Әл-Фараби Болатжан: Религиозный терроризм "заражает" мозги людей
Экстремизм и терроризм – два явления, тесно переплетенные между собой и представляющие серьезную угрозу для безопасности человечества. Они разрушают основы мирного сосуществования и подрывают стабильность в обществе. Эксперт, религиовед, докторант КазНУ имени аль-Фараби Әл-Фараби Болатжан в интервью NUR.KZ рассказал об опасности современного религиозного терроризма.
- Әл-Фараби Нұрбекұлы, для полного понимания, объясните нашим читателям разницу между терроризмом и экстремизмом? - Начнем с понятия "экстремизм". Это слово в переводе с латинского языка означает "крайний, чрезмерный". Иными словами, экстремизм – приверженность крайним взглядам или фанатизм. Под экстремизмом понимается разжигание этнической и религиозной розни, призыв к насилию, сепаратизм, свержение конституционного строя. Терроризм, в свою очередь, – это идеология насилия, акт воздействия на принятие решений государственными органами путем запугивания и вселения страха в сознание населения и властей. Цель терроризма – заставить власти принять определенные политические решения, а средство – запугать население с помощью насилия. Террористические акты осуществляются с помощью взрывов, поджогов и других действий, угрожающих смертью. Таким образом, говоря о разнице между экстремизмом и терроризмом, упрощенно можно сказать, что экстремист призывает к преступлениям, а террорист осуществляет эти преступления на практике, чтобы достичь целей, озвученных экстремистом. Между экстремистом и террористом - один шаг. По мотивам экстремизм и терроризм различают на политический, национальный и религиозный. Как бы то ни было, это насильственные преступления.
- Казахстан занимает принципиальную позицию в борьбе с экстремизмом и терроризмом. В нашей стране действуют законы по противодействию терроризму и экстремизму. Казахстан понимает важность коллективных усилий и принимает совместные меры по противодействию двух явлений, как в рамках Организации объединенных наций, так и в рамках таких региональных организаций, таких как Организация договора о коллективной безопасности и Шанхайская организация сотрудничества.
В своем очередном послании народу Казахстана президент Касым-Жомарт Токаев подчеркнул важность борьбы с экстремизмом и терроризмом. В частности, он упомянул, что в правовом государстве нет места преступлениям, в том числе деструктивной деятельности экстремистов и религиозных радикалов.
В Казахстане на республиканском и региональном уровнях действуют информационно-разъяснительные группы по профилактике религиозного экстремизма и терроризма, специалисты которых проводят лекции для различных слоев населения, предупреждая их о пагубности этих преступлений и разъясняя политику и законодательство Казахстана в религиозной сфере. Также в стране действует реабилитационный центр для жертв деструктивных религиозных идеологий.
- В Казахстане работают два закона о противодействии экстремизма и терроризма. Они играют ключевую роль в обеспечении безопасности государства и его граждан. Эти законы устанавливают четкие механизмы и процедуры для признания организации экстремистскими или террористическими, а также для запрета их деятельности на территории нашей страны. Признание организации экстремистской или террористической и запрещение их деятельности на территории Казахстана осуществляется в судебном порядке по заявлению прокурора.
- Я считаю, что необходима антиидеологическая пропаганда против экстремизма и терроризма и более активная просветительская деятельность. Населению нужно развивать критическое мышление, повышать эрудицию, преодолевать косность мышления и расширять кругозор. Во многих случаях даже те, кто выпускаются специалистами в сфере религии, обладают лишь небольшим понятийным аппаратом и узким кругозором, не владеют сравнительным анализом конфессий и религий. Речь не идет о поверхностном владении информацией, хотя бы по другим, но смежным дисциплинам, таким как право или политология. В этом отношении необходимо устранить пробелы в образовании. Кроме того, в Казахстане все еще нет светского института или центра исламоведения. Такое учреждение должно изучать ислам с научной точки зрения, применяя светские принципы. Это необходимо в связи с тем, что в настоящее время на повестке дня стоит вопрос об экстремизме и терроризме под видом ислама. Уже существуют чисто религиозные институты, посвященные исламу, но не хватает независимых светских институтов, которые могли бы найти баланс.
- Развивайте аналитическое, критическое мышление и всегда держите себя в руках. Что касается религии, то рекомендуется читать труды отечественных специалистов. Ведь иностранные проповедники могут заниматься различными маневрами, пропагандируя подрывные взгляды и продвигая чужую культуру и традиции. Не забывайте о своей гражданской и национальной идентичности.