Cовет Европы. Что такое религия и убеждения?
Убеждения – это такое состояние ума, когда мы считаем что-то верным, даже если мы не уверены на 100%, что сможем это доказать. Каждый человек имеет убеждения, касающиеся жизни и того мира, в котором он живет. Убеждения, которые взаимно поддерживают друг друга, представляют собой систему убеждений, которая может быть религиозной, философской или идеологической.
Следующее определение из Википедии дает хороший обзор многочисленных измерений религии: Религия – это совокупность систем культуры, систем убеждений и мировоззрений, которые связывают человечество с духовностью и иногда с нравственными ценностями. Во многих религиях существуют устные придания, символы, традиции и священные тексты, которые призваны придать смысл жизни или объяснить происхождение жизни или Вселенной. Как правило, нравственность, этика, религиозные законы или предпочтительный стиль жизни основаны на содержащихся в религиях идеях о космосе и человеческой природе. […] Многие религии содержат определенный кодекс поведения, наличие служителей культа, а также определение содержания участия или членства в религиозной общине, жизни прихожан; предусматриваются регулярные собрания или службы с целью поклонения божеству или для молитвы, священные места (либо естественные, либо архитектурные) и/или священные тексты. Религиозная практика может включать также проповеди, прославление деяний Бога или богов, жертвоприношения, фестивали, праздники, состояние транса, посвящения, погребальные службы, брачные службы, медитацию, музыку, искусство, танцы, публичные службы и другие формы человеческой культуры. При этом существуют примеры таких религий, в которых некоторые или многие из этих аспектов структуры, веры или практики отсутствуют.1
Вера в духовное измерение жизни существовала с незапамятных времен. Многие человеческие общества оставили нам свидетельства их системы веры, будь то поклонение Солнцу, богам и богиням, познание добра и зла или же понятие священного. Стоунхедж, Будды Бамиана, собор Альмудена в Мадриде, Улуру в Элис-Спрингс, Бахайские сады в Хайфе, Фудзияма, священная гора Японии, Кааба в Саудовской Аравии или Золотой храм в Амритсаре – все они воплощают человеческий опыт духовности, отражают как объективную реальность, так и итог стремления человека к объяснению смысла жизни и нашей роли в мире.
В самом простом смысле религия описывает «отношение человека к тому, что он считает священным, святым, духовным или божественным»2. Это, как правило, сопровождается определенным сводом организованной практики, которая объединяет сообщества людей, разделяющих такую веру. Как указывалось выше, убеждения – это более широкий термин, который включает также «взгляды, отрицающие измерения существования за пределами этого мира».3
Религии и иные формы убеждений в нашем окружении влияют на нашу идентичность, независимо от того, считаем ли мы себя религиозными или духовными или нет. В то же время, другие аспекты нашей идентичности, нашей истории, нашего подхода к другим религиям и группам, которые рассматриваются как «иные», будут влиять на то, как мы сами толкуем эту религию или систему убеждений.
Какие религии существуют в вашей стране?
Религии и связанные с этим социальные и культурные структуры сыграли важную роль в истории человечества. Как и структуры ментальности, они влияют на то, как мы воспринимаем окружающий нас мир, и на те ценности, которые мы принимаем или отвергаем. Как социальные структуры они создают сеть взаимодействия и чувство принадлежности.
Во многих случаях религии становились основой системы власти и переплетались с ней. История, как древняя, так и недавняя, наполнена примерами «теократических» государств – христианских, индуистских, мусульманских, еврейских и иных. Разделение между государством и религией представляет собой недавнее явление и существует не везде: в Европе есть страны с официальными государственные религиями и с фактически государственными религиями. В большинстве случаев это не создает особых проблем, если это уравновешивается ценностями толерантности.
Статистические данные о приверженцах религии или веры никогда не могут быть точными, учитывая быстро меняющийся характер этого явления, а также тот факт, что многие люди еще живут в условиях, в которых нет свободы религии и убеждений. Поэтому нижеприведенные статистические данные призваны лишь дать пример многообразия глобальной картины. Эти цифры отражают оценку числа приверженцев наиболее распространенных религий4:
африканские традиционные религии и диаспора: | 100 млн. |
бахаи: | 7 млн. |
буддизм: | 376 млн. |
каодай: | 4 млн. |
традиционная религия Китая: | 394 млн. |
христианство: | 2.1 млрд. |
индуизм: | 900 млн. |
ислам: | 1.5 млрд. |
джайнизм: | 4.2 млрд. |
иудаизм: | 14 млн. |
неоязычество: | 1 млн. |
первобытно-коренные (религии племен, этнические религии или анимисты): | 300 млн. |
растафарианство: | 600 тыс. |
синтоизм: | 4 млн. |
сикхизм: | 23 млн. |
спиритизм: | 15 млн. |
тенрикё: | 2 млн. |
унитарианство-универсализм: | 800 тыс. |
зороастризм: | 2.6 млрд. |
Число лиц, придерживающихся светских взглядов, нерелигиозных, агностиков и атеистов, оценивается в 1,1 миллиарда.
Какие религии отсутствуют в этом списке?
Различные религии и верования давно существовали и в европейском регионе. На определенных исторических этапах Европа предоставляла убежище преследуемым религиозным группам и обеспечивала условия для многообразия и процветания различных религий и верований. В то же время европейские страны становились и жертвой фанатизма и «погрязали в религиозных войнах», таких как 30-летняя война (1618-1648), приведшая к уничтожению одной трети населения континента.
Злоупотребления религиозными догмами или споры вокруг них приводили к оправданию острых конфликтов и войн, к преследованиям и нетерпимости. Независимо от того, как мы воспринимаем это историческое наследие, в Европе существует множество религий и убеждений, и они воздействовали и продолжают влиять на наши общества. В этом смысле религии и убеждения – важные факторы, которые необходимо учитывать в отношении молодежи и молодежной работы, поскольку, прямо или косвенно, они влияют на идентичность молодых людей и на их чувство принадлежности.
Свобода религии или убеждений в документах о правах человека
Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.
Всеобщая декларация прав человека, статья 18
Позднее это было подтверждено в Международном пакте о гражданских и политических правах, а также в ряде имеющих обязывающий характер документов в области прав человека, таких как Африканская хартия прав человека и народов (статья 8) и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (статья 9).
Комитет по правам человека ООН подчеркивает, что эта свобода является «широко охватывающей и глубокой» и что она «включает свободу мысли по всем вопросам, личные убеждения и приверженность религии или вере, которая может исповедоваться индивидуально или совместно с другими людьми», что свобода совести должна быть равной свободе религии и веры, а защита должна обеспечиваться для «теистических, нетеистических и атеистических убеждений, так же как и право не исповедовать какую-либо религию или веру»5. Таким образом, в рамках этого права может быть защищена любая серьезная вера или убеждение – независимо от того, является ли человек сикхом, выступает ли он против охоты, или же он пацифист, мормон, вегетарианец или убежден в необходимости бороться с изменением климата.
При обеспечении этой свободы в международном плане исторически главное внимание уделялось религиозной свободе меньшинств. В наши дни законы, обеспечивающие свободу религии и убеждений, уже не сосредоточены на необходимости поддерживать статус-кво, для того чтобы не подрывать региональную безопасность, а отражают целый ряд проблем, в том числе и недискриминацию, обеспечение равенства и уважения достоинства. Оказание поддержки этой свободы имеет ряд как общественных, так и индивидуальных обоснований, ибо это предоставляет людям пространство для (открытых) высказываний, (энергичных) обсуждений и (свободного) выражения своих убеждений, которые они выбрали, как индивидуально, так и вместе с другими. Создание благоприятной среды для обеспечения этой свободы требует не только невмешательства по признаку религии или убеждений со стороны государства, но и позитивных мер для достижения и поддержания такой среды в обществе в целом. На практике это должно включать, например, возможность создания мест для выполнения ритуальных обрядов или для нравственного и религиозного воспитания.
Являетесь ли вы членом какой-либо религиозной общины? Как вы стали в ней участвовать?
Как и все другие права человека, эта свобода не должна быть «выше» по сравнению с другими свободами, и иногда возникает напряженность между ней и другими правами человека, такими как свобода выражения мнения и свобода слова, а также свобода от дискриминации по признаку пола или сексуальной ориентации.
Это отражается, например, в том, как построена статья 9 Европейской конвенции о правах человека: предусмотрена абсолютная защита свободы мысли, совести и религии, однако в отношении свободы исповедовать мысли, совести и религии предусмотрена лишь обусловленная защита – это не должно нарушать других прав человека.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод
Статья 9
1. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждение и свободу исповедовать свою религию или убеждение как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.
2. Свобода исповедовать свою религию или убеждение подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.
Свобода религии и убеждений – в том числе и свобода менять религию – имеет важнейшее значение для всех нас, в наших поисках смысла жизни, нашего полноценного развития, нашей идентичности и нашего выражения себя как членов общества или общин. Имеем ли мы твердое религиозное воззрение или убеждение или же мы не решили этого для себя, или же просто придаем мало значения религии или убеждениям – эта свобода важна для людей и тех обществ, которые они создают.
Вызовы свободе религии или убеждений и нарушение этой свободы
На протяжении всей истории религии многие религиозные и общественные характеристики глубоко укоренились в той среде, в которой исповедовалась определенная религия, и они нашли свое отражение в культуре и политике.
В религии уходят своими корнями многие литературные произведения, стихи, искусство и музыка, манера одеваться и форма организации совместной жизни. Религия оставила сильный след в культуре, что можно увидеть, например, во время церковных праздников, на празднествах, на брачных церемониях, во время похорон, при паломничестве, или же когда носят религиозные символы (например, в украшениях или в одежде) или прибегают к физическим операциям на теле, например, совершая обряд обрезания мальчиков.
Влияние религий может быть еще сильнее, когда страны принимают государственную религию или религиозную идеологию. В таких случаях религия и религиозные постулаты могут смешиваться с политическими, экономическими или социальными измерениями общества.
То, в какой степени свобода мысли, совести и религии позволяет отдельной практике общины верующих отличаться от остального общества, часто обсуждается в сообществах людей. В качестве примеров можно привести отношение к женщинам на руководящих постах в религиозной общине, традиционные церемонии с участием детей, законы, связанные с браком, разводом или похоронами, запрет на изображение божественных существ или иных религиозных фигур и т.д
В таких условиях органы, занимающиеся правами человека, будут критиковать ту практику, которая наносит ущерб этим правам, независимо от того, является ли это традицией для отдельных культур, народов или религий. Такая критика направлена не на культуру, национальность или религию как таковые, а является попыткой установить равновесие между правом человека на свою собственную религию и убеждения и другими правами человека, поскольку некоторые типы такой практики могут приводить к серьезным нарушениям прав человека. Вредная традиционная практика включает женское обрезание, желание иметь сына, а не дочь (что может привести к селективным абортам по признаку пола, к отказу от ухода за новорожденными девочками, дискриминации в образовании в пользу сыновей, дискриминации в питании), а также договорные или насильственные браки, браки среди детей, преступления, связанные с приданным, преступления, оправдываемые соображениями «чести», подавление или ограничение некоторых прав тех, кто не исповедует определенную религию, в пользу доминирующей религиозной группы в определенном сообществе, сегрегацию по признаку религии и т.д. Такие традиции несоразмерно больше затрагивают женщин и детей, потому что именно ссылки на традиции используются для обоснования дискриминации на основе пола и возраста. Кроме того, в некоторых случаях возникают ситуации, которые с точки зрения прав человека являются нарушениями человеческого достоинства, и они остаются непризнанными, о них запрещают говорить или они остаются безнаказанными. Некоторые виды такой практики основываются на религиозных заповедях; а тот факт, что они глубоко укоренились в культуре и традициях, еще больше затрудняет их искоренение. Перемен следует добиваться на основе изменений в законодательстве, образовании и благодаря повышению потенциала отдельных людей.
На протяжении всей истории религии играли важнейшую роль в создании ограничений на действия человека, для того чтобы защищать физическую и психологическую целостность или достоинство других людей. И хотя религиозные воззрения способствовали развитию осознания прав и достоинства человека, тем не менее, права человека, связанные с религией и убеждениями, не свободны от напряженности и противоречий, отраженных в документах в области прав человека, по сравнению с другими правами. Как было показано в отношении вредной традиционной практики, иногда убеждения или вера используются для того, чтобы оправдать очевидный физический ущерб людям, имеющий серьезные последствия для здоровья.
Дискриминация и нетерпимость по религиозным признакам или на основе убеждений
Религиозная нетерпимость может проявляться на разных уровнях: среди приверженцев одной религии (внутрирелигиозная нетерпимость); между одной религией или религиозными позициями и другой религией, что приводит к разнообразным конфликтам между отдельными людьми или группами лиц (межрелигиозная нетерпимость); в форме воинствующего атеизма или воинствующего теизма, нетерпимых к свободному выбору и практике других религий или к приверженности другим убеждениям; или в форме антисекуляризма.
Религиозную нетерпимость часто путают с ксенофобией и иными формами дискриминации; иногда это используется для оправдания дискриминации.
Большинство нарушений прав человека, связанных со свободой религии и убеждений, связаны и с дискриминацией. Дискриминация на основании религии или убеждений противоречит правам человека, однако с этим явлением каждый день по-прежнему сталкиваются многие люди в Европе. Тот факт, что религию и убеждения часто путают с культурой, национальностью и этнической принадлежностью, делает ситуацию еще более сложной, а также более болезненной на индивидуальном уровне: вы можете подвергнуться дискриминации на основании религиозной принадлежности, даже если вы и не исповедуете ту религию, с которой вас ассоциируют.
Дискриминация и нетерпимость оказывают негативное воздействие на общество в целом и прежде всего на молодежь, которая с ними сталкивается. Среди последствий можно отметить следующее:
- Низкий уровень самооценки
- Самоизоляция
- Внутреннее ощущение подавленности
- Отказ от участия в мероприятиях в школе
- Невозможность реализовать свой потенциал
- Вовлечение в экстремистские идеологии, проповедующие насилие
- Досрочный уход из школы
- Проблемы здоровья/депрессии6
Религиозная нетерпимость используется и для подпитки ненависти в вооруженных конфликтах и для их разжигания, причем не потому, что это причина конфликта, а так как религиозная принадлежность используется для создания разделительных линий, как это было продемонстрировано во время конфликтов на Балканах и на Кавказе. Последствия международного терроризма и «войн с террором» были особо разрушительными в Европе и за ее пределами, прежде всего потому, что религиозная нетерпимость перемешивается с ксенофобией и расизмом.
Ни у одной социальной группы, религии или сообщества нет монополии в сфере дискриминации. И хотя уровень защиты свободы религии и убеждений в разных государствах-членах Совета Европы весьма разнится, тем не менее, религиозная нетерпимость и дискриминация затрагивает в Европе всех и каждого.
Нетерпимость и дискриминация в отношении мусульман (исламофобия)
Особую озабоченность в ряде европейских стран вызывает подъем исламофобии, страха и ненависть в отношении ислама, что приводит к дискриминации в отношении мусульман и лиц, ассоциируемых с исламом.
Ислам является самой распространенной религией в Европе после христианства, и религией большинства населения в ряде государств-членов Совета Европы. Враждебность в отношении ислама как религии и в отношении мусульман, особенно после «войн с террором», выявила глубоко укоренившиеся предрассудки в отношении мусульман во многих европейских обществах. В силу того, что ислам воспринимается как религия, связанная только с терроризмом и экстремизмом, исламофобия усугубила негативное отношение к исламу и мусульманам, поскольку необоснованно распространяла отношение к воинствующему религиозному экстремизму и ультраконсерватизму на все мусульманские страны и на мусульман в целом. Такая нетерпимость и стереотипы в восприятии ислама имели разные последствия – от словесных или письменных оскорблений мусульман, дискриминации в школах и на рабочих местах и психологических преследований и давления до прямых нападений на мечети и отдельных лиц, особенно женщин, которые носят мусульманские платки.
В этом контексте определенную роль сыграли и СМИ, представляя иногда мусульман в искаженном виде, а периодически и распространяя о них негативные стереотипы и клевету.7 В этом контексте определенную роль сыграли и СМИ, представляя иногда мусульман в искаженном виде, а периодически и распространяя о них негативные стереотипы и клевету.
Как и в отношении других жертв дискриминации по признаку религиозной принадлежности, дискриминация в отношении мусульман может сочетаться с другими формами дискриминации и ксенофобии, такими как антимигрантские настроения, расизм и сексизм.
Шесть распространенных предрассудков в отношении мусульман
Они все одинаковы: мусульмане рассматриваются как одинаковые люди, несмотря на их гражданство, социальный класс и политические взгляды, а также независимо от того, исповедуют ли они свою веру и осуществляют ли религиозную практику.
Они все вдохновляются религией: считается, что самое главное для мусульман при любых обстоятельствах — это их религиозная вера. Поэтому если мусульмане участвуют в актах насилия, то предполагается, что это происходит из-за того, что их религия выступает за насилие.
Они совершенно «иные»: мусульмане рассматриваются как совершенно «иные»: к ним относятся как к людям, у которых мало, а может даже и вообще нет общих интересов, потребностей или ценностей с людьми немусульманского происхождения.
Они являются нижестоящими в культурном и нравственном отношении: мусульмане рассматриваются как нижестоящие в культурном и нравственном смысле и как способные на иррациональные и насильственные акты, как нетерпимые в своем отношении к женщинам, презирающие взгляды на мир, отличающиеся от их собственных, враждебно и отрицательно настроенные в отношении «Запада» без каких-либо на то оснований.
Они — это угроза: мусульмане рассматриваются как угроза безопасности, молчаливо или открыто симпатизирующие международному терроризму и склонные к «исламизации» тех стран, в которых они проживают.
С ними невозможно сотрудничать: в результате предыдущих пяти форм восприятия заявляется, что не существует какой-либо возможности для активного партнерства с мусульманами и с лицами другого религиозного или культурного происхождения.
Руководящие принципы для преподавателей в области противодействия нетерпимости и дискриминации в отношении мусульман, ОБСЕ/БДИПЧ, Совет Европы и ЮНЕСКО.
Антихристианские настроения (христианофобия)
Христианофобией называют любую форму дискриминации и нетерпимости в отношении отдельных или всех христиан, христианской религии или христианских обрядов.
Как и другие формы дискриминации, основанные на религии, антихристианских позиций могут придерживаться представители других религий – часто религии большинства – так же как и светских институтов. Враждебность в отношении христиан проявляется в нападениях на храмы, словесных оскорблениях, а в странах, где христиане составляют меньшинство, — в ограничениях на строительство храмов и иногда на сохранение церквей или монастырей.
Особую обеспокоенность вызывает увеличение количества нападений на христиан на Ближнем Востоке. В рекомендации Парламентской ассамблеи по этому вопросу содержится призыв, помимо прочего, к тому, что необходимо «поднимать уровень информированности о борьбе со всеми формами религиозного фундаментализма и манипуляции религиозными верованиями в политических причинах, что очень часто в наши дни является источником терроризма. Образование и диалог представляют собой два важных инструмента, которые могли бы содействовать предупреждению такого зла»8.
Антисемитизм
Антисемитизм – враждебность в отношении евреев как религиозной группы или меньшинства, часто сопровождаемая социальной, экономической и политической дискриминацией – это пример сочетания расизма и религиозной дискриминации.
И хотя часто прямыми мишенями антисемитизма являются евреи, сама мотивация дискриминации и насилия необязательно связана с иудаизмом как религией, а скорее с евреями как народом.
Доклады правозащитных организаций регулярно свидетельствуют о тревожном росте количества антисемитских актов, которые в некоторых странах сопровождаются открытыми антисемитскими заявлениями политического характера. Это включает и нападения на еврейские школы, «в ходе которых все чаще ученики-евреи подвергаются нападениям, преследованиям и получают травмы по пути в школу и из школы или в классе, в том числе и со стороны своих одноклассников. Учителя сообщают, что термин «еврей» стал популярным оскорблением среди молодежи».9 При этом антисемитизм не ограничивается экстремистскими кругами, а все больше становится основным течением.
В своей Рекомендации № 9 о борьбе с антисемитизмом, принятой в 2004 году, Европейская комиссия против расизма и нетерпимости рекомендует, помимо прочего, государствам-членам обеспечивать, чтобы на основании уголовного права предусматривались наказания за такие антисемитские акты, как:
- публичные призывы к насилию, ненависти, дискриминации, публичные оскорбления, диффамация и угрозы, направленные на лицо или группу лиц на основе их действительной или предполагаемой еврейской идентичности или происхождения;
- публичное провозглашение с антисемитской целью идеологии, которая унижает или оскорбляет группу лиц в связи с их еврейской идентичностью или происхождением;
- публичное отрицание, банализация, оправдание или симпатии в отношении Шоа и преступлений геноцида, преступлений против человечности или военных преступлений, совершенных в отношении лиц в связи с их еврейской идентичностью или происхождением;
- надругательства и профанация в антисемитских целях еврейской собственности и памятников;
- создание или руководство группой, которая распространяет антисемитизм.
Религиозная нетерпимость и дискриминация не ограничиваются антисемитизмом, христианофобией или исламофобией. Среди множественных форм дискриминации – непризнание некоторых религий и различное с ними обращение. Религии и системы убеждений могут быть, таким образом, запрещены, подвергаться преследованиям или жесткому контролю из-за их так называемого «сектантского характера» или из-за того, что у них мало последователей и поэтому они «незначительны».
Важно помнить, что свобода религии и убеждений включает право на то, чтобы сменить религию или право не быть приверженцем какой-либо религии или не заявлять об этом.
Что происходит, если вы решаете принять религию, которая отличается от религии вашей семьи и общины?
Несмотря на растущие и широко распространенные проявления религиозной нетерпимости, важно помнить, что религия и права человека полностью совместимы и что лишь рамки прав человека могут обеспечить свободу религии и убеждений для всех.
Действительно, история Европы полна примеров насилия и варварства во имя религии. Эти акты совершались в прошлом и продолжают совершаться в настоящем людьми, которые руководствуются не религиозными заветами, а своими определенными интересами.
К счастью, история и реальность нашего времени позволяет с оптимизмом оценивать живую картину религиозного многообразия: нет ни одного общества, которое было бы монорелигиозным, и нет единой системы мышления, которая бы доминировала, даже в наиболее экстремальных формах тоталитаризма. Кроме того, примеры людей, которые принимают друг друга, несмотря на религиозные различия, а часто и объединяются в условиях многообразия, намного более многочисленны, чем примеры нетерпимости.
Работа Совета Европы
В Белой книге Совета Европы о межкультурном диалоге «Жить вместе в равном достоинстве» (2008) признается, что широкий круг религиозных и светских концепций жизни обогатил культурное наследие Европы, а также отмечается важность межрелигиозного, внутрирелигиозного и иных форм диалогов для содействия взаимопониманию между разными культурами.
Там же подчеркивается, что Совет Европы «будет оставаться нейтральным в отношении различных религий и при этом защищать свободу мысли, совести и религии, права и обязанности всех граждан, а также соответствующую автономию государства и религии».10
Содействие религиозной толерантности и межконфессиональному диалогу является одним из приоритетов и молодежной политики Совета Европы. В ходе мероприятий, организованных в рамках кампании «Все различны – Все равны» в 2007-2008 годах, были разработаны рекомендации и планы действий по продвижению межрелигиозного диалога в европейской молодежной работе, в том числе Стамбульская молодежная декларация о межрелигиозном и межкультурном диалоге в молодежной работе12 и План действий, принятый в Казани13. Все эти документы подчеркивают важнейшую роль молодежи и молодежных организаций в содействии переменам во имя религиозной толерантности.
Для более подробной информации см. «Религиозное многообразие и межкультурное образование», учебное пособие для школьников, изданное Советом Европы.11
Сфера образования может стать и областью напряженности в отношении прав человека, связанных с религиями и убеждениями, поскольку в ряде случаев содержание образования подвергалось критике как ограничивающее свободу религии и убеждений, или в случаях, когда религиозные символы, используемые в школах или учащимися, приводили к конфликтам. В то же время образование является одной из наиболее важных сфер жизни, где можно противодействовать стереотипам и предрассудкам. В этом духе БДИПЧ, Совет Европы и ЮНЕСКО опубликовали Руководящие принципы для преподавателей по противодействию нетерпимости и дискриминации в отношении мусульман14. Этот документ призван оказать поддержку учителям, преподавателям по подготовке учителей, экспертам в сфере образовательной политики, а также неправительственным организациям, занимающимся неформальным образованием, в их работе против исламофобии.
Религия и убеждения в Европейском суде по правам человека
Дело «Фольгеро (Folgerø) и другие против Норвегии» (2007)
Дело «Фольгеро (Folgerø) и другие против Норвегии» (2007) Родители обратились в Суд в Страсбурге и выиграли дело, которое состояло в том, что дети не обязаны посещать обязательные религиозные занятия по одной конкретной христианской конфессии. Суд постановил, что государство нарушило статью 2 Протокола № 1, которая предусматривает, что «никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении функций, которое оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и такое обучение, которое соответствует их религиозным и философским убеждениям».
Дело «лаутси (Lautsi) против Италии» (2011)
Дети г-жи Лаутси посещали государственную школу, где в классе на стене висело распятье, что она сочла противоречащим принципу светскости, в духе которого она хотела воспитывать своих детей. Она пожаловалась в Суд на нарушение статьи 9 (свобода мысли, совести и религии) и статьи 2 Протокола № 1 (право на образование).
Суд постановил, что нарушения не было; он счел, в частности, что вопрос о религиозных символах в классах является, в принципе, вопросом, относящимся к сфере усмотрения государства, при условии, что решения в этой области не будут приводить к какойлибо форме индоктринации и что нет ничего, что указывает на нетерпимость властей в отношении учеников, исповедующих другие религии, неверующих или придерживающихся нерелигиозных философских убеждений.
Дело «Эрсеп (Ercep) против Турции» (2011)
Данное дело касалось отказа заявителя, который принадлежал к числу свидетелей Иеговы, отказавшегося по соображениям совести от военной службы, – проходить военную службу, за что впоследствии он был осужден. Суд установил нарушение статьи 9 и нарушение статьи 6 (право на справедливое судебное разбирательство). Он призвал Турцию принять законодательство о лицах, отказывающихся проходить военную службу по соображениям совести, и внедрить альтернативную форму службы.
Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств также защищает религию как один из аспектов идентичности меньшинств, предусматривая, что «стороны обязуются поощрять создание благоприятных условий, позволяющих обеспечить лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, возможности поддерживать и развивать свою культуру, а также сохранять основные элементы их самобытности, а именно: религию, язык, традиции и культурное наследие» (статья 5), и запрещает насильственную ассимиляцию.
Религия и убеждения в работе с молодежью
Религия является тем вопросом, с которым молодежь сталкивается в своей повседневной жизни дома, в обществе, на работе или в школе. Молодежная работа может помочь сделать религиозные различия фактором культурного обогащения для молодежи, вместо того, чтобы это становилось источником конфронтации, прежде всего благодаря воспитанию взаимного понимания, толерантности и принятия различий.
Независимо от того, работают ли молодежные работники на местном, региональном или международном уровне, им необходимо анализировать потенциальную роль и влияние религии и убеждений в процессе любого мероприятия, а также при планировании задач своей деятельности. Хорошей стартовой площадкой является принятие многообразия; если основываться на многообразии, то это станет источником эффективного продолжения всей деятельности. Все больше молодежных организаций активно работает в области межрелигиозного диалога, поощряя диалог между равными и исходя из самокритичного подхода к своим собственным религиозным традициям с целью повысить уровень взаимопонимания.
Учет различий в вере во время работы с группой, до и после мероприятия, может с самого начала способствовать созданию более благоприятной атмосферы в группе. Знания о ритуалах и практике разных религий могут быть весьма полезными и важными для эффективного проведения и успеха молодежных мероприятий. Учет правил питания, места и времени молитв, религиозного календаря и повседневной практики разных религиозных групп (например, шаббата, пятничных молитв, рамадана, воскресных служб, праздников) может помочь организаторам международных мероприятий создать уважительную и мирную атмосферу, а также избегать проблем при проезде, планировании и обеспечении эффективности мероприятий. Столь же важны особенности места проведения деятельности и ожидания в отношении окружения, поскольку все это важно для проявления уважения к потребностям участников группы.
Степень внимательности к религиозному многообразию в группе создаст определенное позитивное и стимулирующее отношение и породит любопытство в отношении религиозной практики и верований других людей. Это может также помочь укрепить взаимное уважение и понимание, содействуя преодолению любых сильных предрассудков, связанных с религиозными верованиями и практикой.
Какое значение имеет религиозная толерантность в вашей работе с молодежью?
Большой объем молодежной работы связан с различными конфессиями; существует много молодежных организаций, созданных по конфессиональному признаку. Молодежный сектор Совета Европы тесно работает со многими международными молодежными организациями, созданными по конфессиональному признаку, и поощряет сотрудничество между ними. В учебных сессиях и подготовке в Европейском молодежном центре регулярно участвуют такие организации, как:
- Экуменический Совет молодежи Европы
- Европейский альянс YMCA
- Европейский молодежный совет Бахаи
- Европейское братство христианской молодежи
- Европейский союз еврейских студентов
- Форум европейских мусульманских молодежных и студенческих организаций
- Международная федерация католических молодежных организаций
- Международное движение католической сельскохозяйственной и сельской молодежи Европы
- Международные молодежные католические студенты – Международное движение католических студентов
- Исламская конференция молодежного Форума за диалог и сотрудничество
- Молодежный форум Пакс Кристи
- Syndesmos – Всемирное братство православной молодежи
- Альянс «Сириак юниверсал»
- Европейская ассоциация молодых женщин-христианок
- Всемирная студенческая христианская федерация
Некоторые из этих организаций собрались в рамках Европейского молодежного форума и создали Конфессиональную группу молодежных организаций для того, чтобы учиться друг у друга, продвигать многообразие и бороться с дискриминацией и ненавистью. Собравшись под эгидой Европейской организации по подготовке между сверстниками, Европейского союза еврейских студентов, Экуменического Совета молодежи Европы, Форума европейских мусульманских молодежных и студенческих организаций, Международной федерации католических молодежных организаций Organisations, Молодежного форума Пакс Кристи и Всемирной студенческой христианской федерации, в 2008 году группа экспертов подготовила набор инструментов по межрелигиозному диалогу в молодежной работе – «Жить совместно в вере». Данный набор инструментов, опубликованный Европейским молодежным форумом, содержит информацию о монотеистических религиях и в нем предлагается ряд методологий и мероприятий для понимания и преодоления предрассудков и стереотипов, связанных с религией, и для продвижения межрелигиозного диалога. Данный набор инструментов можно скачать с веб-сайта Европейского молодежного форума (www.youthforum.org) или же с веб-сайта сотрудничающих организаций.
Сноски
1 http://en.wikipedia.org/wiki/Religion (по состоянию на 9 июля 2012 года)
2 Религия (2007), Британская энциклопедия: www.britannica.com/eb/article-9063138
3 LindaWoodhead, with Rebecca Catto: «Religion or belief»: Identifying issues and priorities. Equality and Human Rights Commission, 2009, p. iii: www.equalityhumanrights.com/uploaded_files/research/research_report_48__religion_or_belief.pdf
4 Основные религии мира по количеству приверженцев: www.adherents.com/Religions_By_Adherents.html
5 Замечание общего порядка 22 Комитета ООН по правам человека по статье 18 МПГПП.
6 ОБСЕ/БДИПЧ, Совет Европы, ЮНЕСКО, Руководящие принципы для преподавателей в области противодействия нетерпимости и дискриминации в отношении мусульман, 2011.
7 ОБСЕ/БДИПЧ, Совет Европы, ЮНЕСКО, Руководящие принципы для преподавателей в области противодействия нетерпимости и дискриминации в отношении мусульман, 2011. www.fairuk.org/introduction.htm
8 Рекомендация 1957 (2011) Парламентской ассамблеи Совета Европы о борьбе с насилием против христиан на Ближнем Востоке.
9 ОБСЕ-БДИПЧ и Яд Вашем, «Об антисемитизме: Почему и как?», Пособие для преподавателей, 2007.
10 Совет Европы, Белая книга о межкультурном диалоге «Жить вместе в условиях равного достоинства», утверждена министрами иностранных дел стран-членов Совета Европы на их 118-ой сессии министров (Страсбург, 7 мая 2008 года), стр. 23, можно скачать по ссылке: www.coe.int/t/dg4/intercultural/Source/Pub_White_Paper/White%20Paper_final_revised_EN.pdf See also San Marino Declaration of 2007
11 www.coe.int/t/dg4/education/edc/Source/Pdf/Coordinators/2006_14_CDED_ReligiousDiversity.pdf
12 «Стамбульская молодежная декларация о межрелигиозном и межкультурном диалоге в молодежной работе», симпозиум по межрелигиозному и межкультурному диалогу в молодежной работе, Стамбул, Турция, 27-31 марта 2007 года: www.coe.int/t/dg4/youth/Source/Resources/Documents/2008_Istanbul_Declaration_en.pdf
13 «Казанский план действий», Международный европейский форум «Межкультурный диалог и его религиозное измерение», Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация, 30 ноября – 4 декабря 2008 года: www.coe.int/t/dg4/youth/Source/Resources/Documents/2008_Kazan_Action_Plan_en.pdf
14 Руководящие принципы для преподавателей в области противодействия нетерпимости и дискриминации в отношении мусульман, ОБСЕ/БДИПЧ, Совет Европы, ЮНЕСКО, 2011: www.coe.int/t/dg4/education/edc/resources
Источник: Совет Европы