Влияние деструктивного религиозного самосознания на формирование противоправного поведения личности

Не секрет, что деструктивные религиозные организации нацелены на привлечение молодых людей, в качестве своих новых адептов. Ценности и нормы поведения, которые адепты усваивают в подобных общинах, негативно влияют на формирование и становление их структуры личности. 

Деструктивная религиозная организация осуществляет тотальный контроль мыслей, чувств, поведения,  сознания и социального окружения своих адептов. О деструктивной направленности религиозной общины можно судить по некоторым параметрам:

1. отсутствие вероучения, стабильного института священства, с  примитивностью мировоззрения;

2.  нетерпимое отношение к другим религиям;

3.  обожествление лидеров;

4. применение психологического и физического насилия для подавления личности адепта;

5.  отвержение критического мышления.

 

В деструктивных религиозных организациях используют приемы психологического давления на личность (изоляция от семьи, социального окружения; лишение сна, нехватка питания, формирование комплекса вины).

Миссионеры деструктивных религиозных общин включают в свою пропагандистскую деятельность различные методы:

- внушение через наставления;

- задаривание подарками;

- принуждение и наказание (запугивание, физические истязания, изоляция от сверстников);

- ежедневное чтение религиозной литературы;

- общение только с единоверцами;

- ограждение от «светской» жизни (ни кино, ни театра, ни художественной литературы).

 

Как отмечает психолог Т.Мухина, отсюда у ребенка формируются следующие психологические особенности характера:

 

1) немотивированная агрессивность, раздражительность, либо апатия ко всему;

2) безразличие к семье, школе, другим интересам;

3) отказ от пищи;

4) появление в речи религиозных терминов;

5) появление новых друзей в окружении.

 

Психолог В. Попов утверждает, что молодой человек с раздвоением сознания начинает ощущать ухудшение физического состояния, снижение адаптивных способностей, иммунитета, а также появление бессонницы, общей утомляемости, головных болей.

 

 Психологические негативные последствия могут выражаться в виде:

- нарушения личностной идентичности;

- высокого уровня ситуативной и личностной тревожности;

- депрессивного состояния, тусклости эмоционального фона;

- фобий;

- ЗПР (задержки психоречевого развития);

- потери автономности;

- ослабления способности самостоятельно  принимать решение в критических ситуациях;

- отчужденности, враждебности;

- трудности в общении.

Психологи выявили, что деструктивность в религии может породить у человека психологическое состояние фрустрации, предрасположенное к осуществлению противоправного деяния.  

Для совершения преступления человеку необходимы мотивы, условия, а также психологическое состояние, ориентированные на всплеск агрессии, жестокости извне. Данный фактор раскрывается в террологии, как синдром «Брейвика» (синдром террориста – одиночки).

 

Норвежский террорист А. Брейвик в 2011 году совершил в своей стране два теракта, в результате которого 77 человек погибли, 319 – были ранены. Террорист – одиночка взорвал машину с 500 –кг самодельной взрывчаткой у входа в здание Правительства г.Осло. В последующем, он направился в молодежный лагерь на острове, где хладнокровно расстрелял 77 студентов – спортсменов. Норвежские психологи стали изучать биографические данные А.Брейвика и узнали, что террорист воспитывался в неполной семье, в детстве занимал позицию «изгоя» среди своих одноклассников. Есть сведения, что он потерпел сексуальное насилие со стороны сверстников.  Психологическое состояние обиды, застреваемости на негативных переживаниях и ощущениях у А.Брейвика усугубилось под влиянием субкультуры популярной среди молодежи в Западной Европе.  

 

В знак протеста, громко заявляя о себе, террорист совершил ужасные преступления.  В совершении каждого преступления психологи ищут мотивы, в основном, формирующиеся в детстве, либо в юношеские годы.

 

Психологи подтверждают, что лицо, пребывающее в состоянии психологической неустойчивости, в частности, фрустрации (чувства неудовлетворенности собой, социальным статусом в обществе, отношением окружения), подвергается процессу саморазрушения личности, одержимостью какой – либо идеей.

 Психологи выявили следующие причины формирования преступного поведения у молодых людей:

1. духовно – нравственный кризис, проявляющийся присутствием признаков внутриличностного конфликта, состояния фрустрации;

2. вербовка адептов, в основном, осуществляется через социальные сети, Интернет;

3.  культ насилия и силы, пропагандирующийся в социальных сетях, негативно влияет на сознание и поведение молодых людей;

4. создание новых информационных технологий, вызывающих изменения в психике человека;

5. наличие травматогенных ситуаций в детстве у молодого человека (насилие, жестокое обращение к ребенку, дефицит родительской любви, внимания).

 

Таким образом, можно констатировать, что влияние деструктивных религиозных организаций чревато негативными последствиями для адептов, оказавшихся в «ловушке» у миссионеров. С этой целью необходимо периодически осуществлять профилактическую деятельность, в рамках организации лекций, семинаров, тренингов для молодежи, по предотвращению религиозного экстремизма, формированию толерантности к попыткам деструктивных религиозных организаций привлечь новых адептов в свои ряды. Наполнение кадров учреждений системы образования специальными навыками и знаниями проведения профилактически – предупредительной работы и введения ее в систему профессиональной деятельности педагогов и психологов школ, сузов, вузов, мы в состоянии осуществить.

 

Остается только учесть вопрос времени, которое не позволяет никому расслабляться и не прощает промедлений в столь важном вопросе, как сохранение психического здоровья и психологического статуса лиц молодого возраста.       


Шакимова Лола Сергеевна. Абдукеева Акмарал Сихымбаевна