Более эффективный подход к противодействию «Братьям-мусульманам»
Вместо того чтобы объявлять террористической всю организацию, администрации Трампа следует сосредоточить внимание на угрозах национальной безопасности, исходящих от отдельных подразделений и организаций «Братьев-мусульман», особенно от тех, которые финансируют ХАМАС.
1июня гражданин Египта совершил антисемитское поджог с применением зажигательной смесинападение на группу мирных протестующих-евреев в Боулдере, штат Колорадо. В социальных сетях указывалосьчто обвиняемый в нападении поддерживал «Братьев-мусульман», что побудило законодателей в Вашингтоне призвать к признанию этой организациитеррористической — вопрос, который администрация Трампа активно рассматривала с начала своего первого срока. Этот вопрос получил законодательное оформление в виде законопроектов в Палате представителей США и Сенате, которые требуют от администрации предпринять этот шаг.
Движение без единого лидера
Несмотря на недавние события, признать всё движение «Братьев-мусульман» иностранной террористической организацией (ИТО) оказалось непросто. Хотя с момента своего создания в Египте в 1928 году «Братья-мусульмане» создали отделения по всему миру, в том числе ХАМАС, они не действуют как централизованная, единая организация. В августе государственный секретарь США Марко Рубио сказал что, хотя “Братство” вызывает "серьезную озабоченность", процесс назначения FTO застопорился из-за юридического требования, чтобы правительство США изложило свою позицию и “продемонстрировало [свою] работу” суду. (Некоторые сторонники широкого определения отметили, что правительства других стран, включая Объединенные Арабские Эмираты, Иорданию и Египет, пошли на этот шаг, но Соединенные Штаты имеют — и должны поддерживать — более высокие правовые пороги и более строгие внутренние проверки.)
Теоретически президент мог бы направить против "Братьев-мусульман" новый отдельный указ, но администрация США, похоже, явно хочет действовать в рамках существующих контртеррористических органов, чтобы подчеркнуть опасность "Братьев". Включение группы в список унаследованных органов, нацеленных на Организацию освобождения Палестины, как предлагается в законопроекте Сената предлагает, противоречит реальности, согласно которой у ООП есть централизованное руководство, в то время как у "Братьев-мусульман" его нет.
Законным и продуктивным первым шагом было бы включение в список особо опасных глобальных террористов (ООГТ) тех связанных с «Братьями-мусульманами» организаций, которые предоставляли финансирование или другую материальную поддержку ХАМАС, — активность, которая резко возросла после террористической атаки группировки на Израиль 7 октября 2023 года. Администрация могла бы также ввести санкции в отношении тех немногих отделений «Братьев-мусульман», которые действительно занимаются терроризмом, следуя практике президента Трампа в его первый срок. Сегодня под санкции, скорее всего, попадут ещё больше отделений.
Организации «Братьев», финансирующие терроризм, как ЦУР
Администрация Трампа должна внимательно изучить деятельность любых организаций, связанных с «Братьями-мусульманами», которые оказывали поддержку ХАМАС, что является незаконным в соответствии с законодательством США. Такой подход давно назрел. В 2015 году в докладеправительство Великобритании обвинило «Братьев-мусульман» в «преднамеренном, сознательном и открытом» взращивании и поддержке ХАМАС, в том числе в содействии его финансированию. В докладе также подчеркивается сохраняющаяся связь между ХАМАС и отделениями и организациями «Братьев-мусульман» по всему Ближнему Востоку.
Такие связи стали ещё более очевидными после нападения ХАМАС 7 октября. В сентябре 2024 года в отчётеправительство Израиля пояснило, что ХАМАС создал «сеть активистов и организаций» в Западной Европе, многие из которых связаны с «Братьями-мусульманами». Действительно, война между ХАМАС и Израилем стала кладезем информации о деятельности различных группировок, подпадающей под санкции.
Материалы, собранные Израилем в туннелях и офисах ХАМАС в секторе Газа, скорее всего, позволят установить личности многих виновных. Например, несколько месяцев назад Израиль объявил, что документы, найденные в секторе Газа, свидетельствуют о прямых связях между ХАМАС и «Народной конференцией палестинцев за рубежом» (НКПЗР), которую Израиль признал связанной с ХАМАС и охарактеризовал как организацию, связанную с «Братьями-мусульманами». По данным Израиля, НКПЗР «выступает в качестве представителя ХАМАС за рубежом, фактически действуя как посольство ХАМАС». Власти Иордании отметили аналогичную тенденцию среди организаций, связанных с «Братьями-мусульманами» в королевстве. После запрета «Братьев-мусульман» в апреле правительство Иордании в июле предприняло судебные действия против местных НПО, связанных с движением.
Узы, которые связывают: ХАМАС и «Братья-мусульмане»
ХАМАС и «Братья-мусульмане» были связаны с момента создания ХАМАС, когда в 1988 году в уставных документах организации ХАМАС был назван палестинским отделением движения. Впоследствии отделения «Братьев-мусульман» по всему миру, в том числе в США, создали организации для поддержки палестинского отделения. Ещё в 1988 году глава Палестинского комитета «Братьев-мусульман» отправился с Ближнего Востока на встречу с лидерами движения в Соединённых Штатах и создал Фонд помощи и развития Святой Земли (ФПС) в качестве основного американского инструмента для сбора финансовой и иной поддержки для ХАМАС. Министерство финансов США включило «Хезболла» в список организаций, связанных с ХАМАС, в 2001 году, а в 2008 году американский суд осудил её лидеров за предоставление группе миллионов долларов в качестве поддержки. В 2011 году Апелляционный суд пятого округа США подтвердил этот вердикт, указав на доказательства того, что после создания ХАМАС «Братья-мусульмане» поручили своим отделениям по всему миру создать так называемые «Палестинские комитеты» для поддержки ХАМАС из-за рубежа».
Члены «Братьев-мусульман» действовали по такому же сценарию и в других странах мира. В 2000 году, в начале второй палестинской интифады, лидеры ХАМАС создали Союз добра, глобальную организацию, для содействия финансовой деятельности ХАМАС за рубежом. Эту сеть, в которую входило более пятидесяти так называемых благотворительных организаций, много лет возглавлял влиятельный духовный лидер «Братьев-мусульман» Юсуф аль-Кардави. Министерство финансов США впоследствии включило в санкционный список как «Союз добра», так и многих его членов за их связи с ХАМАС. В своём включении в санкционный список ранее в этом году нидерландской неправительственной организации Министерство финансов подтвердило, что «Союз добра» по-прежнему активно работает и подчиняется «непосредственно военному крылу ХАМАС».
Есть множество свидетельств из других источников:
- В 2010 году Германия запретила деятельность немецкого отделения турецкой организации Internationale Humanitaere Hilfsorganisation (IHH), входящей в Союз добра, сославшись на то, что организация занималась сбором средств для ХАМАС. Израиль запретил эту группировку, которую он называет «близкой к „Братьям-мусульманам“», в 2008 году за связи с ХАМАС и депортировал активиста IHH с Западного берега за перевод средств организациям, контролируемым ХАМАС, в Хевроне и Наблусе.
- В 2019 году в рамках уголовного дела испанский суд указал на другую зонтичную организацию, в которой доминируют «Братья-мусульмане», — Федерацию исламских организаций в Европе — за её связи с ХАМАС. Суд установил, что в некоторых европейских странах федерация имела «тесные связи с ХАМАС и другими организациями, которые поддерживали ХАМАС».
- В июне 2025 года Министерство финансов включило в список «фиктивных благотворительных организаций» несколько организаций, связанных с «Братьями-мусульманами», за финансирование ХАМАС. Эти группировки широко представлены: указанные организации находятся в на Ближнем Востоке, в Африке и Европе, в том числе в Алжире, Ливане, Нидерландах, Катаре, Судане, Турции и Йемене.
Отделения «Жестокого братства» как FTO
Кроме того, ещё несколько отделений «Братьев-мусульман» могут быть внесены в список из-за их насильственных действий. Например, когда Иордания запретила отделение движения в апреле, это решение было принято после того, как против нескольких его членов были выдвинуты обвинения в организации и планировании террористической атаки. Другой пример — ливанское отделение «Братьев-мусульман», «Аль-Джамаа аль-Исламия», и его боевое крыло «Силы аль-Фаджр». Это подразделение осуществляло ракетные обстрелы по Израилю в координации с «Хезболлой», а также тесно сотрудничало с ХАМАС в Ливане.
Тем не менее многие другие отделения «Братьев-мусульман» уже давно стараются избегать насилия, понимая, что, переступив эту черту, они подвергнутся ещё более тщательному контролю со стороны правительства и наказанию. Указание на отделения «Братьев-мусульман», причастные к террористическому насилию, может предостеречь других от подобных действий.
Чиновники из первой администрации Трампа столкнулись с трудностями при сборе доказательств и в итоге решили признать две отколовшиеся от «Братьев-мусульман» группировки, базирующиеся в Египте, —«Лива аль-Таура» и «Харакат Савад Миср» — причастными к серии смертоносных взрывов, убийств и других нападений в Египте в период с 2015 по 2017 год. Вторая администрация Трампа должна придерживаться такого целенаправленного и осмотрительного подхода.
Заключение
Полученные данные подтверждают опасения США в отношении «Братьев-мусульман», особенно в свете того, что администрация Трампа стремится выйти за рамки соглашения о прекращении огня в секторе Газа, чтобы построить более стабильный и мирный Ближний Восток. Но принятие масштабных мер против всей организации будет контрпродуктивным и неэффективным. Вместо этого администрации следует обратить пристальное внимание на организации «Братьев-мусульман», которые оказывают финансовую поддержку ХАМАС, как на потенциальные цели SDGT. Ей также следует признать те отделения организации, которые связаны с насилием, террористическими. В то же время он должен обеспечить прочную правовую основу для борьбы с организациями «Братьев-мусульман» с помощью санкций и правоохранительных органов.
Что касается финансирования ХАМАС, властям следует в первую очередь обратить внимание на организации, входящие в Союз добра, Федерацию исламских организаций в Европе и Народную конференцию по делам палестинцев за рубежом. Односторонние санкции США сами по себе малоэффективны, и другие ключевые правительства, особенно в Европе, с гораздо большей вероятностью предпримут аналогичные шаги, если будут уверены, что действия США законны и основаны на конкретной, достоверной информации.
Майкл Джейкобсон — старший научный сотрудник программы Рейнхарда по борьбе с терроризмом и разведке в Вашингтонском институте, бывший директор по стратегии, планам и инициативам в Бюро по борьбе с терроризмом Государственного департамента. Мэттью Левитт — старший научный сотрудник Института Фромэра-Векслера, директор программы Рейнхарда, бывший заместитель помощника министра финансов по разведке и анализу.