Религиозный экстремизм – угроза общества!

Религиозный экстремизм направлен на разжигание межрелигиозной, межконфессиональной розни, а также разрушение государственно-конфессиональных отношений. Религиозный экстремизм является одним из наиболее опасных явлений в современном обществе, который может быть обусловлен для обычного человека многоуровневым обманом, психологическим насилием и нередко финансовой кабалой. На тему религиозного экстремизма мы поговорили с религиоведом, специалистом столичного Центра изучения религий Нурсултаном Дихамбаевым.

Нурсултан Женисович, дайте определение понятию религиозный экстремизм?

В самых общих чертах, религиозный экстремизм, можно охарактеризовать как приверженность к крайним взглядам в вопросе религиозных ценностей, а также крайним методам реагирования и воздействия. Это отрицание традиционных устоев, присущих обществу, и одновременная пропаганда противоположных по сути идей и концепций.

Религиозному экстремизму могут быть подвержены как отдельные лица, так и целые организации.

 Чем обусловлено появление религиозного экстремизма у нас в стране?

Появление религиозного экстремизма, обусловлено появлением деструктивных религиозных течений как в нашей стране, так и на постсоветском пространстве было комплексом факторов. Во-первых, после семидесяти лет правления атеистической идеологии, постсоветское общество в значительной своей части, можно сказать было «духовно дезориентировано», следствием чего стало интенсивное и массовое распространение псевдорелигиозных движений, оккультных школ, религиозных образований нетрадиционной направленности.

Во-вторых, на распространении чуждой деструктивной идеологии положительно сказалось кризисное положение в экономическом, социальном и политическом плане. То есть данный процесс вызвал потерю чувства себя, затруднение в приспособлении к собственной роли в изменившемся окружающем мире. Люди остро ощутили пустоту жизни, потребность в духовной пище.

В-третьих, увеличился рост религиозного самосознания самих граждан, которые стали корректировать свой образ жизни в соответствии с религиозными нормами и ценностями, и нередко стали обращаться в поисках веры к совершенно неизвестным верованиям и религиозным образованиям.

Все это в совокупности, можно сказать явилось питательной средой и благодатной почвой для зарождения, распространения и развития религиозных организаций, деятельность которых нередко носила экстремистский и деструктивный характер. Таким образом, практически с начала 90-х г. XX века в Казахстан хлынул поток разнообразных религиозных учений, распространение которых практически не контролировалось. Новые религиозные движения успешно занимались миссионерской деятельностью до принятия 2011 г. нового Закона о религии.

Получается, религиозные организации, в том числе и деструктивные, до принятия нового закона о религии действовали беспрепятственно. Что изменил данный Закон?

Действующий Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» можно сказать определил точные рамки, в соответствии с которыми должна осуществляться деятельность, связанная с религией в нашей стране, а также упорядочил дальнейшую деятельность религиозных объединений в связи с нарастающей на тот момент угрозой терроризма и экстремизма, необходимостью противостояния деструктивным религиозным течениям.

Например, была разрешена деятельность только официально зарегистрированных религиозных объединений, а религиозные проповеди – могли звучать только в религиозных учреждениях, и специально отведённых для этого местах. Также согласно Закону, проповеди могли осуществлять только люди, являющиеся официальными представителями зарегистрированного на территории республики религиозного объединения, и сами прошедшие регистрацию в качестве миссионеров.

Кроме того, если говорить о литературе религиозного содержания, то её можно распространять только в строго отведённых местах, а именно культовых сооружениях, духовных организациях образования и в помещениях, определённых местными исполнительными органами.

Какую опасность несет в себе религиозный экстремизм?

Религиозный экстремизм разрушителен по отношению к естественному духовному, психическому и физическому состоянию личности, которые нередко осуществляют призывы к насилию, вседозволенности, к разжиганию межрелигиозной и межнациональной розни, побуждают к отказу от исполнения гражданского долга, семейных обязанностей, норм общественного порядка, соблюдения норм нравственности и морали.

Кроме того, опасность заключается в том, что последствия воздействия на личность, группу людей зачастую могут быть необратимыми. Гражданам неоднократно наносился вред физическому и психическому здоровью, вследствие чего развиваются различные заболевания, происходит разрушение нравственного облика человека, также не исключением являются факты суицида, убийства и т.д.

Также следует отметить то, что человеку наносится материальный ущерб, так как деятельность псевдорелигиозных организаций непосредственно связана с получением, материальной выгоды от ее членов (продажа квартир, иного имущества, вложение средств в развитие организации и т.д.). То есть можно сказать, что происходит завладевание сознанием человека с целью присвоения его имущества и денежных средств.