Эксперт: Сегодня угроза религиозного экстремизма в РК актуализируется в новом ключе

На совещании в Правительстве глава государства заявил о необходимости прославлять традиционный ислам и сохранить духовные ценности. Насколько этот вопрос актуален, почему религиозная сфера в Казахстане оказалась разделенной по интересам, что угрожает безопасности нашего государства – об этом и другом рассказал в интервью Vecher.kz профессор Египетского университета исламской культуры «Нур-Мубарак», директор Института геополитических исследований Асылбек Избаиров.

–  Асылбек Каримович, как вы думаете, почему Президент акцентировал внимание на религиозных вопросах? Потому что наше общество переживает духовный кризис или здесь какие-то другие причины? 

– На мой взгляд, Касым-Жомарт Токаев в первую очередь имел в виду духовное воспитание молодежи. Как он сказал, это очень важный вопрос и нельзя им пренебрегать, иначе мы можем утратить наши национальные традиции, поэтому и поручил акимам усилить работу в сфере религии, чтобы она не была пущена на самотек.

 

Во-вторых, говоря о важности прославления традиционного ислама, глава государства подчеркнул, что это следует делать в соответствии с мировоззрением нашего народа и развивать научно-теоретическую основу традиционного ислама. Я полностью поддерживаю главу государства в этих вопросах.

Как бы банально это ни звучало и как бы очевидно оно ни было, для перезапуска политической системы нам, кроме законодательных реформ, необходимо пересмотреть и идеологическую составляющую общественно-политических отношений, восприятия истории и реальности. Сегодня, когда говорят о «духе» нации, это прежде всего оживление ее потенциала, так сказать, внутренней деятельной энергии.

Наши соседи тоже активно начали этот процесс. Например, Узбекистан, чтобы обезопасить себя от внешнего геокультурного влияния, создал множество своих национальных, исламских образовательных центров и учреждений. В Самарканде, допустим, созданы Международный исследовательский центр имени имама Бухари и образовательное учреждение по подготовке мухадисов, в Маргилане – образовательный центр по подготовке муфакихов (знатоков фикха) и так далее.

– Почему у нас нет таких центров и нет ярких, известных, харизматичных богословов международного уровня?

– Действительно, несмотря на многолетние усилия существующих институтов религиозного образования, в Казахстане до сих пор нет аналогичных образовательных центров и, как вы говорите, ярких харизматичных богословов. Где их взять? Их можно подготовить в Центрально-азиатской школе богословия, и мы уже не первый год работаем над этим вопросом.

Важно понимать, что для формирования геокультурной идентичности и духовного суверенитета страны сегодня практически невозможно обойтись без традиций и учений Центрально-азиатской школы богословия, которая, скажем так, свободна от каких-либо политических амбиций и притязаний. Она имеет глубокий потенциал для гармонизации общества, углубления доверия и развития сотрудничества между светским государством, современным обществом, национальными культурами и религиозным сознанием. В этом заключается ее уникальность, поэтому мы и заточены сейчас на этой школе.

Современные геополитические события и конфликты в мире ведут к разрушению структуры действующих геокультурных и политических институтов, что закономерно формирует новые ценностно-идеологические ориентиры. В этой связи ожидаемо будут создаваться новые концепты, парадигмы и правила будущего культурно-политического порядка. Как я уже сказал, сейчас многие страны озаботились своей геокультурной идентичностью и духовным суверенитетом. В этом плане традиции и учения Центрально-азиатской школы богословия значимы и важны, особенно в преодолении мозаичности религиозного поля Казахстана, разделенного на разные сегменты «по интересам».

– Как так получилось, что религиозная сфера в Казахстане оказалась разделенной по интересам?

– Видите ли… Многие так называемые проповедники, религиозные авторитеты обучались за рубежом и, по сути, являются носителями инокультурных ценностей, что, на мой взгляд, является одной из главных причин разношерстности религиозного поля Казахстана. Обучение у них в основном шло в Турции, Ливане, Египте, Саудовской Аравии, Пакистане и других странах и в дальнейшем, как правило, не находило продолжения в теологических учебных заведениях Центральной Азии. Следовательно, их доктринальные установки не адаптированы к специфике и обстановке нашего региона.

– В последнее время в соцсетях периодически звучит критика в адрес Духовного управления мусульман Казахстана. Вы отслеживаете эту тенденцию? Насколько она обоснована, по-вашему?

– Да, я в курсе. На мой взгляд, критика в большей части не обоснована, предвзятая. Что ни говори, в целом ДУМК успешно справляется со своей главной функцией – институциональной консолидацией отечественной уммы и его деятельность при всех имеющихся недостатках является стабилизирующим фактором как на религиозном, так и внутриполитическом поле.

А сомнительная критика в такой тонкой и чувствительной сфере, как религия, является больше дестабилизирующим фактором. Я не говорю, что нельзя критиковать, но критика должна быть аргументированной, конструктивной, полезной. Однако вместо этого мы видим неприкрытый призыв превратить ДУМК в центр «развития исламской политической мысли в соответствии с современностью» и, более того, вывести его из-под контроля госструктур, якобы это рудимент советской системы. В совокупности получается антигосударственная политическая программа колоссальной разрушительной силы.

– Поэтому глава государства обращает сейчас большое внимание на укрепление традиционного ислама?

– Вы сами и ответили на свой вопрос. Как мы видим, такие проблемы постепенно нарастают и многие из них становятся опасной тенденцией. Здесь мне хотелось бы уточнить, какие именно угрозы существуют сегодня в отношении традиционного ислама и мировоззрения казахов.

Одной из угроз является деятельность тенгрианцов, которые, манипулируя выдуманными стереотипами, пытаются преподнести нашу историю как некий уникальный опыт, не имеющий аналогов, что приводит к стремлению мифологизировать прошлое, превращая его из наследия в политически ангажированную тему, в которой отражены текущие национальные комплексы и заблуждения. А изолированную таким образом историю легко исказить, легко навязать чуждые идеологические установки, что мы, собственно, и имеем сегодня в области неоязыческих культов, условно именуемых их адептами «тенгрианством».

Благодатной почвой для этого стало именно восприятие «истории казахов», изолированной от остальной части Центральной Азии, что позволяет «перетягивать» ее ближе к шаманским практикам сибирско-манчжурских народов, от которых мы, если смотреть целостно, стоим намного дальше, чем от наших мусульманских соседей, с которыми жили, как одна общность. И в этом смысле все попытки толковать народные обычаи, как свидетельство некоей «потаенной» языческой культуры, становятся тщетными, если рассматривать их в комплексе всего нашего исторического региона.

Эта видоизмененная и лживая подача нашей национальной истории и культуры в итоге может завести нас под чужие внешние проекты, обреченность на вторичность, квазисубъектность, следование чужим проектам и планам, и что самое опасное –  спровоцировать межрелигиозные конфликты.

Плюс к этому сегодня наблюдается новая активизация международной террористической структуры ИГИЛ (запрещенная на территории Казахстана организация. – Прим. Ред.), что может в разы увеличить угрозы и вызовы на религиозном пространстве страны. Горький опыт Алматы (лето 2016 г.) и Тараза (2011 г.) показывает, что даже террорист-одиночка способен нанести колоссальный ущерб безопасности общества. В этих условиях мы, конечно же, должны очень серьезно задуматься над вопросами безопасности государства и народа.

– То есть сегодня угроза религиозного экстремизма актуализируется в новом ключе?

– Совершенно верно. К уже имеющимся рискам касательно распространения радикальной идеологии добавляется целый ряд других проблем, связанных в основном с новыми вызовами и активизацией различных псевдорелигиозных групп, например, зацикленных на теме прихода мессии, исламского Махди.

Сегодня эти группы своей «облегченной версией» ислама завлекают большие массы адептов, которые становятся легким орудием политических манипуляций. Мы видим, как они, спекулируя на теме прихода Махди, постепенно политизирует религиозную тематику, втягивая различные, политически ангажированные личности и группы.

Все это может привести к печальным последствиям, поэтому Президент не зря сказал, что важно прославлять традиционный ислам, сохранять духовные ценности и в целом усиливать работу на религиозном поле. Это сейчас более чем актуально и своевременно.