Насколько необходимо светское государство для казахстанских мусульман? Мнение религиоведа
Религиовед Али Укенов рассказал, почему следует двигаться в направлении укрепления светских принципов, как Казахстану справляться с проблемой религиозного экстремизма, а также в каком направлении должно развиваться наше общество, передает агентство Kazinform.
Казахстан, будучи многонациональным и многоконфессиональным государством, регулярно сталкивается с уникальными вызовами. После обретения независимости религиозная жизнь в стране пережила настоящий бум. В то же время важным элементом стало повышение религиозной информированности населения, что привело к введению в 2004 году факультативного курса религиоведения для учеников девятого класса. А в 2016 году предмет «Светскость и основы религиоведения» уже стал обязательным и вошел в школьную программу. Популярна религия в Казахстане и у взрослого населения. По всей стране возводятся мечети, медресе, а также растет популяризация религиозных общин. Однако религиовед Али Укенов отмечает, что рост числа мечетей неожиданно создал серьезную кадровую проблему: для укомплектования мечетей требовалось большое количество подготовленных имамов.
— Это сделало религиозное образование центральным элементом развития ислама в стране. В настоящее время по всей стране действуют 2854 мечети и 357 молитвенных залов. Из них 21 центральная мечеть, 406 городских мечетей, 165 районных мечетей и 2262 сельские мечети. Это дополнительно создает вызов в финансировании религиозных учреждений, что является серьезной проблемой. Многие мечети и молитвенные залы строятся на пожертвования верующих и поддержке местных предпринимателей. Однако, с ростом числа мечетей возникают проблемы с их дальнейшим содержанием, оплатой коммунальных услуг и другими расходами, — говорит религиовед Али Укенов.
Таким образом, развитие религиозной инфраструктуры требует комплексного подхода. Нужно учитывать не только религиозные потребности населения, но и социально-экономические аспекты, чтобы обеспечить баланс и гармоничное развитие общества, отмечает эксперт. И в общей повестке нельзя никогда забывать про религиозный экстремизм, который при ненадлежащем контроле может проявиться в виде агрессивных ячеек с радикально настроенными участниками.
— Казахстан не столкнулся с серьезной проблемой религиозного экстремизма в период обретения независимости, но с 2005 года насилие со стороны экстремистов начало расти. Проблема экстремизма в Казахстане связана с влиянием Северного Кавказа, Афганистана и Пакистана, а также зоны боевых действий в Сирии и Ираке. Экстремистские атаки происходили в периоды экономических кризисов, таких как финансовый кризис 2008 года, который привел к террористическим и экстремистским явлениям 2011 года, и обвал цен на нефть в 2014 году, который привел к событиям 2016 года. Для борьбы с экстремизмом в Казахстане были приняты меры по усилению наблюдения за религиозной деятельностью, включая введение обязательной религиоведческой экспертизы и ужесточение законодательства в отношении миссионерской деятельности. Важно также отметить, что государство активно сотрудничает с международными организациями для обмена информацией и координации усилий в борьбе с экстремизмом, — резюмирует эксперт.
Религиовед Али Укенов убежден: казахстанским мусульманам нужно светское государство, чтобы иметь возможность быть мусульманами по убеждению и свободному выбору. А более либеральная модель светскости принесет нашей развивающейся стране долгосрочные преимущества.
— Такой подход укрепит гражданские права и свободы, создаст более инклюзивное общество и улучшит международный имидж страны. Либеральная модель светскости обеспечит гармоничное развитие общества и укрепит национальную стабильность и процветание. Подытоживая наш разговор, отмечу, что наше общество должно стремиться к балансу между уважением к религиозным убеждениям и принципами светскости. В частности, школы должны оставаться нейтральной территорией, где дети могут получать образование без давления или дискриминации по религиозным признакам. Важно уважать право родителей и детей на свободу вероисповедания, но при этом не нарушать светский характер образовательных учреждений, — заключил эксперт.
В таких «чувствительных» вопросах и задачах, несомненно, диалог между государством, образовательными учреждениями, родителями и религиозными организациями будет ключевым. И здесь каждому без исключения гражданину, мечтающему жить в стабильной стране, необходимо искать компромиссы, которые позволят сохранить принципы светскости, религиозные права и свободы граждан.
Материал подготовлен в рамках проекта ОЮЛ «Казахстанская Ассоциация Даму»