Эксперт: Пропаганда радикализма в сети Интернет только усиливается
Еще пару лет назад мы узнавали об опасности религиозного экстремизма посредством новостных выпусков, и подумать не могли что с развитием информационных технологии люди смогут управлять общественным мнением посредством гаджетов и оказывать мощное психологическое воздействие находясь на большом расстоянии и при этом никак не контактируя с ними в жизни.
Сегодня практически все эксперты единодушны во мнении что в современном мире пропаганда религиозного экстремизма и терроризма в сети Интернет только усиливается и становится большой проблемой его нейтрализация.
Об особенностях пропаганды идей религиозного экстремизма в сети Интернет рассказала в интервью порталу «Kazislam.kz» психолог «Центр изучения и анализа проблем межконфессиональных отношений Карагандинской области» Сауле Мукан.
– Сауле Муратовна Вы согласны с мнением исследователей, утверждающих об усилении пропаганды экстремизма и терроризма в сети Интернет?
– Конечно, это неоспоримый факт. Уже в начале XXI века глобальная сеть Интернет стала основной площадкой информационной деятельности экстремистских и террористических организаций.
Экстремизм и терроризм были, есть и будут пока существует человечество. Но начало нового этапа развития идей и ее эволюция произошла посредством развития информационных технологий.
Сколько бы мы не говорили о больших возможностях Интернета есть и обратная сторона медали.Cегодня у любого человека у которого есть телефон, компьютер и возможность выхода в сеть Интернет может с легкостью создавать различные аккаунты на многих платформах одним кликом. Одним из первых кто осознал важность Интернета стали пропаганды террористических организаций и деструктивных течений.
Необходимо понимать, что это явление неслучайно и зависит от эффективности и удобства онлайн-распространения информации, возможности охватить большую аудиторию (общее количество пользователей Интернета – 4,54 млрд, на территории Казахстана – 19 млн.), независимо от географической концентрации.
– На какую целевую аудиторию ориентированы экстремистские организации?
— На сегодняшний день мы говорим об опасности религиозного экстремизма которой чаще всего попадается молодое поколение Казахстана. Это религиозный экстремизм в социальных сетях.
Целевой аудиторией экстремистских организаций является категория молодых людей от 16 до 29 лет, у которых не сформировалась устойчивая идеологическая точка зрения из-за влияния социальных, политических, экономических и других факторов.
Радикализация молодежи через Интернет – это глобальный процесс, в контексте которого социальные сети используются как стратегический инструмент пропаганды насилия и распространения радикальных идей. Используя социальные сети и инструменты таргета, лидеры международных террористических организаций определяют основные потребности своей аудитории и соответственно готовят материалы (качественный аудиовизуальный контент, мемы, комиксы, картинки, ванильные посты, стихи и т. д.).
– Каковы методы привлечения пользователей к запрещенному контенту?
– Экстремистские группировки используют все доступные возможности для вербовки новых сторонников, а именно:
— работа в социальных сетях, а именно покупка групп с большой аудиторией, с дальнейшим планом вербовки примерно 20-30% подписчиков;
– точечная работа с определенными лицами которые с большой вероятностью пойдут на контакт (заранее аккаунт проходит этап наблюдения и сбора информации);
– онлайн-игры; – бесплатные тематические форумы и различные курсы по саморазвитию и т.д.
Публикуемая информация подготовлена для конкретной целевой аудитории (закрытые чаты и группы в социальных сетях), а также для широкого круга пользователей.
Текущий анализ материалов и деятельности пабликов различных деструктивных течений и радикальных организаций позволяет говорить о росте качества и количества публикуемого контента информационно-пропагандистских материалов экстремистского направленности. Этот поток радикальной пропаганды сложно остановить.
– Есть ли меры чтобы снизить масштабы пропаганды экстремизма в сети и какова их результативность?
— Сегодня мир использует онлайн-пространство для борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом. К примеру, с начала текущего года специалистами нашего Центра изучения и анализа проблем межконфессиональных отношений Карагандинской области нами выявлено и отправлено на блокировку более 3 тысяч материалов.
Нами на постоянной основе ведется мониторинг социальных сетей на выявление деструктивного религиозного контента. Однако необходимо понимать, что одних запретительных мер недостаточно для снижения количества противоправного контента.
Поэтому специалистами Центра параллельно ведется контрпропагандистская работа в сети Интернет. Так с начала года центром распространено более 10 тысяч публикаций, направленных на формирование иммунитета к радикальной идеологии, а также дерадикализацию (видеоролики, текстовые материалы, информация новостных порталов, памятки, инфографики и т.д.).
Согласно исследованиям Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Женевского центра политики безопасности, эти методы делятся на две основные категории: контрпропаганда и медиа-информационная грамотность.
Методика медийно-информационной грамотности представляет собой комплекс программ, призванных предотвратить распространение идей религиозного экстремизма и развить у молодежи навыки критического мышления. Контрпропагандистская работа включает в себя большой спектр работ как создании программ, которые не только распознают экстремистскую информацию, но и помогают ее блокировать. Так же работа специалистов в неправительственных организациях, которые реализуют данное направления и проводят мониторинги.
Проблема профилактики религиозного экстремизма среди молодежи рассматривается прежде всего в рамках ответственности каждой семьи, общества и государства. Сотрудничество гражданского общества с государственными органами в этом направлении позволит добиться важных достижений.