Токаев высказался относительно неприемлемости чуждых религиозных идеалов, одевания в черное и проблем радикализма.

Означает ли это, что власть намерена ужесточить контроль над религиозной прослойкой населения?


Пожалуй, впервые президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев так категорично высказался о растущем уровне религиозности в стране. Вчера после Национального курултая он заявил, что “радикально настроенные неофиты пытаются навязать обществу чуждые религиозные идеалы, в том числе в виде архаичной формы одежды”. Токаев сказал, что это является “неприкрытым вызовом нашим традиционным устоям и ценностям”.

“Казахстан всегда будет толерантен ко всем вероисповеданиям, воззрениям и учениям, которые не подрывают нашей государственности и общественной морали. Но мы не можем и не будем идти на поводу тех, кто под влиянием западных и иных веяний продвигает чуждые для нашей культуры ценности, к тому же идущие вразрез с дуалистической основой мира”, - из текста выступления президента.
Значит ли это, что после долгих лет молчаливого согласия и игнорирования религиозного вопроса, государство теперь установит контроль над этой сферой и не допустит разгула религиозного радикализма и увеличения числа граждан, фанатично относящихся к вере?


Политолог Данияр Ашимбаев считает, что вчерашнее высказывание Токаева - это не новая позиция государства. Она озвучивалась и раньше. По словам эксперта, заявления президента не означают, что власть намерена “закручивать гайки”.

“Президент озвучил вещи, которые он проговаривал неоднократно. Просто сейчас стало более таким цельным тезисом. В контексте религиозного вопроса президент, во-первых, обозначил риски, связанные с тем, что религиозность стала противостоять национальным ценностям, менталитету казахского народа. Во-вторых, стала становиться фактором не только религиозного радикализма, но и общественно-социального регресса, упадка. Президент обозначил, что мы религию уважаем, но надо исходить из казахстанской модели прежде всего, более толерантной, более широкой и основанной на многовековых традициях. Понятно, что арабизация происходит активно на протяжении последних двух десятилетий. Но казахстанская модель ислама никогда не была догматической, во-вторых, урбанистическая модель, которая сложилась в советские годы, она во многом была построена на модернизации и отказе духовенства от многих норм, которые, скажем так, противоречили нормам политической жизни страны”, - говорит Ашимбаев.

Он считает, что растущий уровень религиозности среди казахстанцев стал отражаться на многих сферах, как образование, культура, политика и даже на семейно-бытовых вопросах.

“И всё это стало угрожать не просто в разрезе государства, а в целом общественной морали. Мы прекрасно видим и рост насилия, рост экстремизма, и противодействие образованию культуре и так далее. Президент высказался не против ислама в целом, а против тех форм, которые чужды нашего менталитету, нашей истории. Это, на мой взгляд, очень правильно чёткая своевременная постановка вопроса”, - отметил эксперт.

Ежегодно в Казахстане вспыхивают локальные конфликты на основе религиозных вопросов. Самый спорный вопрос - это ношение хиджабов несовершеннолетними школьницами. В этом году Министерство культуры и информации в лице министра Аиды Бабаевой наконец-то поставило точку в споре, четко озвучив позицию государства - девочки школьного возраста на уроки должны приходить в установленной правилами учебного заведения одежде, то есть в обычной школьной форме, без платков на голове.
“Вопрос хиджаба возникал и в нулевые годы. Просто некоторые чиновники периодически пытаются выдавать некие свои мнения за государственную политику, за что периодически получают по башке. Люди, склонные к радикализму, они часто подбрасывают вот такую тематику с тем, чтобы оказать давление на государство в очередной раз. Если сегодня стоял вопрос ношения хиджаба, то завтра они вполне могут поставить вопрос раздельного обучения мальчиков и девочек, потом поднимется вопрос изменения учебного плана в соответствии с религиозными догматами и так далее. Это всё звенья одной цепи. Если где-то есть слабина, то тут же там начинается провокационная информационная атака”, - говорит Данияр Ашимбаев.

По словам политолога, вероисповедание в Казахстане больше напоминает дань моде, нежели истинную веру. О чем свидетельствует резкий рост покрытых казахстанок и мужчин с явно выраженными атрибутами во внешнем виде, демонстрирующих их принадлежность к религии. Однако образ жизни некоторых из них, поведение и поступки явно диссонируют с их набожностью.

“У нас есть прослойка людей которые считают себе более религиозными чем остальные. На самом деле казахский ислам никогда не был каноническим. Если мы посмотрим, то ислам и любая другая религия не всегда соответствовали тем канонам, которые были заложены ещё 15-16 веков тому назад. Любая религия принимает местную форму, и из канона заимствует достаточно узкий сегмент, подходящий для местного менталитета. У нас же старшее поколение пытается заимствовать многоженство, особенно это касается престарелых чиновников и бизнесменов. А молодёжь, как мы видим, из религии заимствует бородку, хиджаб, платки, не понимая какие-либо духовные ценности. Даже у тех, кто считает себя глубоко религиозным, есть определённая каша в голове разноречивых противоречивых тезисов”, - считает эксперт.

По его словам, уровень религиозности в Казахстане постепенно начал расти еще в поздние советские годы на фоне урбанизации. Если раньше религиозность не вписывалась в кочевой образ жизни, то вместе с оседлостью в жизнь населения начали проникать религиозные обряды.

“Мы все понимаем, что религиозность касается не сколько духовности, а сколько обрядовости: свадьбы поминки, там где представители духовенства могли оказывать платные услуги. Это все маскируется под видом национальных традиций, поскольку тогда (в поздние советские годы) была мода на возрождение национальных традиций. На самом деле толком исследований никто не проводил, что является национальными традициями и к какому периоду, какая традиция соответствует. Есть поздние советские и ранние советские традиции, а также традиции кочевых времён, плюс специфика регионов”, - пояснил политолог.
Сейчас фанатичная религиозность затягивает молодежь, считает он. На это влияли и влияют мировые события, такие как, война на Северном Кавказе, в Афганистане, а позже в Сирии. А теперь ситуация в Палестине вызывает сочувствие у многих казахстанцев по отношению к братьям по вере.

“Мы же видим, что многие демонстрируют свою религиозность, у многих показная религиозность. Бородка и платки, они всем показывают, что они более духовные, чем остальные. А если так посмотреть, то манеры поведения их не отличаются от всех остальных. У определённой части населения - миролюбивая религиозность, есть и меньшая группа людей, у которых религиозность перерастает в фанатизм. Всё это не нужно смешивать в одну кучу, это разные грани одного явления. И мы видим по сути, что и в старом Казахстане, и в новом Казахстане есть чиновники, политики, придерживающиеся радикальных взглядов, с которыми государство периодически расстаётся. В том числе январские события показали, что для заговора через спецслужбы использовалась оргпреступность, мобилизованная по принципу религиозного радикализма. Это не о религии, по сути, это организованная преступность. У нас в силу низкого образования и культуры люди сами не понимают, что такое религия и как к ней относиться, поэтому многие стараются демонстрировать такую показную религиозность, чтобы не забивать голову лишними философскими вопросами”, - говорит Данияр Ашимбаев.