕЛОВЕКА - важный этап в развитиичеловечества с точки зрения эволюции идей / концепций / идейного развития, можно сделатьаналогию с изобретением глобальной сети (универсального интернета) в технических науках.-Универсальность прав человека это не абстрактное философское или западное, или европейскоепонятие. Это ответ на универсальность современной модели государства, также на вызовысовременной рыночной экономики.-Современная концепция универсальности прав человека носит структурный характер и не должна рассматриваться как продукт какой-либо цивилизации или культуры.-Принципы / ценности прав человека (1) направлены на изменение правовой практики иофициальных норм / институтов, (2) также на изменение неформальных норм и понятий.(распространенные в обществе, часто противоречащие закону, такие как расизм, клановость,патернализм, дедовщина, жесткие патриархальные или матриархальные понятия и т. д.)-Права человека постоянно развиваются, не статичны, а динамичны.

Логика (менталитет) ПРАВ ЧЕЛОВЕК

ниверсальность человеческой чести /достоинства является
ценностной/
аксиологическойосновой современной концепции прав человека.-Понятия “права человека” и “человеческое достоинство” связаны таким образом, что одноневозможно объяснить без другого. Хотя среди ученых и ведутся интенсивные споры о том,как определять человеческое достоинство (и о природе обоснования человеческогодостоинства как основы прав человека), можно выделить базовый минимальный стержень накотором ученые, придерживающиеся различных доктрин, могут согласиться — человеческоедостоинство означает “что каждый человек обладает внутренней ценностью просто потому,что он/а человек», и что «эта внутренняя ценность должна признаваться и уважатьсядругими».
 —Не может быть вынесено судебное решение или принято административное решение, противоречащееценностям и принципам прав человека.

Универсальность прав человека и культурное, религиозное многообразие(indigenous культуры)

Во 1-х, основы принятия универсальности чести и достоинства человека или онтологически равноценнойчести и достоинства каждого человека есть в каждой культуре и мировой религии. Через эту призму следует рассматривать Ислам и другие религии, также культуры народов ЦА.
Права человека следует толковать в рамках создания «полноценной личности» или же достижения“целостности человеческой личности”. В наше время “целостность человеческой личности” - выражается впринятии и осознании того, что каждый/каждая из нас обладает присущей всему человечествууниверсальной честью и достоинством, что он/она — личность, способная к раскрытию своих способностей(самореализации) и достижения целостности своего физического, эмоционального, психологического исоциального благополучия (это созвучно с определением понятия здоровья ВОЗ).
Во 2-х, в культурах коренных народов (местная/indigenous культура) одной из целей было обеспечение“целостности человеческой личности” в соответствии с требованиями времени и контекстом, условиямитого общества. И по кой мере методы достижения этой цели развивались согласно новым вызовам, этикультуры развивались.
Одним из фактором, сломавших процесс естественной эволюции коренных народов (местных/indigenousкультур), стал колониализм и последующая колониальность. Кстати, суждение, гласящее, что якобы “у нассамобытная (читайте “экзотическая, аборигенная”) и НЕИЗМЕНЯЕМАЯ идентичность (fixed, frozenidentity)” — это колониальная идея. Произошел процесс само-ориентализации, автоориентализм, self-racialization.

Взаимосвязь между универсальностью /всеобщностью прав человека и культурными/местными особенностями исамобытностью, деколонизация

Достижение “целостности человеческой личности” периодически должно переосмысляться в связи с новыми вызовами иизменениями условий жизни. То есть каждая локальная (коренная культура) культура может эволюционировать и расти всоответствии с глобальными вызовами и требованиями 21 века (народная мудрость гласит “каждые 50 лет - новоеобщество” (елу жылда ел жаңа), “среди традиций есть как служащие людям, так и устаревшие” (дәстүрдің озығы да бар,тозығы да бар), критический анализ многих казахских пословиц и архаичных социальных норм сделанных Абаем в 19-мвеке; феномен практического “насха” в Исламе (естественное отмирание норм, чуждых требованиям и нормам развитияличности и общества, н-р, рабство, наложницы и др), критическое переосмысление религиозных и социальных нормДжадидами в ЦА и прогрессивной интеллигенцией Алашординцев среди казахов.-Это является на данный момент деколониальной позицией. Культурно-цивилизационный рост, культурный “апгрейдинг”совершает деколониальная интеллигенция, которая в период колониализма, постколониализма и неоколониализма, включаянаше время, не принимала колониальное суждение о якобы “самобытных (в смысле “экзотических, аборигенных”) иНЕИЗМЕНЯЕМЫХ идентичностей, также отвергала расистское суждение об иерархиях языков и культур.Одна из обязанностей современной интеллигенции ЦА создать баланс между универсальностью и локальностью,универсальностью прав человека и уникальной индивидуальностью/локальностью местных ЦА-их культур иидентичностей.Для этого необходима деколонизация сознания, образования, культуры и религии.

Логика понимания гендерного равенства (универсальность чести и достоинства человека илионтологически равноценная честь и достоинство каждого человека)

Важно понимать гендерное равенство (А) через призму пяти характеристик прав человека: 1. универсальность[принадлежат всем, принцип —“не дискриминировать”]; 2. принадлежность всем, они неотъемлемы, не могутбыть отняты; 3. неделимость, 4.взаимосвязанность, 5. неотчуждаемость.(Б) также через призму
ценностной/
 аксиологической основы прав человека
 
 — универсальности чести идостоинства человека или онтологически равноценной чести и достоинства каждого человека.Это означает, что какими бы ни были наши различия — есть что-то, что принадлежит всем людям, что можнонайти во всех людях — это наша природа человека. Эта реальность не отменяет того факта, «истины», чтокаждый из нас уникален (права человека признают и защищают уникальность каждого).-Но у всех нас одинаковая человеческая природа. В нерелигиозных традициях говорится, что все мы имеемодинаковое биологическое эволюционное происхождение и являемся представителями одного и того же вида.В религиозных традициях объясняется, что человек был создан из «души» или путем вселения «души» отБога. Это значит, что в каждом из нас есть божественное.И это — [будь то религиозная или светская, агностическая, атеистическая позиция] общее, единое для всехлюдей основа/ядро (онтологическая одинаковость) — об уважении универсальной или онтологически равноценной чести и достоинства каждого человека.

Права человека женщин

-Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. (статья 1 Всеобщей декларации правчеловека)- Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеютправо на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и откакого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации. (статья 7 ВДПЧ).По сути, права женщин связаны с признанием и защитой прав человека женщин, хотя некоторые эксперты разделяют между «правами человека женщин» и «правами женщин».Самым серьезным препятствием для развития во всем мире является не голод и не болезни, а дискриминация инасилие в отношении женщин и девочек по признаку пола. (ООН)- «Каждый день я сталкиваюсь с проблемой дискриминации, связанной с моим полом ... Тяжело жить в обществес“паттернами/шаблонами” мышления и гендерно-культурными стереотипами, принимающими женщину не как[полноценного] человека, а как машину для уборки, приготовления пищи, секса и рождения детей. Но, преждевсего, я человек (!), а потом уже чей-то ребенок, дочь, сестра, жена и так далее… » (Анонимный студент, 2 курс,дискуссия в ходе курса “Права человека” )

Права женщин и универсальность прав человека, вызовы релятивизма

-Права женщин являются основными объектами критики и неприятия сторонников релятивистскогоподхода/ релятивности прав человека (то есть относительности прав человека), которые не могутвсецело принять универсальность прав человека и, как правило, ссылаются на“культурную”/“религиозную самобытность”, “национальный код” и т.п.-Принцип, согласно которому женщина является субъектом права, имеет правомочность и являетсяактивным субъектом сама по себе, при этом обладает равными правами, является основной идеейправ женщин. Это фундаментальный отход от патриархальных культурных и религиозных норм.-Права женщин постепенно получают признание во многих частях мира, и, несмотря на всемирноепринятие важнейших пактов о правах человека, история успеха прав женщин как ключевого вопросаправ человека далека от завершения, и релятивистский подход к правам человека является одним изсамых больших преград для развития или отступления от прав человека женщин.

Права женщин и универсальность прав человека, Ислам

На сегодня, в основном, традиционная и консервативная мусульманская аппроприация (присвоение) Ислама способствует распространению утверждений релятивистского подхода к правам человека женщин в ЦА.-Однако, патриархальные консервативные исламские интерпретации - это результат временных и других процессов,отражающих специфическое распределение власти (или силы) в обществе. И есть много ученых и школ в Исламе, которыефокусируются на универсальности прав человека и гендерном равенстве: Например,
современнаяшкола “макасид” ("макасид ал-шариа”), которая призывает во всех толкованиях следовать общим целям Ислама, средикоторых справедливость, универсальность чести и достоинства человека, освобождение от гнета и порабощения (гендерноенеравенство и патриархальность принимаются как гнет и несправедливость) являются одними из самых важных;
методология «прогрессивного манхаджа» (интерпретационная методология) или исламский феминизмИсламский феминизм отличается стремлением к эгалитаризму, «деконструкции» (критическому переосмыслению) тех мусульманских традиций и хадисов, которые противоречат основополагающим принципам Корана, провозглашающимонтологическое, моральное и этическое равенство представителей рода человеческого. В самом широком смыслеисламский феминизм – это своеобразная религиозная платформа борьбы за права женщин и женственность как таковую. Его представительницы выступают, в частности, за пересмотр патриархального толкования концепции «человеческаячесть», которое зиждется на «контролировании поведения женщин», а не на гендерном равенстве. Впрочем, дляпостсоветских странах исламский феминизм пока еще очень экзотичен.

Домашнее насилие

-Домашнее насилие - серьезное нарушение основных прав человека и может быть определено как любое поведение (нетолько физическое насилие),
целью которого является получение власти и контроля
 над супругом, партнером, илиблизким членом семьи.- Домашнее насилие, особенно если оно происходит в результате физического насилия, является тяжелымпреступлением, и правовые системы большинства демократических стран преследуют виновных в этом преступлении.- Домашнее насилие, как таковое, являетсяприобретенным поведением (приобретенным в социальной среде).-Криминализация домашнего насилия со стороны государства и надлежащее преследование такого нарушения правчеловека необходимо для искоренения данной проблемы.Домашнее насилие в странах ЦА остается острой социальной проблемой, часто скрытой, поскольку многие женщиныхранят молчание из-за давления и стигматизации со стороны семьи/родственников, культурных (неформальных) норм,неэффективности полиции и судебной системы, отсутствия надлежащих правовых норм (слабые законы)

Харассмент

Харассмент – это нарушение личных границ и субординации, приставания, унижение и нарушение неприкосновенности частной жизни.Харассмент (устр. домогательство) - это форма дискриминации, которая включает любое нежелательное физическое (например,прикосновение, похлопывание, щипание) или словесное поведение/голосовые сигналы (н-р, посвистывания, унизительные идискриминационные комментарии, пошлые или оскорбляющие комплименты, неоднозначные намеки) или пристальные взоры/взгляды и др.-Сексуальный харассмент - наиболее отягчающая и серьезная форма. Девушки и женщины часто сталкиваются с сексуальнымидомогательствами. Например, согласно исследованию, проведенному в нескольких странах на Ближнем Востоке и в Северной Африке, отсорока до шестидесяти процентов женщин заявили, что когда-либо подвергались уличным сексуальным домогательствам (в основном,сексуальные комментарии, преследование или “пристальный взгляд”/ ogling), и от тридцати одного до шестидесяти четырех процентовмужчин признали, что когда-либо совершали подобные действия.Харассмент – это про власть. Поэтому часто домогательства происходят в ситуациях, когда один человек зависит от другого: руководитель иподчиненный, преподаватель и ученик, проводник поезда и пассажир или же таксист и пассажир.К слову, из-за увеличения домогательств на работе Международная организация труда при ООН приняла конвенцию против харассмента на работе (New international labour standard to combat violence, harassment at work)Как понять, что я подвергаюсь харассменту? Нужно помнить, что харассмент – это психологическая атака на вас. Если вы почувствовали себянеуютно от непрошенных комплиментов или предложений вашего босса вместе поужинать, скорее всего, это и есть харассмент. (Central AsianBureau for Analytical Reporting)

Причины, лежащие в основе пренебрежения правами женщин, в частности, связанные с харассментом

Восприятие человеческой чести и достоинства, основанное на универсальности прав человека, еще не принято со стороны большинства вобществе. Это восприятие подразумевает универсальность человеческой чести и достоинства для всех полов.B] Вместо этого существует сильное наследие патриархальной концепции/понимания чести. Другими словами, ментальное и культурное наследиеконсервативно/патриархального дискурса пронизывает понятие чести и достоинства. Патриархальный гендерный дискурс основан на трех столпах:1) традиционная/патриархальная маскулинность [может подразумевать идею - овладеть «женским телом» - женщина рассматривается как объектоценки маскулинности]; 2) гендерная оппозиционность [н-р, четкие гендерные роли] и 3) патриархальная концепция чести (это важно дляпонимания причин домашнего насилия).= патриархальная концепция чести тесно связана с идеей контроля “сексуального" поведения женщинГ] Советская политика [1] сделала этничность - «национальностью», что противоречит сегодняшним правам человека и представлениямполитологии; [2] поместила центральноазиатские этнические группы [которые изображались как нации] в «особые корзины» с фиксированными«качествами», где патриархальные и патерналистские качества стали «характерными особенностями» определенной этнической группы (как былоотмечено выше, эта идея о неизменяемых идентичностях — колониальная) . Другими словами, в результате того, что некоторые «характеристики»закрепились как «национальные центральноазиатские», некоторые патриархальные, гендерные дискриминационные нормы и представления,эйджизмы стали представляться как, якобы «присущие” определенным этническим группам, то есть “национальностям”.Д] Слабые законы или отсутствие законовЕ) Влияние Гулаг-культуры, советской криминальной субкультуры, которая по сути была мизогинистической.

Необходимость развития гармоничного общества и полноценного человека

- Необходимость гуманизировать отношения
Активисты прав женщин и представители феминистических движений должныпопытаться подчеркнуть и проблемы связанные с правами человека мужчин.
Патриархальные нормы, токсичная маскулинность, культ силы и культурадоминирования не дают возможности полноценного развития мальчикам, юношам имужчинам, более того, все это дегуманизирует мужчин, ведет к болезням, страхам,фобиям, сокращает жизнь, снижает качество жизни и психологически-эмоциональное идуховное благополучие.

Права мужчин и встречающиесяпроблемы -1

-Мужчин часто травмировают с раннего детства. Ко всем детям нужноотноситься с добротой и родителям стоит принимать их как людей cеще развивающимися эмоциями (вредная социальная норма гласит, чтомальчики не плачут… это о человеческих эмоциях и развитиисочувствия). По-прежнему существует ошибочное мнение (вредное сточки зрения детской психологии), что отцы должны обращаться сосвоими сыновьями «c должной суровостью, жесткостью».
-Мужчины часто становятся жертвами сердечных приступов,повышенного кровяного давления, различных фобий и многих другихзаболеваний (в большей степени, чем женщины
- это социальносконструированная проблема, являющаяся результатом вредныхсоциальных норм, таких как суровое воспитание, которое включаетнасильственные методы).
- Во многих странах у мужчин меньше продолжительность жизни ивыше уровень инвалидности, и они, как правило, менее счастливы, чемженщины. (это также социально сконструированная проблема,возникшая в результате вредных социальных норм).

Права мужчин и встречающиеся проблемы- 2

- Мужчины обязаны работать на опасных работах (например, в горнодобывающем секторе), где следовалобы автоматизировать производство в наши дни.-Молодые люди - это основная группа, подлежащая призыву (человек, который вынужден служить ввооруженных силах даже в 21 веке) независимо от его собственного решения и планов, что означает потерювремени, энергии, здоровья и даже жизни.-Мужчины менее склонны посещать врачей, особенно психологов, из-за глубоко укоренившихсясоциальных норм и стереотипов.
Мужчины должны быть «добытчиками». Тот, кто не является хорошим «добытчиком, кормильцем»,подвергается стигматизации. Эта социальная нормасильна,особенно в традиционалистских обществах.Другой стороной этой социальной нормы является «несоблюдение прав женщин на самоопределение,самореализацию и развитие».-Существует проблема объективации мужского тела («форматы тела, высокий, сильный» и т. Д.)-Мужчины-подростки и молодые люди являются основными жертвами криминальной субкультуры,преступных группировок и образа жизни (множество факторов).

Права мужчин и встречающиеся проблемы-3

-Из-за распространения вредных для детской психологии социальных норм мальчики могут воспитываться ватмосфере, в которой некоторые человеческие эмоции не могут развиться. Это может привести к алекситимии («безслов о чувствах»), это означает, что человек испытывает огромные трудности в понимании, описании своих эмоций.
-Алекситимия - это черта личности, характеризующаяся субклинической неспособностью идентифицировать иописывать эмоции, испытываемые самим собой. Алекситимия - это когда человеку трудно определять и выражатьэмоции. Это не расстройство психического здоровья. Люди с алекситимией могут иметь проблемы с поддержаниемотношений и участием в социальной жизни.Алекситимия служит временной, хотя и тщательной, защитой от эмоциональной боли, посредством которой человекподавляет сознательное переживание страдания.
Типичное эмоциональное функционирование возобновляется, когдаутихает стрессор или угроза, или когда у человека развиваются более сложные навыки совладания с ситуацией-Алекситимия может привести к небезопасным стилям привязанности во взрослых романтических отношениях,поскольку у детей, у которых развивается алекситимия, могли быть родители, которые были амбивалентны,отвергали или были эмоционально недоступны
Ғалым Жүсіпбек (Алматы)
UCA, Школа SAGE (гендер и религия)